Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариев«Сноуден будет счастлив»
Обама запретил АНБ следить за своими коллегами
Барак Обама анонсировал перемены в методах работы американских спецслужб. Впрочем, перемены оказались скромными. Если сейчас спецслужбы отслеживают переписку и телефонные переговоры тех, кто связан с «подозреваемым» через трех человек, то теперь число их решено сократить до двух. «Обама никогда бы не выступил так, если бы не было таких людей, как Эдвард Сноуден», – заметил основатель Wikileaks Джулиан Ассанж.
В пятницу президент США Барак Обама, выступая в здании минюста США, изложил планы по реформе американских спецслужб в части их методов сбора информации. Он рассказал о своей новой директиве по этому поводу.
Пикантно, что в качестве «риска» в работе спецслужб Обама, по сути, назвал не происки многочисленных врагов США, а тот факт, что методы самих разведчиков могут стать достоянием гласности. «В то же время действия по электронной разведке и возможность, что эти действия могут быть раскрыты без разрешения, ведут к многочисленным рискам, – уточняется в директиве Обамы. – Эти риски включают наши отношения с другими странами, наши коммерческие, экономические и финансовые интересы, доверие к нашей приверженности по созданию открытого, децентрализованного и безопасного глобального интернета и защиту источников и методов разведки».
Обама не без пафоса отметил: «Мы должны продолжать добиваться, чтобы наша электронная разведка принимала во внимание наши союзы и прочие партнерские отношения, лидирующую роль, которую США играют в защите демократических принципов и универсальных прав человека, и растущую глобализацию торговли».
Глава Белого дома еще раз заверил, что результат слежки не будет использоваться для борьбы с инакомыслящими. «Электронные разведданные, собранные в большом объеме, ни в коем случае не могут использоваться для подавления или ограничения критики или несогласия, для ущерба лицам по признаку национальности, расы, пола, сексуальной ориентации или религии, для конкурентных преимуществ для компаний и бизнеса США в коммерческом отношении», – говорится в директиве.
Шесть угроз от Барака Обамы
Как передает РИА «Новости», в директиве указаны шесть угроз, борьба с которыми допускает сбор данных электронной разведки: шпионаж иностранных государств против США, терроризм, оружие массового поражения, киберугрозы, военные угрозы армии США и союзников, международные криминальные угрозы, включая незаконную финансовую деятельность и уход от санкций. Использование электронной разведки в других целях не разрешается, уточняет директива. Впрочем, очевидно, что эти угрозы и есть, по сути, вся сфера ответственности спецслужб, так что для разведчиков ничего не меняется.
Обама велел разведсообществу в течение года предоставить предложения по переходу с массового на целевой сбор данных. «Госсекретарь США определит высокопоставленного чиновника в Госдепе, чтобы координировать усилия министерств и агентств, связанные с вопросами сбора международной информации. Этот чиновник будет контактным лицом для иностранных властей, у которых возникнут вопросы по поводу электронной разведки, осуществляемой американской стороной», – говорится в документе.
Обама не стал скрывать, что «новый курс» во многом – следствие разоблачений беглеца из спецслужб Эдварда Сноудена. Как известно, в декабре президент получил доклад группы экспертов, которая по просьбе Белого дома сформулировала предложения по реформе. Сам бывший сотрудник АНБ, который в прошлом году получил убежище в России, удостоился упоминания в речи Обамы. «Я не собираюсь разбираться в действиях и мотивации господина Сноудена, но скажу, что защита нашей нации зависит частично и от честности тех, кому доверены секреты страны», – заметил президент. Откровения Сноудена будут влиять на спецслужбы многие годы, посетовал Обама. Впрочем, добавил президент, он не был полностью удовлетворен работой секретных служб еще до «откровений» бывшего АНБ-шника.
