Летом этого года тихо, без помпы и бурных обсуждений, Концепция по увековечиванию памяти репрессированных была радикально изменена. Это логично следовало из факта запрета «Мемориала» в конце 2022 года.
61 комментарийПрибалтика испугана призраком собственных «народных республик»
В Латвии и Литве обеспокоены появлением в Facebook* малочисленных групп сторонников так называемых Латгальской и Виленской Народной Республики. Власти опасаются, что их обсуждение спровоцирует антигосударственные настроения в прибалтийских странах. «Сепаратистские» сообщения вовсю проверяются спецслужбами, которые уже успели найти в этом деле «российский след».
Призрак сепаратизма
Это не более чем троллинг. И очень странно, что латвийские спецслужбы и полиция обращают на это внимание
Как сообщает крупнейшее информагентство Прибалтики Delfi, спецслужбы Латвии обеспокоены появлением в социальной сети Facebook* страницы «Латгальской народной республики». Латвийская полиция безопасности 29 января начала проверку по факту обнаруженных в социальных сетях «сепаратистских» сообщений. В числе подобных – опубликованная карта Латгалии, где эта область изображена отдельно от Латвии.
Латвийские спецслужбы уже обнаружили «российский след» в этом деле. «Распространение в публичном пространстве идей, направленных на оспаривание закреплённого в Сатверсме (конституции Латвии – прим. ВЗГЛЯД) принципа территориальной целостности страны, соответствует геополитическим интересам России», – заявили в четверг представители полиции безопасности. Также они призывают граждан Латвии сообщать о фактах, в которых флаг страны используется «в провокационных целях».
Литовские силовики не отстают от латышских коллег. Полиция Литвы уже успела провести ряд специальных операций в связи с появлением в соцсети страницы «Виленской Народной Республики». Ее организаторы выражают поддержку самопровозглашенным Донецкой и Луганской народным республикам и требуют провести в Литве референдум. Также в группе говорится о «польской принадлежности города Вильно». Участники группы опубликовали несколько фотоколлажей, на которых литовские названия населённых пунктов зачеркнуты и заменены на польские. На момент 30 января паблик имеет чуть больше 50 «поклонников».
Очевидно, создатели «виртуальной республики» обращаются к тому времени, когда произошел захват поляками столицы Литвы города Вильнюса, во время гражданской войны в России. Тогда Вильнюс был инкорпорирован в Польшу и оставался в ее составе до 1939 года. Это страшная травма для литовцев, отмечают историки. После начала Второй мировой войны Вильнюсский край был передан Литве.
- Латвия купила у Дании системы противовоздушной обороны Stinger
- Литва ужесточает борьбу с "враждебной пропагандой"
- Литовская прокуратура ищет в школах предателей родины
- У России есть способы давления на Литву
- Прибалтийские страны ищут военный ответ "российской агрессии"
- Жители Латвии все чаще принимают гражданство России
Эдгар Трусевич, член фракции «Избирательной акции поляков Литвы» в вильнюсском горсовете, отметил, что страница в соцсети напоминает ему провокацию. «Создатели группы, организаторы всего этого, должны вспомнить, что право на выражение своих мыслей не является абсолютным, и оно не может идти вразрез с другими законами Литвы», – передает Delfi слова члена горсовета.
Язык под запретом
Латвийское правительство позиционирует Латвию как моноэтническое государство латышей. Однако в маленькой прибалтийской республике проживают не только латыши, русские, поляки, немцы, но и латгальцы. Латгальцы – это народность, компактно живущая на юго-восточных территориях, которые в совокупности составляют четверть Латвии.
По мнению историков, появление этой культурно-этнической области и народности случилось достаточно давно и естественным образом. Эта народность упоминается еще в древних летописях. Интересно, что латгальцами называют себя ни много ни мало 30% населения Латвии.
У латгальцев есть свой язык – третий по численности в стране, однако в латвийских школах и университетах его не преподают. Общение на этом языке в обыденной жизни латвийскими властями не приветствуется.
