Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

6 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
5 декабря 2023, 13:30 • В мире

Конфликт на Ближнем Востоке показывает Москву в выгодном свете

Правда и победа
Конфликт на Ближнем Востоке показывает Москву в выгодном свете

Tекст: Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета

«Москва находится сейчас в уникальном положении». Такими словами эксперты описывают ситуацию, сложившуюся на международной арене в результате арабо-израильского конфликта. В то время как ряд ключевых игроков несут ощутимые потери, российская дипломатия заняла позицию, приносящую нашей стране серьезные внешнеполитические дивиденды.

Очередное обострение палестино-израильского конфликта оказалось одним из самых масштабных с точки зрения нанесенного ущерба. Речь не только о гибели людей (он уже унес жизни более тысячи израильтян и более 15 тысяч жителей Газы) и не только о материальном вреде (десятки тысяч домов уничтожены или стали непригодными для проживания), но и об ущербе для политической репутации целых стран.

Так, израильтяне своими методами борьбы с террористами ХАМАС обнулили многолетнюю политику по нормализации отношений с арабскими странами. А американцы категорической поддержкой Тель-Авива испортили отношения со странами Глобального Юга, особенно мусульманскими.

«США, сразу встав на сторону Израиля, не ограничивая Израиль изначально, не оговорив условия своей поддержки, распространили на себя последствия израильской политики в Газе. Продемонстрировали всем вопиющие двойные стандарты и настроили против себя мировое большинство», – поясняет газете ВЗГЛЯД замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. А ведь это те самые страны, поддержки которых в противостоянии с Россией Вашингтон так долго и безуспешно добивался.

Неудивительно, что американские дипломаты уже пишут коллективные письма с осуждением одностороннего подхода нынешней администрации Белого дома. Почти сотня сотрудников, например, подписались под меморандумом, где президент США обвиняется в «дезинформации» относительно конфликта, в потворствовании Израилю и в односторонней политике, которая вредит американским национальным интересам и отношениям с другими странами.

«Государства Азии, Африки, Ближнего Востока разочарованы тем, как США ведут себя по вопросу Газы. Многие страны Глобального Юга восприняли происходящее как признак провальной политики США в регионе и ослабления их в качестве сверхдержавы», – отмечает эксперт РСМД Елена Супонина.

Репутационный ущерб понесли и европейские государства, которые в случае с Газой просто забыли о своей якобы демократично-правозащитной линии. Оказались в проигрыше и арабские страны. Население ждало от них действенной поддержки собратьев в Газе, однако лидеры арабского мира (а также Турция) ограничились лишь риторическим осуждением действий Израиля. Даже санкции не ввели – ни против Тель-Авива, ни против Вашингтона.

Арабо-израильский конфликт в силу своей истории традиционно обладает ярко выраженным поляризующим свойством. Он обостряет любые скрытые противоречия как на международной арене, так и внутри государств. Доказательством тому в последнее время стала не только внешнеполитическая риторика повышенного накала, но и многочисленные митинги в поддержку Палестины на Западе, и всплеск антисемитизма в Европе и США. Ряд стран – в Африке и Южной Америке – вводят санкции против Израиля, отзывают послов из Тель-Авива. Другие заверяют в полной и безоговорочной поддержке действий Израиля и клеймят ХАМАС как террористическую организацию.

Россия не предприняла ни одного резкого движения, дающего возможность обвинить ее в какой-либо предвзятости.

Москва заняла очень тонкую и сбалансированную позицию. Эта позиция основывается на международном праве, а также гуманитарных аспектах.

«Москва, с одной стороны, осудила варварскую атаку ХАМАС, но в то же время сразу сказала, что первопричиной конфликта является тот факт, что палестинское государство до сих пор не создано. Выступила за прекращение огня и перемирие, осуждая непропорциональное применение силы Израилем», – поясняет Суслов.

