22 января, среда  |  Последнее обновление — 01:49  |  vz.ru
Разделы

Послание – это дорого, всерьез и надолго

Анна Федорова, вице-президент Фонда открытой новой демократии
Почему именно сейчас? Потому что под тоскливый вой оппозиционных блогеров о том, как в России все плохо, в России неожиданно растет новое большое поколение школьников, и скоро их будет 19 миллионов. Подробности...

Таких не берут в демократию

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Бессмысленно задаваться вопросом, что больше разозлило нашу оппозицию – требование о суверенности претендентов на высшие государственные посты или перспектива получить парламент с расширенными полномочиями. Потому что обе эти «беды» для них одинаково губительны. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Европейский восток забурлит не меньше Ближнего

Алексей Токарев, к.п.н., старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России
Россия появляется, когда надо разрешить сложный вопрос в двусторонних отношениях. Задача России не похитить участников из «клуба непослушаек» или организовать ему альтернативу, но сделать так, чтобы в игре, жестко управляемой воспитателем в лице США, было больше творчества. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

    Новые лица в правительстве Мишустина

    Новый глава правительства Михаил Мишустин менее чем за неделю сумел сформировать новый состав кабинета министров. У него будет девять замов, в том числе один первый – им стал Андрей Белоусов. Силовой блок кабинета сохранился, главным дипломатом остается Сергей Лавров. Зато полностью обновился социальный блок
    Подробности...

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

    Извержение вулкана Тааль на Филиппинах

    12 января на Филиппинах начал извергаться вулкан Тааль, расположенный посреди одноименного озера в 100 километрах от столицы страны Манилы. В результате местные сейсмологи объявили четвертый, предпоследний, уровень опасности
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Стали известны положения доктрины продовольственной безопасности России

        Главная тема


        Правительство России усилили контролерами

        искажение истории


        В Думе предложили запретить приравнивать действия СССР к действиям нацистской Германии

        второй государственный


        Украинцы выступили за свободное использование русского языка

        учения НАТО


        Столтенберг заявил о рекордной численности американских военных в Европе

        Видео

        исторические споры


        Израиль подставил России плечо в конфликте с Украиной и Польшей

        учения НАТО


        Для нападения на Россию США подготовят «смертника»

        демографическая катастрофа


        Почему вымирает Прибалтика

        замена Чайки


        Генпрокуратуру возглавит охотник на серийных убийц

        Общечеловеческая практика


        Герман Садулаев: Поправка в Конституцию исправляет последствия холодной войны

        Еврейская проблема


        Алексей Алешковский: Память о Второй мировой работает только по-честному

        Всем надоело


        Игорь Мальцев: Чиновников переведут из разряда «бизнес» в разряд «служение»

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Готовы ли вы участвовать во всероссийском голосовании по внесению поправок в Конституцию?

        Какими будут истребители шестого поколения

        Одна из многочисленных фантазий на тему российского истребителя шестого поколения. В реальности он будет выглядеть, конечно же, совсем иначе   4 февраля 2015, 15:55
        Фото: rusdialog.ru
        Текст: Геннадий Нечаев

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Вслед за США и Японией Россия задумалась о создании истребителя шестого поколения, благо пятое поколение уже проходит летные испытания. Возможно, первая такая машина поднимется в воздух через десять лет. Какими будут самолеты будущего, можно предположить уже сейчас: основные требуемые характеристики вполне понятны.

        «Концерн «Радиоэлектронные технологии» ведет разработку бортовых систем для истребителя 6-го поколения», – сообщил в минувший вторник замгендиректора предприятия Владимир Михеев. По его словам, рассматриваются как пилотируемый, так и беспилотный варианты самолета. Перспективные работы ведутся в то время, когда самолеты пятого поколения еще только поступают в ВВС ведущих держав, да и то далеко не всех. Потому и облик истребителя середины XXI века пока остается размытым.

        «Европейцы сосредоточатся на создании беспилотного варианта самолета, тогда как Россия и США сначала создадут пилотируемый вариант»

        «От человека пока не отказываются. Техническое задание пишет Минобороны», – добавил Михеев.

