Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
9 января 2022, 17:30 • В мире

Украина исчезла с российского горизонта

Украина исчезла с российского горизонта
@ Julian Stratenschulte/DPA/ТАСС

Tекст: Николай Стороженко

Весь 2021 год Украина отчаянно привлекала к себе внимание России – от жалоб на готовящееся российское вторжение до требований личной встречи Путина и Зеленского. Ни то, ни другое, ни много чего еще из этого списка, однако, не состоялось. Россия словно игнорировала существование Украины. Почему такое произошло?

Вспоминая, чем отметились российско-украинские отношения в 2021 году, с ходу тянет сказать: «Двумя несостоявшимися вторжениями». Но это неверно. Измерять год во вторжениях – прерогатива украинских политиков. На самом же деле главный итог российско-украинских отношений – в их отсутствии.

Причем это совсем не означает, что Россия и Украина никак не пересекаются, все иначе. Наоборот: Украина всячески стремится привлечь к себе внимание, но все попытки разбиваются о стену Большого Российского Игнора.

Встреча: да, но нет

Основной, хотя и не единственный пример такого игнорирования – история со встречей Владимира Путина и Владимира Зеленского. Напомним, что этой осенью Зеленский отметил свой «экватор» – середину исполнения полномочий президента Украины. Однако с Владимиром Путиным – в двустороннем формате – он еще ни разу не виделся.

О готовности встречаться с Путиным Владимир Зеленский прямо заявил еще как минимум в сентябре 2019 года, а в ноябре – даже допустил двусторонний формат. Однако тогда, в 2019 году, политики встретились только в ходе саммита «нормандской четверки». Одно время планировалось, что президенты двух стран, учитывая непростой характер российско-украинских отношений, встретятся на нейтральной территории: в Израиле, на форуме памяти жертв Холокоста (январь 2020 года). Однако Зеленский в последний момент отменил визит на форум (хотя в Израиль тогда он приехал).

Затем наступил карантинный 2020 год, когда большинство политиков предпочитало формат видеотрансляций. И вот с начала 2021 года МИД Украины, офис Зеленского и даже сам Зеленский начали активно настаивать на личной встрече двух президентов. Да и в Кремле вроде бы не против. Так почему же движение есть, а результата нет?

Вопрос простой и сложный одновременно. Скажем так: потому что видение условий и смысла этой встречи в Киеве и Москве не совпадает. И вряд ли уже совпадет.

Итак, 29 марта Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о такой встрече, ответил: «Пока нет в планах разговора с Зеленским. Но, с другой стороны, при необходимости это очень быстро может быть организовано». Формально такая необходимость (по крайней мере, для Киева) имелась: в конце марта в Донбассе погибли несколько украинских военных. И Киев запросил контакт с Москвой. Зеленский сам подтвердил это в ходе визита в Париж 16 апреля: «Я запросил [разговор], когда погибло четверо наших воинов и двое были ранены. Я попросил руководителя офиса связаться... я позвонил – мне не ответили. На сегодня такой ответ». Журналисты уточнили этот момент у Пескова: «Я оставляю без комментариев».

Поэтому Зеленский повторил запрос, уже публично, записав видеообращение: «Господин Путин! Я готов пойти еще дальше и предложить вам встретиться в любой точке украинского Донбасса, где идет война». В ответ Владимир Путин пригласил Зеленского в Москву в любое удобное время – если президент Украины хочет обсудить отношения Украины и РФ. Если же он хочет говорить о ситуации в Донбассе, то пусть общается с руководством ЛДНР.

С тех пор (с мая по декабрь) в СМИ можно найти множество новостей о том, как встреча обсуждается, готовится, прорабатывается. Киев даже хотел устроить такую встречу через папу Римского (сильно удивив этим Ватикан). Предлагали также Вену, шантажировали предками («…У нас же была история, у нас же «деды воевали»). В качестве места встречи назывался даже Крым.

В свою очередь Москва выслала Киеву свои предложения по повестке такой встречи – скорее, видимо, чтобы избежать обвинений в бездействии. Однако итоговую формулу, описывающую всю полноту ситуации, произнес Дмитрий Песков: «Встреча нужна, но невозможна». Dixi.

Почему невозможна? Потому что Крым в принципе не может быть одним из вопросов такой встречи. По Донбассу с Киевом обсуждать нечего: все остановилось еще при Порошенко на вопросе выполнения «Минска-2». А о чем тогда говорить и зачем встречаться?

Нет контакта

Еще один заметный момент, в котором Россия проигнорировала Украину – это энергоносители. Ближе к началу ноября украинские власти наконец-то решили задачу «про два бассейна» и поняли, что у них не хватает всего: газа, угля и мощности электростанций. С дефицитом мощности справиться было проще всего. Поэтому к моменту окончания запрета на поставку электроэнергии из Белоруссии и России (1 ноября) Украина начала переговоры о таких поставках.

