Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Дания вышла на антироссийскую «передовую»

Председателем Евросоюза на ближайшие полгода стала Дания. Ее поведение говорит о том, что противостояние с Россией станет приоритетом датской политики.

9 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем нам цензура

В наши дни возродить цензуру невозможно даже чисто технически. Государство не обладает монополией на информацию – и уже никогда не сможет ее восстановить. Когда со смартфона вы можете вещать хоть на весь мир – почту, телеграф, да и типографии захватывать бессмысленно. Так стоит ли пробовать?

19 комментариев
Илья Ухов Илья Ухов Кадышева в Казани работает на Русский мир

Недавний тур певицы Надежды Кадышевой, кстати, уроженки Татарстана, запомнившийся тем, как на ее малой родине поколение «зумеров» лихо отплясывало под хиты вроде «Течет ручей» или «Виновата ли я», показал, что жители республики включены в общерусское культурное поле.

6 комментариев
22 июня 2025, 12:00 • Общество

Как советский десант побеждал в самом начале Великой Отечественной

Как советский десант побеждал в самом начале Великой Отечественной

Tекст: Александр Гулин, Ангелина Бурмистрова

Наступление немецко-фашистских войск и их союзников на территорию СССР, начатое 22 июня 1941 года, было стремительным на всем протяжении государственной границы – за одним исключением. Более того, на этом участке советские войска не только не дали противнику перейти границу, но даже высадили десант на его территории и создали крупный плацдарм. О чем идет речь и как такое произошло?

При подготовке к войне с СССР Гитлер рассматривал Румынию в качестве одного из своих ближайших союзников. Германское руководство рассчитывало не только использовать территорию Румынии в качестве плацдарма для наступления на юго-западном направлении, но и привлечь к этому румынские войска. Поскольку румынская армия весьма уступала немецкой и по уровню боевой подготовки, и по техническим возможностям, еще в начале 1941 года в Румынию были переброшены немецкие войска общим числом около полумиллиона человек.

Стоявший во главе румынского правительства «железный диктатор» Ион Антонеску с помощью Гитлера рассчитывал присоединить Бессарабию, Буковину и Транснистрию, которые были объявлены «исконно румынскими». Для захвата этих территорий предполагалось использовать силы 3-й и 4-й румынских армий, усиленных авиацией. Командовавшие войсками генералы Петре Думитреску и Николае Чуперца предполагали захватить плацдармы на левом берегу реки Прут, после чего развивать дальнейшее наступление на юго-восточном направлении.

Советские войска на границе с Румынией были представлены Дунайской военной флотилией, усиленной зенитным артдивизионом, шестью береговыми артиллерийскими батареями, авиационной эскадрильей, пулеметной и стрелковой ротами. Командовал флотилией контр-адмирал Николай Абрамов. Вместе с силами флотилии направление прикрывали 51-я Перекопская стрелковая дивизия генерал-майора Петра Цирульникова и 79-й погранотряд подполковника Саввы Грачева.

22 июня румынские авиация и артиллерия нанесли удар по приграничным территориям СССР, а части 3-й и 4-й армий попытались форсировать Прут. На второй день войны ими были захвачены пять плацдармов, но силы Дунайской флотилии всего за два дня выбили противника с захваченной территории. Под контролем румынских войск остался лишь плацдарм в районе Скулян.

Чтобы окончательно выбить оттуда неприятеля, генерал Цирульников уже 23 июня отдал приказ о высадке десанта в районе мыса Сатул-Ноу. На следующий день сводная рота пограничников, одна пулеметная и одна стрелковая роты при поддержке трех артбатарей высадились на румынской территории и полностью овладели позициями на Сатул-Ноу.

Вторым этапом операции стала подготовка десанта для высадки в районе города Килия-Веке. Для этого был сформирован отряд в составе трех батальонов 23-го стрелкового полка под командованием майора Сироты и капитана Поплавского. В распоряжение десантников были выделены четыре бронекатера и десять пограничных катеров. Высадкой десанта руководил командир Килийской группы кораблей капитан-лейтенант Кубышкин.

Десант высаживался тремя эшелонами. В темноте румынские наблюдатели слишком поздно заметили приближение советских кораблей. Несмотря на открытый огонь артиллерии, который нанес повреждения двум бронекатерам, десантники смогли достигнуть вражеского берега. Первой в прорыв устремилась стрелковая рота лейтенанта Юрковского.

Гарнизон Килия-Веке оказать достойного сопротивления не сумел – и к утру 26 июня над центральным собором города уже реял красный флаг.

Блестяще проведенная операция имела и большой психологический эффект. Среди румынских частей стали распространяться слухи о перспективе полного поражения. Частыми стали случаи сдачи в плен – советскому командованию в первый месяц войны пришлось решать вопрос об организации лагеря для военнопленных румын.

26 июня в Килия-Веке высадились части 51-й дивизии, которые взяли под контроль несколько приграничных поселков, создав таким образом плацдарм протяженностью около 70 км от устья реки Рады до реки Периправы. В период с 27 июня по 6 июля десантники отразили 18 попыток штурма плацдарма румынскими войсками.

К сожалению, успех советских войск в Килия-Веке имел ограниченный характер. Общее наступление немецких и румынских войск заставило перебросить силы Дунайской флотилии к Одессе. 19 июля 1941 года по приказу командования советские корабли покинули плацдарм. За несколько дней до этого, 14 июля, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении сорока пяти участников дунайских боев правительственными наградами.

По-разному сложились судьбы руководителей и участников описанной операции. Генерал-майор Цирульников осенью 1941 года оказался в немецком плену. Из плена удалось бежать, но это не спасло Петра Гавриловича от ареста и тюремного заключения. Реабилитирован и восстановлен в звании он был только в августе 1953 года.

Командующий Дунайской флотилией Николай Абрамов еще дважды руководил десантными операциями в Крыму – в районе горы Опук и в Камыш-Буруне. Уже после окончания войны контр-адмирал возглавил польский военно-морской флот, помогая фактически заново формировать ВМС.

Как сложилась судьба командира 23-го стрелкового полка майора Сироты, к сожалению, неизвестно. Командовавший вместе с ним десантниками в Килия-Веке капитан Поплавский погиб 3 сентября 1941 года и был похоронен в районе хутора Короткий в Николаевской области.

С одной стороны, Дунайский десант не оказал серьезного влияния на общий ход боевых действий в первый месяц Великой Отечественной. С другой – операция имела важное тактическое значение.

Приморский участок Южного фронта оказался единственным, где противник в течение почти месяца так и не пересек государственной границы Советского Союза, а значительная часть румынских войск не могла участвовать в наступлении на соседних участках фронта. Безуспешные попытки выбить десантников с захваченного плацдарма показали как высокий уровень боевой подготовки последних, так и неспособность румынской армии самостоятельно противостоять даже небольшим советским частям.