Дмитрий Губин Дмитрий Губин Линия фронта проходит через историю

Рядом с Сумами еще один полковой город – Ахтырка. Самым знаменитым командиром, а затем и шефом ахтырских гусар был поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов. На линии фронта что ни город или даже деревня – то русская история.

8 комментариев
Максим Соколов Максим Соколов «Скажите спасибо, что живыми отпускаем»

До конца 1940 года Латвию покинули 48,6 тыс. немцев. Осталось около тринадцати с половиной тысяч. Но все это было детской шуткой по сравнению со следующим этапом ректификации. Оккупированную Латвию делали judenfrei.

11 комментариев
Александр Дементьев Александр Дементьев Одиночество США могут понять только русские

Империофобия – это болезнь недообразованных интеллектуалов, исполненных надменности и желчи, унижающих целые народы по факту их принадлежности к строительству империи.

24 комментария
5 ноября 2015, 17:45

Конгресс обменял госдолг на оружие для Пентагона

Конгресс США обменял госдолг на оружие для Пентагона

Конгресс обменял госдолг на оружие для Пентагона
@ Ron Sachs/CNP/ZUMAPRESS/ТАСС

Tекст: Александр Антошин

Скандал, в рамках которого Обама наложил вето на проект оборонного бюджета США, подошел к развязке. Вопреки прогнозам, Конгресс не стал преодолевать это вето, а предложил компромисс – увеличение госдолга в обмен на оружие для Пентагона. Пентагону это оружие очень нужно – старое устарело. Весь вопрос в хищениях, в которых подозревают оборонное ведомство.

В понедельник обе палаты Конгресса США без особых споров увеличили потолок госдолга США. Таким образом, к финалу правления Барака Обамы он достигнет 20 триллионов долларов. На тот момент, когда 44-й президент США занял свой пост, эта цифра составляла «всего» 10,6 триллиона, то есть за восемь лет долг увеличился почти в два раза.

Подобная станция реально стоит не более 500 тысяч долларов. То есть уровень попила-отката составил почти 99%

Сговорчивости прежде столь решительных республиканцев, которые на текущий момент контролируют как сенат, так и палату представителей, есть простое объяснение – Обама взял «в заложники» самую дорогую для всей американской нации (а для «слонов» – прежде всего) часть бюджета: военные расходы. Впрочем, по мнению демократов, госдолгом шантажируют именно их. Уходящая администрация, в общем-то, не имеет ничего против некоторого сокращения трат, но начать предлагает именно с бюджета Пентагона. 23 октября Обама наложил вето на утвержденный Конгрессом проект военного бюджета на 2016 год, предусматривавший расходы в 612 миллиардов долларов.

Для сравнения: это чуть больше трети от общемировых трат на оборону. Около 600 миллиардов долларов на военные нужды совокупно тратят Китай, Россия, Саудовская Аравия, Франция, Великобритания, Индия, Германия и Япония. Остальные государства – члены ООН обходятся оставшимися 550 миллиардами долларов.

Демократы сумму военных расходов традиционно хотят уменьшить, республиканцы не менее традиционно считают, что безопасность – эта сфера, в которой экономить не стоит. К тому же по очень многим направлениям американское вооружение откровенно устарело.

#{smallinfographicleft=751153}Так, основной истребитель армии США F-15 эксплуатируется с 1976 года. F-35, который должен прийти ему на смену, с 2006 года выпускается малыми партиями, по сути, только для обучения летного состава, и крупные партии в войсках увидят не ранее 2019-го. Еще хуже обстоят дела с основным стратегическим бомбардировщиком ВВС США. Им по-прежнему остается B-52, первый полет которого состоялся в 1952 году, но его попросту не на что менять. «Зарубленный» Обамой проект бюджета, кроме всего прочего, подразумевает и начало финансирования программы по разработке нового бомбардировщика на смену заслуженному «пенсионеру». В войска новый самолет поступит где-то к концу 2030-х. В общем, резать тут что-то, по мнению республиканцев, преступление и угроза национальной безопасности.

