Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Таро – это попытка попасть в духовный мир с черного хода

Попытки залезть в духовный мир с черного хода, узнать будущее, которое принадлежит только Богу – это акт неверия. Хуже того, такие попытки открывают человека для воздействия падших духов. А с чисто мирской точки зрения тарология – это торговля услугами, которые заведомо не могут быть оказаны.

23 комментария
24 октября 2013, 22:45 • В мире

Говорите, вас не слышно

Европейские лидеры раздражены тем, что США их прослушивают

Говорите, вас не слышно
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Петр Акопов

Скандал с прослушиванием европейцев спецслужбами США набирает обороты – свое возмущение выразили руководители Германии и Франции. Выяснилось, что канцлера Меркель прослушивали точно так же, как и всех остальных немцев. С союзниками так себя не ведут, возмущаются в Париже и Берлине – и действительно, США продемонстрировали, что относятся к европейской элите как к вассалам.

Поездка американского госсекретаря в Европу проходит на фоне мощной волны возмущения европейцев. Но если 30 лет назад рядовые европейцы возмущались из-за очередных планов размещения ракет в их странах, то сегодня возмущаются руководители основных европейских стран – из-за того, что их телефонные разговоры прослушивали американские союзники.

Нарастает недоверие, его пространство все расширяется – остается надеяться, что оно дорастет до некой критической точки

Новая волна скандалов, связанных с американскими прослушками, поднялась во Франции и Германии. Сначала «Монд» 21 октября сообщила со ссылкой на поступившие в ее распоряжение документы Эдварда Сноудена, что американское Агентство национальной безопасности (АНБ) только за один месяц на рубеже 2012 и 2013 годов перехватило 70 млн телефонных разговоров французов – с целью слежки за подозреваемыми в связях с террористами, а также за политиками, представителями деловых кругов и властей. «Мы заинтересованы в совместной борьбе с терроризмом, но это не подразумевает шпионажа за миллионами наших соотечественников», – заявил министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус. Тем не менее руководитель АНБ Джеймс Клэппер опроверг статью, назвав материал неточным и вводящим в заблуждение.

На следующий день президент Олланд позвонил Обаме – как сообщил потом Белый дом, они «обсудили недавние публикации в прессе – некоторые из них искажают нашу деятельность, а некоторые поднимают законные вопросы, которые имеются у наших друзей и союзников по поводу того, как эти разведывательные возможности используются». Тогда же в Белом доме напомнили, что Обама уже распорядился пересмотреть весь процесс сбора разведывательной информации спецслужбами, чтобы не допустить нарушения права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Французские власти публично не заявляли о том, что США прослушивали в том числе и разговоры Олланда, но вот позвонившая в среду Обаме канцлер Меркель была возмущена именно тем, что прослушивали ее разговоры. Меркель потребовала от президента США объяснений. «Между близкими друзьями и партнерами, именно такие отношения были между Германией и США на протяжении десятилетий, прослушивание разговоров между лидерами государств недопустимо, – заявил официальный представитель немецкого правительства. – Это злоупотребление доверием. Такая практика должна быть немедленно остановлена». В Вашингтоне сообщили, что президент уверил Меркель, что США не прослушивали ее разговоры и не собираются этого делать в будущем».

Немцы, естественно, не поверили – и уже в четверг глава МИД Германии вызвал к себе американского посла, а министр обороны Томас де Мезьер заявил: «Хотя американцы – наши лучшие друзья и останутся ими, но так дело не пойдет», – не исключив негативных последствий для германо-американских отношений: «Мы не можем просто вернуться к делам, как будто ничего не случилось». Министр отметил, что он уже давно полагал, что его телефон прослушивается, но никогда не думал, что этим могут заниматься американцы.

Как сообщают немецкие СМИ, Меркель поменяла свой мобильный еще в сентябре, при этом немецкие спецслужбы вместе с крупнейшим сотовым оператором снабдили правительство корейскими аппаратами, предварительно встроив в них автономные шифрующие устройства. Смартфоном, который прослушивался АНБ, она пользовалась с 2009-го по 2013 год.