        Напомним, что о планах по созданию новых истребителей также заявили США и Япония. Страны Евросоюза, вроде бы отказавшиеся даже от создания пятого поколения, также признают необходимость иметь на вооружении подобные машины. По заявлению руководства Объединенной авиастроительной корпорации, опытный образец российского истребителя шестого поколения будет готов после 2025 года. По срокам это примерно совпадает со сроками выполнения аналогичной программы в США.

        Следует отметить, что деление боевых самолетов на поколения – довольно условная вещь. Так, среди черт, присущих истребителям пятого поколения, отмечают следующие: малозаметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, размещение вооружения во внутренних объемах планера, сверхманевренность на дозвуковых режимах и высокая маневренность на сверхзвуке, сверхзвуковая крейсерская скорость на бесфорсажном режиме двигателей, многофункциональность (то есть высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей), наличие круговой информационной системы, способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности.

        Однако в реальности нет ни одного самолета, который удовлетворял бы всем вышеперечисленным критериям. Например, ни один из американских истребителей пятого поколения – F-22A Raptor или F-35 Lightning II – характеристиками сверхманевренности не обладает (в отличие от российского Т-50). Американцы посчитали, что в условиях монополии на истребители пятого поколения, с одной стороны, и совершенствования ракетных систем и систем целеуказания – с другой, не так уж и важно, кто кому зайдет в заднюю полусферу в ближнем бою. Меж тем при встрече двух самолетов пятого поколения сверхманевренный истребитель будет иметь преимущество.

        Если рассматривать китайские истребители Chengdu J-20 и Shenyang J-31, то в первом случае при таких размерах планера ни о какой сверхманевренности говорить вообще не приходится. Вместе с аэродинамикой неудачника МиГ-1.44 китайский самолет приобрел и его проблемы, которые КНР придется решать самостоятельно, пишет издание «Аргументы недели». Аэродинамическая схема с передним оперением для машины, претендующей на малозаметность, является изначально ошибочной. Переднее оперение само по себе создает проблемы с малозаметностью, да еще и увеличивает сопротивление воздуха, снижая дальность полета. Использование подфюзеляжных гребней может порадовать лишь радиолокационные станции противника, ибо они тоже увеличивают радиолокационную заметность самолета. Особенно забавным выглядит использование на тяжелом самолете, который должен стать главной ударной силой ВВС, воздухозаборников от малоскоростного F-35, который на большой сверхзвук и не рассчитывался. Второй самолет, многоцелевой средний истребитель J-31, оснащенный российскими двигателями РД-93 или их китайскими аналогами, также не сможет преодолеть скорость звука без применения форсажа.

        Между тем сверхзвуковой скоростью на бесфорсажном режиме и отличной маневренностью на сверхзвуке обладает российский истребитель-перехватчик МиГ-31. А Су-35С обладает при этом и еще сверхманевренностью. При этом оба самолета располагают РЛС с фазированной антенной решеткой, что тоже считается признаками 5-го поколения. И оба этих самолета уже находятся на вооружении российских ВВС, в отличие от только испытывающихся китайских аналогов.

        Вероятно, при создании «самолетов будущего» каждая из стран пойдет своим путем. Так, европейцы, судя по сообщениям авиационных изданий, сосредоточатся, прежде всего, на создании беспилотного варианта, тогда как Россия и США сначала создадут в том числе пилотируемый вариант. Вероятно, способность действовать в зависимости от обстановки в пилотируемом или беспилотном исполнении и станет основным отличием шестого поколения от пятого.

        Второй важной особенностью станет еще большее снижение радиолокационной заметности самолета. Возможности аэродинамики в этом отношении практически исчерпаны: единственная схема, которая может обеспечить дальнейшее снижение этого показателя, – это чистое «летающее крыло». Впрочем, не исключено появление в обозримом будущем и специальных метаматериалов с особыми волновыми свойствами, пригодных для применения в авиации. Возможно, подобные материалы позволят несколько расширить рамки налагаемых ограничений. Неспроста, согласно ранним заявлениям руководства ОАК, российский самолет во многом будет создан из композитов.