В таких обстоятельствах у «слонов» было три возможных варианта действий. Первый – кардинально сократить расходы, но этот вариант даже не рассматривался по очевидным причинам (в конце концов, даже сам Обама не для этого вето накладывал). Второй – обойти вето президента при помощи квалифицированного большинства, однако для этого необходимо было перетянуть на свою сторону часть конгрессменов-демократов, что задача довольно сложная. Третий вариант – договориться с Обамой. Это значительно проще, однако сулит партии некоторые репутационные потери: практически все конгрессмены и сенаторы-республиканцы в своих предвыборных программах обещали бороться с ростом государственного долга. Скрепя сердце, республиканский истеблишмент принял решение идти по третьему пути.

Потолок госдолга был увеличен на 1,7 миллиарда долларов. То есть за то, чтобы Обама разрешил Пентагону потратить в 2016 году 600 миллиардов, республиканцы предложили самому Обаме сумму в три раза большую. Вряд ли избиратели-республиканцы сочтут это выгодной сделкой. Кроме того, по поводу военных расходов нет единства и внутри самой Республиканской партии. Своего пика бюджет Пентагона достиг в 2010-м, когда составлял почти 700 миллиардов долларов. С тех пор он медленно, но неукоснительно снижается под давлением как демократов, так и различных групп внутри самой Республиканской партии.

Однако если вооружение стареет, а новое не появляется, то возникает резонный вопрос – а на что идут колоссальные средства оборонного бюджета. В тот же день, когда республиканцы согласились на увеличение госдолга, рупор Республиканской партии – телеканал Fox News выдал в эфир сюжет о некоторых тратах американского министерства обороны.

Так, за счет Пентагона в Афганистане была построена автозаправочная станция – для развития экономики, скорейшего восстановления страны и прочих благих целей. Однако есть одно «но»: стоимость «заправки» для американских налогоплательщиков составила 43 миллиона долларов. Это притом что, по данным телеканала, подобная станция в этом регионе реально стоит не более 500 тысяч. То есть уровень попила-отката составил почти 99%. Причем не очень понятно, как обстоят дела с другими тратами по программе помощи Афганистану – документация странным образом была утеряна.

Ну и зачем, спрашивается, не щадя живота своего бороться за каждый миллиард долларов на оборонные нужды, если назначенцы Обамы в Пентагоне вместо того, чтобы покупать новенькие F-35, все равно все разворуют?

В этом смысле интересна смена позиции Дональдом Трампом, который великолепно чувствует, в какую сторону дует ветер, а переобуваться умеет в прыжке. Еще летом миллиардер выступал за увеличение военных расходов, но на прошлой неделе в интервью все тем же «фоксам» заявил, что военный бюджет спокойно можно урезать на треть. Причем формально он свою позицию не менял. По мнению кандидата в президенты, если победить коррупцию в Пентагоне, то и траты получится сократить, и на новый авианосец, о котором мечтают адмиралы, деньги найдутся.

Необузданные военные расходы – эта тема, по которой демократы традиционно критикуют республиканцев. Однако в данном случае у республиканцев, похоже, есть возможность свалить ответственность на Обаму. Пентагон подчиняется не Конгрессу, а президенту. Соответственно, за беспорядок в ведомстве отвечать Обаме. Это ему обязательно припомнят, а пока что «слоны» решили ограничиться обменом военного бюджета на госдолг.

Республиканцы символически сократили военный бюджет на пять миллиардов долларов, до конца недели он будет утвержден палатой представителей и сенатом, после чего поступит на подпись президенту. С вероятностью 99% Обама проект нового бюджета подпишет.

Тем не менее тема военных расходов продолжит оставаться горячей и актуальной. Американскую нацию волнует простой вопрос – если колоссальные средства попросту разворовываются, то можно ли спать спокойно? Или на определенном этапе Америка рискует оказаться с кучей дорогостоящего металлолома на руках, который никак не поможет справиться с современным российским или китайским вооружением?

Хорошие вопросы для президентских дебатов, не правда ли?

..............