«Каждая страна заботится о конфиденциальности и безопасности переговоров своих лидеров, и во Франции и Германии надеялись, что этого достаточно. И вдруг оказалось, что эту информацию взламывают, причем их собственные же союзники, – говорит первый заместитель председателя думского комитета по международным делам Леонид Калашников. – Так что, с одной стороны, возмущение Меркель искреннее, но с другой – они вряд ли не знали о том, что их связь не является секретной. В России есть правительственная спецсвязь, которая защищена от прослушки. Но ведь все знают, что обычную мобильную связь могут слушать как спецслужбы, так и любой хакер. Каждый мальчишка может купить на Митинском рынке программы. Вряд ли Меркель, используя обычную сотовую связь, не понимала, что ее могут слушать, поэтому в такой реакции есть доля лукавства».

«На территории Германии находятся более 100 объектов АНБ США, – говорит генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова. – Позволять размещать подобные объекты и ожидать, что тебя не будут прослушивать, достаточно наивно. К тому же такие действия не могли вестись без ведома каких-то узких кругов немецких спецслужб. Так что для прослушивания как населения, так и руководства ФРГ на территории Германии созданы самые благоприятные условия.

Между американскими и германскими спецслужбами существуют очень тесные связи, однако в Германии и в политических кругах, и особенно в обществе есть люди, которые не согласны с той ролью, которую отводят США Германии. 70–80% немецкого общества последовательно выступают против милитаризации Германии, активной роли НАТО в мире, отправки немецких солдат в Афганистан и Ирак и в целом против такого сотрудничества с США в области безопасности. Но те круги в немецком истэблишменте, которые связаны с США, очень сильны, поэтому такая политика продолжается, несмотря на мнение общества. Это еще один пример того, как демократия не работает тогда, когда это нужно Вашингтону».

Дело в том, что Германия до сих пор в некотором роде не имеет полного суверенитета – и не только потому, что американские войска не собираются покидать ее территорию. За последние годы немцы не раз пытались ослабить свою зависимость от США, заложенную как краеугольный камень при основании ФРГ в 1949 году. Если с американскими базами ничего сделать невозможно, то можно попытаться хотя бы вернуть себе золотой запас, хранящийся в США и Англии (тем более что у многих в Германии есть сомнения в его сохранности), но все попытки проверить сам факт наличия там немецкого золота пока не были особенно успешны. Еще один крючок зависимости – спецслужбы. Все Мюллеры давно уже под колпаком у американцев, причем с помощью собственных же спецслужб. Нынешний скандал с прослушкой канцлера является логичным продолжение начавшихся в июле разоблачений Сноудена относительно прослушек АНБ в Германии и того, что в этом ему помогала немецкая разведка. Разоблачения Сноудена появились на фоне новостей о том, что АНБ начинает строительство крупнейшего разведцентра на базе в Висбадене.

Шума было много – в начале августа Германия даже расторгла соглашение об обмене данными с США, Францией и Великобританией, заключенное в 1968 году, по которому допускалось использование этими странами данных, полученных Федеральным ведомством по охране конституции и немецкой разведслужбой БНД. Впрочем, этот соглашение – лишь формальная, видимая часть тех отношений, что существуют между немецкими и американскими спецслужбами.

«БНД создавалась не просто при помощи, а непосредственно американцами, – говорит Крашенинникова. – Глава разведки восточного фронта гитлеровской армии генерал Рейнхард Гелен в мае 1945 года сдался войскам генерала Паттона и перешел на службу США. Организация Гелена, так называлась его сеть, охватывала территорию от Владивостока до Сантьяго-де-Чили. В момент ее расцвета у нее насчитывалось 4–5 тысяч агентов. Его сеть была главным ресурсом США на советской территории и в окружающих странах. После создания в 1956 году БНД Гелен стал главой этой организации».