Вопрос о поставках из Белоруссии решился, хоть и не сразу. Ведь Белоруссия и сама в этом заинтересована. А вот о поставках из России договориться не удалось. Хотя именно за счет РФ Украина рассчитывала закрыть дефицит генерации более чем в 2 ГВт. Не удалось, потому что Украина, собственно, и не пыталась. Восемь украинских компаний на аукционе выкупили мощности сечения для межгосударственных поставок. И решив, что дело в шляпе, поехали в Россию заключать контракты.

Но это, может, на Украине энергосистема так работает: 2 ГВт – туда, 2 ГВт – сюда. А в России закупки таких объемов нужно заранее согласовывать на уровне правительства. У нас энергокольцо БРЭЛЛ, поставки в Финляндию, энергомост в Крым и прочие нужды. Нельзя сегодня вписать в баланс Украину, а завтра начать поставки электроэнергии. Тем более, что у Украины семь пятниц на неделе: то она импортирует российскую энергию, то вводит запрет на импорт.

Взять хотя бы Казахстан. В середине ноября СМИ сообщили о поставках электроэнергии в Казахстан из России. Правительства договорились, компании согласовали коммерческие условия. Сначала одно, потом другое – так это работает у нормальных людей. А поскольку договариваться об импорте из Киева заранее никто так и не приехал, то и поставок нет. Хлеб за ртом не ходит. 16 ноября глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов подтвердил, что решения о поставках электроэнергии на Украину нет. И его не будет как минимум до тех пор, пока в Москву не приедет делегация украинского Минэнерго. Официальная, а не «мы готовы купить, с Зеленским уже все порешали».

Примерно то же самое с углем. Украина много кричит о том, что Россия заблокировала поставки российского угля и не пропускает уголь из Казахстана. На самом деле Украина даже не пробовала договариваться ни о покупке, ни о транзите. Поскольку сознательно избегает официальных контактов с Россией. Нужен уголь – пусть компании договорятся напрямую, без чиновников.

Так не работает. Российские железные дороги сейчас работают на пределе. Погрузка в январе–ноябре – 1174,4 млн тонн (+3,3% к АППГ). По углю рост еще больше – 6,2%. Еще летом возник дефицит вагонов. А в декабре о нехватке угля сигнализировали три области в Сибири, включая Кемеровскую (!). Если Украине нужен уголь, то думать об этом нужно было в конце весны. Тем более Украина только говорит, что уголь нужен, но никого не шлет о нем договариваться. Значит, не сильно и нужен.

В другое время мы бы, конечно, вошли в положение, порешали оперативно, где-то даже в обход обычного порядка. А теперь-то ради чего? Киев, кажется, с ENTSO-E синхронизируется? Вот пусть Брюссель его энергокризис и решает.

Готовы качать ваш грязный газ!

Третий заметный момент также связан с энергетикой – с транзитом российского газа. Еще в конце октября Украина предложила компании «Газпром» досрочно, не дожидаясь 2024 года, продлить транзитный контракт. «Мы готовы к подписанию контракта на следующие 10-15 лет, по которым обязуемся поставлять газ в Евросоюз в ежегодных объемах не менее 45 миллиардов кубометров», – заявил руководитель компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон.

Спустя месяц предложение повторил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. К тому же Шмыгаль предложил нарастить транзит до 55 млрд кубометров, обязавшись поставлять этот излишек по тарифу вдвое ниже текущего. Эту же скидку обещал и Зеленский – как минимум дважды за осень. Иными словами, Украина, словно опомнившись, начинает отрабатывать имидж надежного транзитера. Стоп. А не тот ли это Зеленский, который 31 августа назвал российский газ самым грязным в мире? То есть президент Украины сначала назвал его таким, а потом зачем-то захотел прокачивать еще больше «грязного газа»? К тому же как понять следующее?

22 октября президент Украины предлагает Газпрому качать через Украину больше и платить за это меньше. А 23 октября появляется письменный комментарий Зеленского агентству AFP, в котором он обвиняет Россию в организации газового кризиса в Европе.

В общем, ни на одно из этих предложений Украина ответа не получила, что сама же и констатировала.

***

Все это настолько напоминает киплинговское «…если у них есть какое-либо желание, то именно стремление, чтобы в джунглях их заметили», что цитата вязнет на зубах своей банальностью.

Замечать Украину, конечно же, не стоит. Наблюдать – да (мы же помним, что она дана нам в назидание?). А заметить – все равно что признать за ней (квази)субъектность. Обрести которую Украина стремится через скатывание к роли второй Прибалтики. Вот как с Прибалтикой и поступать.

..............