Вообще Рига очень болезненно относится к латгальской проблеме. Так, правительство Латвии крайне негативно восприняло факт издания словаря латгальского языка и книги истории Латгалии.
При этом не раз отмечалось, что проблема «латгальского вопроса» раздута. Например, даже по подсчетам экс-мэра «сердца Латгалии» города Резекне, а ныне депутата латвийского Сейма Януса Тутинса, лишь около 10% латгальцев разделяют идею автономии, сообщает аналитический портал о балтийском регионе RUBALTIC. По мнению депутата, процент мог бы быть более высоким. Главной причиной такого низкого количества сторонников самоуправления является дотационный характер Латгалии. Регион почти полностью дотируется из Риги, и такое положение дел не способствует развитию темы автономии, считает Тутинс.#{ussr}
Война с ветряными мельницами
По мнению этнического латгальца, бывшего депутата Европарламента Александра Мирского, в Латвии крайне пренебрежительное отношение к латгальцам. «Когда Латвия вышла из состава СССР, в Латгалии проживало примерно 350 тысяч человек, а сейчас там живет примерно 150 тысяч человек. Латгалия – это самый депрессивный регион Латвии. В Латгалии самая плохая инфраструктура в стране, да и финансовые поступления из Риги туда самые незначительные», – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД.
По мнению Мирского, любые разговоры про Латгалию считаются антигосударственными, хотя они в действительности не являются таковыми.
«Латгальская проблема действительно существует в том смысле, что латгальский язык не признается в качестве отдельного языка. Существует официальная позиция, что латгальцы – это латыши, а латгальский язык – это диалект латышского. Поэтому все, что связано с этим вопросом, воспринимается крайне болезненно официальной Ригой», – заявил газете ВЗГЛЯД директор фонда «Историческая память», специалист по истории Прибалтики Александр Дюков.
Проблема для латвийских властей состоит еще и в том, что население страны в последние годы существенно сократилось. Множество граждан покинуло Латвию, уехав за рубеж. А уезжают, как правило, именно этнические латыши, отмечает Дюков. «Если считать латгальцев латышами, то латышей в Латвии по-прежнему большинство. А если определять латгальцев как отдельную народность, то латыши перестают быть этническим большинством в Латвии. Таким образом, Латвия превращается в государство трех общин: латышей, русских и латгальцев. И выходит, что один этнос узурпировал власть в стране», – заметил эксперт.
Однако эксперты полагают, что из этого всего не следует, что возможно создание независимой Латгальской народной республики. Конфликтный потенциал в этом регионе крайне низок. Латгальцы, в общем-то, пользуются всеми правами граждан Латвии, к тому же в стране есть намного более ущемленные этнические группы. «Это не более чем троллинг. И очень странно, что латвийские спецслужбы и полиция обращают на это внимание», – отметил Александр Дюков.
Что касается страха Литвы перед «сепаратистскими настроениями», то и их историк считает несостоятельными. Дюков напомнил, что в той области, которую якобы приписывает себе «Виленская Народная Республика», был очень высок процент польского населения. Однако позже, после этнических чисток, осуществляемых литовскими властями по отношению к полякам, этот процент несколько снизился. При этом поляки все еще составляют вторую этническую группу в Литве – чуть менее 7% населения страны. А польская партия занимает место в литовском парламенте.
«Целое правительство вместе с силовиками повелись на шутку. Это говорит только о том, что правительство неадекватно функционирует и слабо представляет, что происходит в их стране, да и в мире в целом», – заявил Александр Дюков. А камни в российский огород, которые традиционно летят от представителей этих республик, можно объяснить только странным миром, в котором живут прибалтийские страны, отмечает эксперт. «Миром, в котором они боятся вторжения России. Ну, хотят люди жить в таком мире, это их дело. Что мы можем сделать?» – риторически добавил он.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