Вряд ли Меркель, используя обычную сотовую связь, не понимала, что ее могут слушать, поэтому в такой реакции есть доля лукавства

Если этим летом речь шла о прослушках простых немцев, то теперь уже выяснилось, что слушали и саму Меркель, и других представителей правящей элиты. А ведь именно на безусловной верности немецкой элиты англосаксонскому руководству (в НАТО и не только) во многом и строится американское влияние в Германии. Элита выращена и вымуштрована в духе безальтернативности для Германии ориентации на атлантические ценности – и высказывать вслух сомнения в этом невозможно. И вдруг выясняется, что к этой самой элите относятся не как к пусть младшему, но партнеру и союзнику, а безо всякого уважения.

«Для германского общества поразительным оказался и тот факт, что Германию прослушивают столь же интенсивно, как, например, и главного противника США – Китай или Саудовскую Аравию», – говорит Вероника Крашенинникова.

То есть Германия, которая является локомотивом объединенной Европы, потенциально опасна для США – а вдруг поезд ЕС решит не следовать за Лондоном и Вашингтоном, – и ее расценивают как возможного неблагонадежного партнера (как ту же Саудовскую Аравию). При этом английского премьера Кэмерона США не прослушивают – об этом официально заявили в Штатах. Ничего удивительного – ведь отношения американских и английских элит и спецслужб находятся на таком уровне, что не всегда можно понять, где заканчивается одна и начинается другая ветвь глобальной элиты.

«Да и в целом Лондон не попадает под американскую слежку – в списке непрослушиваемых государств фигурировали только Великобритания, Австралия и Новая Зеландия, – говорит Крашенинникова. – Безусловно, сотрудничество между американскими и британскими спецслужбами очень плотное, в том числе и между АНБ и его английским аналогом. Надо полагать, что англичане передавали американцам ту информацию, что они скачивали с трансатлантических кабелей связи, соединяющих Америку и Европу».

США объясняют прослушку борьбой с терроризмом. Но понятно, что из Германии и Франции такая угроза не исходит, а когда прослушивается руководство государств и крупных компаний, то речь идет о каких-то политических и экономических интересах. И это говорит о глубоком недоверии и стремлении к контролю европейских государств из Вашингтона.

Нынешний скандал станет еще одной проблемой для Барака Обамы – в тот момент, когда у него явный перебор что внутренних, что внешних провалов.

«Администрация Обамы сейчас находится в очень сложном положении. Им практически невозможно оправдаться, – говорит Крашенинникова. – Их смешные объяснения о том, что они просто собирают информацию, напоминают оправдания президента Клинтона, когда он говорил, что курил марихуану, но не вдыхал. США объясняют прослушку борьбой с терроризмом. Но понятно, что из Германии и Франции такая угроза не исходит, а когда прослушивается руководство государств и крупных компаний, то речь идет о каких-то политических и экономических интересах. И это говорит о глубоком недоверии и стремлении к контролю европейских государств из Вашингтона.#{interviewpolit}

Для Обамы это особенно сильный удар, потому что основой его предвыборной кампании были перемены и стремление отмежеваться от ковбойских замашек политики Буша. Но в итоге оказывается, что Обама ведет гораздо более агрессивную политику и по части развязывания новых войн, и по наблюдению за гражданами других стран и собственным народом. Военно-разведывательный истэблишмент при Обаме обрел еще большее влияние, чем раньше».

Понятно, что в такой важной сфере, как личные отношения руководителей, Обаме теперь будет очень непросто рассчитывать на доверие европейских коллег.

«Прослушка уже отразилась на личных контактах Обамы с президентом Бразилии Дилмой Русефф, которая отказалась от визита в США, – говорит Крашенинникова. – Посмотрим, какой будет дальнейшая реакция лидеров европейских государств, тем более что это, вероятно, не последние разоблачения, о которых мы узнали».