Да, Израиль был не совсем доволен такой позицией. Отдельные израильские политики угрожали Москве карами небесными. Но в условиях глобального осуждения действий Израиля за такую взвешенную позицию официальный Тель-Авив может быть даже благодарен Москве. Поэтому, например, Биньямин Нетаньяху (прямо обвиняющий президента Турции Реджепа Эрдогана в поддержке терроризма) и не позволяет подобных пассажей в адрес российских властей.

«Мы сохраняем хорошие отношения с палестинцами и арабо-мусульманским миром, который нам в нынешнем контексте гораздо важнее и ближе, чем Запад. С другой стороны, мы не позволяем себе никакого антисемитизма или того, что наши недруги могли бы интерпретировать как антисемитизм. Сейчас ни одна из сторон не может сказать, что Москва делает что-то неправильно или играет на чьей-то стороне», – объясняет журналист-международник Аббас Джума.

Такая позиция позволяет Москве не только сохранять отношения со всеми участниками конфликта, но и в будущем сыграть роль посредника. А значит, заработать дополнительный авторитет на международной арене.

«Москва находится сейчас в уникальном положении – она на Ближнем Востоке может говорить со всеми.

И если в Вашингтоне и Брюсселе появится искреннее желание найти решение ближневосточной проблемы, то неизбежно появится необходимость координации с Москвой», – говорит Супонина. «Мы выступаем за мир и прекращение конфликта, являясь, по сути, единственной вменяемой площадкой для переговоров», – подтверждает Джума.

Как же получилось, что США в результате обострения арабо-израильского конфликта потеряли, а Москва приобрела? Америка в своей абсолютно произраильской позиции руководствовалась внутриполитическими мотивами – и демократы, и республиканцы по своим причинам вынуждены полностью поддерживать Израиль. Россия же действовала согласно международному праву. «Москва основывает свою позицию на резолюциях ООН. И эта позиция сейчас наиболее объективная», – считает Супонина.

Еще одно последствие для Вашингтона – полная дискредитация обвинительных тезисов США по поводу российской спецоперации на Украине. «Запад сам себя выставил моральным банкротом, реагируя на действия Израиля так, как он реагирует: пассивно, практически не замечая военных преступлений. Еще вчера они кричали про Бучу и про «преступления РФ». И тут в морально-имиджевом свете мы выигрываем. У нас появляются сильные козыри, как бы цинично это ни звучало», – говорит Джума. Происходящее в Израиле помогло обнажить западную политику двойных стандартов.

Еще одной из ошибок Вашингтона называют переоценку своих возможностей. Однозначно поддержав Израиль и вписавшись в конфликт, он вынужден отвлекаться от войны против России руками киевского режима. «Дав Израилю индульгенцию на дальнейшие действия, США подорвали свой моральный авторитет, а также ослабили свои возможности в реализации других приоритетов. Например, в области поддержки Украины. Они ослабили свои возможности по привлечению мирового большинства на свою сторону против России в украинском конфликте. Кроме того, США вынуждены сейчас оказывать Израилю военную поддержку, что помимо морального и политического ущерба уменьшает их возможность оказывать помощь Украине», – говорит Суслов.

«Каждый доллар и каждая пуля, которую Соединенные Штаты направляют Израилю для войны в секторе Газа, – это доллар и каждая пуля, которые не направляются Украине», – пишет South China Morning Post. И США, как передает издание Axios, уже отправили Израилю десятки тысяч снарядов, которые предназначались киевскому режиму.

Сейчас Штаты демонстрируют желание как-то исправить эту ошибку. Вашингтон оказывал на Тель-Авив давление, убеждая его расширить гуманитарные паузы или пойти на перемирие. Однако руководство Израиля под угрозой потери лица на полпути в этом конфликте остановиться уже не может. Это значит, что конфликт будет продолжаться, внешнеполитическая репутация Вашингтона на этом фоне и далее будет ухудшаться, а репутация российской внешней политики, демонстрирующей взвешенность и баланс, расти.