Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
19 мая 2019, 10:45 • В мире

Российские гопники проникли в подсознание Запада

Российские гопники проникли в подсознание Запада
@ PUMA/Youtube

Tекст: Виктория Никифорова

Неожиданным элементом русской «мягкой силы» стали отечественные гопники. Культовые герои, придуманные несколькими остроумными интеллектуалами, в одночасье покорили сердца западной публики. Как возникла эта мода на Западе, кто является ее главным проводником и распространителем – и как нам относиться к такому явлению?

В России хардбасс, сидение на кортанах, семечки и треники «Адидас» уже давно вышли из моды и вызывают только ностальгию. А вот на Западе субкультура российских гопников набирает популярность ускоренными темпами.

Канье Уэст и Рианна щеголяют в худи и кепках с русскими надписями, главред Vogue Анна Винтур пиарит гопническую моду, самый популярный видеоблогер мира Pewdew Pie торгует мерчендайзом с нехорошими русскими словами, миллионы англичан и американцев учатся правильно сидеть «на кортах», танцевать хардбасс и лузгать семки (Sunflower seeds – поясняет англоязычная Википедия). Субкультура отечественных гопников совершенно неожиданно пошла в западный мир и очаровала музыкантов, дизайнеров и простых граждан.

Поначалу это кажется обидным до невозможности. Почему это русскую культуру в мире представляют какие-то неотесанные персонажи из 90-х со всеми этими «Мобильник есть? А если найду?». А как же русский балет и русский космос?

Однако на самом деле история с гопниками гораздо сложнее. Полукриминальных и необразованных пацанов с городских окраин запустили как вирус в мировую культуру несколько продвинутых интеллектуалов с постсоветского пространства.

Как говорит в интервью журналу «Эксперт» ведущий специалист по гопнической культуре Дмитрий Громов, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, «злобный молодой человек, который хочет набить вам морду и отжать мобилу, в спортивном костюме (чаще всего «Адидас»), с барсеткой в руке и бритым затылком, который любит сидеть на карачках («на кортах»), грызет семки и говорит на некотором специальном языке – это мифологизированный образ гопника, созданный молодыми и образованными жителями интернета».

Впрочем, до жителей интернета был еще лучший русский режиссер Алексей Балабанов, создавший канонический образ гопников в фильме «Жмурки». Чуть позднее интернет взорвали видеоролики остроумного комика с ником Boris, в которых он все рассказал о повадках и привычках «четкого пацана» с русских городских окраин.

Одновременно миллионы русскоговорящих пользователей вломились в мир онлайн-игр с загадочным криком «suka-blyad!», который требовалось срочно расшифровать и перевести на английский. Сегодня это высказывание на кириллице красуется на миллионах футболок, кепок и толстовок.

В России гопота – полукриминальные сообщества необразованной молодежи с окраин – как раз в это время уходили в небытие. Меньшая часть из них погибла в разборках. Подавляющее большинство пошли в армию, нашли работу и успешно социализировались. Времена «ровных пацанчиков» закончились, казалось, вместе с лихими девяностыми.

И именно в это время, в начале нулевых, уходящую натуру стали поэтизировать хорошие мальчики из интеллигентных семей. Модельер из Тбилиси Демна Гваслия ввел в моду толстовки и кепки с матерными надписями. Сегодня этот советский грузин работает креативным директором модного дома Balenciaga. Balenciaga выпускает специальную коллекцию дорогих кроссовок в стиле гопников. Большой поклонницей этой обуви является такая икона стиля, как Мишель Обама.

Продвинутый москвич Гоша Рубчинский в качестве дизайнера выпустил несколько модных коллекций в гопническом стиле – широкие спортивные штаны, цепочки, кепки, кроссовки, общий лук типичного постсоветского хулигана. Коллекции получили мировое признание.

Видеоблогер Boris – звезда постсоветского интернет-пространства – заработал миллионы просмотров своими роликами из жизни загадочных gopniks. В них он подробно описывает прикид, манеры и сленг гопников и с псевдоученым видом объясняет, как правильно сидеть на кортанах, лузгать семки и наезжать на лохов.

В мае 2010 года четверо молодых петербуржцев взорвали интернет танцем «Школа колбасы». Эти интеллигенты пародировали изрядно доставших их питерских гопников с их дурацкими плясками. А вот западные пользователи приняли все это за чистую монету. Они уверились в том, что по просторам России действительно бродят стада бритоголовых пацанов в трениках «Адидас» и увлеченно принялись косплеить их экзотический лайф-стайл.

Благодаря «Школе колбасы» танец Hardbass стали танцевать сначала в Восточной, а потом и в Западной Европе. Европейские музыканты стали активно обыгрывать мотивы гопнической культуры в своих композициях.

Другим мемом*, получившим мировую известность в это же время, оказался слоган из украинской компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. «Чики-брики – и в дамки». С тех пор любой западный модник научился выговаривать «Сheeki-breeki», а также, с подачи Boris, разучил слова «Kompot» и «Pelmeni» и освоил технику Slav Squat – «славянского сидения на корточках».

Так сложилась парадоксальная ситуация, когда в России гопники стремительно вымирают как класс, а на Западе в них активно играют целые поколения молодежи. Почему в Европу зашли именно гопники? Потому что там работает только то, что соответствует их собственным массовым представлениям о России. Русский, по определению, брутален и агрессивен, так что гопники идеально вписались в тренд. В такой же культурный тренд, кстати, попал и президент Путин – еще одна икона нового русского стиля.

Отдельно доставляет полная раскованность наших пацанов с окраин. Шокирующее отсутствие политкорректности, наглый сексизм, мачизм и прочие безобразия – все это просто как бальзам на душу современной западной молодежи, которую на родине дергают и цензурируют со всех сторон.

Свою роль играет и загадочная кириллица, и странно звучащие русские слова.

Неизбывное любопытство англоязычной молодежи к русскому языку уловил еще писатель Энтони Берджесс. В своей культовой книге «Заводной апельсин» он заставил своих героев – молодых английских бандюганов – изъясняться на странном жаргоне «надсате», состоящем в основном из русских слов. Благодаря знаменитой экранизации Стэнли Кубрика, надсат вошел в моду и повлиял на творчество многих кинематографистов и музыкантов.

Ну и, конечно, феномен Russian gopniks обязан своим появлением исконно русским остроумию и самоиронии. Именно бессчетные ролики на Youtube с пародиями на гопников, их танцы, манеры, сленг и пищевые привычки сделали их образ вирусным в мировом интернете. Уже оттуда его переняли модельеры, музыканты, дизайнеры.

Интересно, что официальные проекты по продвижению позитивного имиджа страны зачастую оборачиваются разочарованием. Блестяще проведенная сочинская Олимпиада вызвала такое раздражение у западных «друзей и партнеров», что на всех следующих соревнованиях наших спортсменов нещадно гнобили, заставляя искупать успех 2014 года.

А вот сугубо неофициальные «гопники» проникли в интернет-подсознание Запада вирусным путем. Их никто не навязывал, их никто не отслеживал. В результате все западные иконы стиля пытаются подражать давно вымершим «люберам» и массово носят прикид, вышедший у нас из моды лет так десять–двадцать назад. Так парадоксально выглядит сегодня «мягкая сила» России.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............