Если слушали Меркель, то несомненно, что точно так же прослушивались и переговоры других европейских руководителей, – уже появилась информация о слежке за итальянскими руководителями. На проходившем в четверг в Брюсселе саммите ЕС скандал вокруг прослушивания был в центре обсуждения, но на пресс-конференции все лидеры отказались отвечать на вопросы о прослушке. За исключением главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, который, впрочем, ограничился общефилософским замечанием о проблеме вообще: «Защита частной жизни является фундаментальным правом человека, мы придаем этому положению в Европе очень большое значение. Европа знает, к чему приводит тотальная слежка со стороны государства, – к тоталитаризму».

Но понятно, что долго молчать о прослушке их личных телефонов премьеры и президенты не смогут – скандал будет разрастаться, и им придется реагировать. Первые лица, которые и так подозревали, что они находятся под присмотром американского «большого брата», теперь получили документальное подтверждение этому – и проигнорировать такое личное оскорбление (не говоря уже о прямом шпионаже против их государств) они не могут, нужно как-то продемонстрировать обществу свое возмущение. Но вот может ли скандал привести к попыткам действительно изменить ситуацию?

«Есть большие сомнения в том, что европейцы могут фундаментально изменить ситуацию и прекратить существующую практику действий США на территории Европы, – считает Крашенинникова. – Информация о прослушке появилась еще летом, но, повозмущавшись несколько дней, истэблишмент свел все на нет. Поэтому, конечно, хотелось бы рассчитывать, что европейцы займут принципиальную позицию и это искреннее возмущение станет отправной точкой для пересмотра их взаимодействия с США в этой области».

Для того чтобы большая часть европейской элиты освободилась от американского контроля, нужна огромная политическая воля, говорит Крашенинникова:

«Не факт, что у них она имеется. Но большую роль здесь могут сыграть общества этих стран, которые в большинстве своем выступают против этой практики. Ведь в Европе люди в своем большинстве верят в те ценности, которые декларируют европейские демократии, и верят в них искренне. И они ожидают, что жизнь в государстве будет вестись по этим правилам. То, что европейское общество узнает об отношениях к своим руководителям со стороны США, его шокирует. Если специалисты и так подозревали об этом, то общество не догадывалось.

Это очень важный тест для руководителей европейских государств. Хотя и не всех – государства новой Европы вряд ли будут даже возмущаться прослушками. Так что Германия и Франция – единственный шанс Европы пойти по пути хотя бы частичного освобождения. Понятно, что полностью освободиться от американского влияния не может ни одна европейская страна, все крупные страны Европы являются членами НАТО, и в его рамках они повязаны очень жесткими обязательствами – и это вдобавок к очень интенсивному двухстороннему сотрудничеству, детали которого мы продолжаем узнавать по разоблачениям деятельности АНБ».

Сейчас европейское и американское общество начинает узнавать об истинной сущности работы своих государств, считает Крашенинникова:

«И нарастает недоверие, его пространство все расширяется – остается надеяться, что оно дорастет до некой критической точки, после которой последуют качественные изменения. Процесс идет, но пока Европа и США еще не дошли до этой точки».

В Германии отмечают, что негативные впечатления Меркель от прослушки ее телефона американцами могут напомнить ей то, что она выросла в ГДР, где были «вездесущая госбезопасность и разведка «Штази».

«Сравнение со «Штази» было бы слишком лестно для американцев – оно все-таки работало на другие цели, – считает Крашенинникова. – Сейчас, когда мы начинаем узнавать о глобальном масштабе деятельности американских спецслужб в мире, когда ведется прослушивание и наблюдение за лидерами государств, крупными чиновниками и руководителями компаний, да и просто десятками миллионов людей, становится понятно, что даже во времена расцвета Варшавского блока это было невообразимо. Скорее ситуацию можно сравнить с романом Оруэлла «1984», когда «большой брат» знал все о каждом гражданине страны».

..............