- Антишпионское соглашение между Германией и США срывается
- США: Развитие многих событий 2014 года зависит от России
- Эксперты проанализировали годы правления Барака Обамы
- В ООН представлен проект резолюции о запрете шпионажа в Сети
- Европейские лидеры раздражены тем, что США их прослушивают
Оратор немного «подсластил пилюлю», заявив, что аудит программ слежки не выявил нарушений американского законодательства. И, добавил Обама, сам факт публичного обсуждения промахов спецслужб свидетельствует о том, что Америка находится «в авангарде защиты частной информации и человеческого достоинства».
«Никто не ожидает, что в Китае будут вестись открытые дебаты об их программах слежки или что Россия будет принимать во внимание обеспокоенность своих граждан относительно частной информации», – не без гордости заявил президент США. Поэтому американская разведка должна соответствовать более высоким стандартам, нежели китайская или российская.
Как бы то ни было, разоблачения Сноудена возымели реальный эффект по крайней мере в одной из сфер работы разведки. Обама официально запретил слежку за десятками лидеров иностранных государств – об этом заявил высокопоставленный представитель Белого дома ранее в пятницу, еще до выступления в минюсте.
Впрочем, из заявления, сделанного самим Обамой, может следовать, что американский лидер оставил лазейку для спецслужб. «Мы не будем перехватывать коммуникации глав государств и правительств стран, которые являются нашими друзьями и союзниками, – заявил президент, но тут же сделал оговорку. – Если мы не вынуждены делать это в целях национальной безопасности».
Аналогичная же оговорка сделана и в отношении промышленного шпионажа. «Сбор иностранной частной коммерческой информации по торговым секретам разрешается, только чтобы защитить национальную безопасность США и их партнеров и союзников, – говорится в директиве американского президента. – Сбор подобной информации, чтобы добиться конкурентных преимуществ компаний и бизнес-сектора США, не является разрешенной целью разведки и контрразведки».
Заметим, что «слив», устроенный Сноуденом, свидетельствует о том, что АНБ США следило в том числе и за иностранными компаниями.
Обама также предписал спецслужбам ограничить сбор метаданных сотовых телефонов и запретил контрразведчикам без решения суда осуществлять поиск в базах данных.
«Пятая власть» в действии
К слову, сведения об этой инициативе тоже отчасти «слили» – еще накануне о решении Белого дома сообщила «Нью-Йорк таймс». Издание, ссылаясь на источник в администрации Обамы, пояснило: если сейчас спецслужбы при работе с подозреваемым заодно отслеживают переписку и телефонные переговоры тех, кто связан с «объектом» через трех человек, то теперь число этих звеньев решено сократить до двух человек.
Об этом же теперь заявил и президент: «Я распорядился, что переход от существующей программы будет проходить в два этапа. Начиная с этого момента мы будем следить за телефонными звонками, которые лишь на два шага, а не на три отстоят от телефонных номеров, связанных с террористической организацией». Впрочем, очевидно, что проверить соблюдение нового правила на практике будет крайне сложно, в работе тех, кто ведет прослушку, мало что изменится.
Сразу после речи Обамы небольшую отповедь дал его давний оппонент – основатель Wikileaks Джулиан Ассанж. В эфире CNN он посетовал, что Обама не упомянул об ограничениях в отношении секретного закона о прослушивании. «Меня более всего заботит то, о чем не было сказано, – о введении ограничений в отношении секретного закона», – сказал Ассанж, отметив, «насколько же затруднительно было для главы государства выступать на протяжении 40 минут и не сказать почти ничего».
Кроме того, он отметил, что «Обама никогда бы не выступил так, как сегодня, если бы не было таких людей, как Эдвард Сноуден». Причем Ассанж анонсировал скорое выступление самого Сноудена. «Эдвард Сноуден ответит на заявления президента на следующей неделе», – сказал Ассанж. «Я думаю, что Сноуден сегодня будет счастлив тому, что президент хотя бы 45 минут говорил на эту тему», – добавил основатель Wikileaks.