        Особая роль отводится и вооружениям для нового истребителя. Большинство современных систем ПВО могут работать практически по всем типам авиационных боеприпасов – от свободнопадающих бомб до аэробаллистических ракет. Следовательно, есть два пути: снизить заметность самих боеприпасов или не оставить противнику времени на ответные действия. Так, с 2010 года компании Raytheon и Boeing приступили к разработке малозаметной сверхзвуковой ракеты DRADM с ГСН T3. Прототип универсального оружия будет готов в 2015 году. Новый боеприпас заменит ракеты «воздух-воздух» AIM-120, противорадиолокационные AGM-88E и другое оружие современных истребителей. С помощью ракет DRADM истребители смогут уничтожать маневрирующие цели, беспилотные аппараты, крылатые ракеты, танки, пехоту, легкобронированную технику, небольшие корабли – в общем, практически все, кроме мощных укреплений и крупных кораблей.

        Второе направление – создание гиперзвуковых авиационных ракет, с ключевыми требованиями к которым ВВС США уже определились. Они прописаны в «дорожной карте» (плане) – High Speed Weapon Roadmap – по ракетному оружию, формирование которой в настоящее время находится на завершающей стадии. Аналогичные работы ведутся и в нашей стране.

        Армия и вооружение

        "Петр Великий" и "Дмитрий Донской" вызвали переполох среди балтийских стран
        СР-10 станет новой "партой" российских военных летчиков
        Российское общество вряд ли примет идею о срочной службе для женщин
        Украинский генштаб в трех российских дивизиях заблудился
        Новым продажам российских танков способствует операция в Сирии

        По словам главы корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Бориса Обносова, массовое поступление в ВС РФ гиперзвуковых ракет начнется через 15–25 лет. «Программа разбита на подэтапы. Я думаю, что уже в следующем десятилетии она себя проявит, а массовый переход на гиперзвук – это дело тридцатых-сороковых годов текущего века», – цитирует его слова РИА «Новости». Обносов также пояснил, что основные сложности в создании гиперзвукового оружия кроются в разработке принципиально новых материалов, так как при полете на таких скоростях существенно повышается температура. Другие ключевые задачи, по его мнению, лежат в области создания новых двигателей и бортовой аппаратуры.

        По данным открытых источников, американская программа Next Generation Tactical Aircraft предусматривает также оснащение истребителя шестого поколения лазерным или иным лучевым оружием. Впрочем, пока этот пункт можно рассматривать лишь как благопожелание. Несмотря на то, что прототипы боевых лазеров прошли более-менее успешные испытания на земле, на кораблях и в воздухе (на летающей лаборатории YAL-1), пока эти устройства весьма громоздки и неудобны в эксплуатации. И на сегодняшний день перспективы значительного уменьшения габаритов и веса боевых лазеров не просматриваются.

        На шестом поколении стоит ожидать не только привычных многофункциональных ЖК-экранов или нашлемных систем целеуказания, но и расположения полноценных заменителей индикаторов с лобового стекла кабины на стекле шлема пилота. Во всяком случае, работа над подобными системами ведется уже не первый год, пример – американский нашлемный дисплей для F-35. Сюда же можно добавить «прозрачную кабину», но не только. Прицельно-навигационный комплекс (ПНК) истребителя шестого поколения может даже иметь некоторые элементы искусственного интеллекта. По крайней мере, он должен различать цели, определять их приоритет и выдавать летчику только самую важную информацию, дабы он не тратил силы на то, что может сделать и автоматика. В идеале ПНК должен выдавать на экран основные параметры цели: дальность до нее, высоту, тип и т.д., а также рекомендуемое средство ее поражения. То есть летчику останется только подтвердить предложение бортового компьютера и произвести пуск ракеты или отцепку бомбы. Или не подтверждать и выбирать средство атаки самостоятельно, хотя ПНК будет ему помогать и здесь. Вероятнее всего, несмотря на развитие электроники, последнее слово и в шестом, и даже в седьмом поколении будет за человеком.

        Еще одна обязательная черта электроники самолета будущего – интеграция с различными системами управления и целеуказания. Истребитель при поиске цели и атаке должен взаимодействовать и с другими самолетами, и с наземными системами. Если, например, один из истребителей звена или наземная РЛС обнаруживает цель, о ней моментально должны узнавать все – и на земле, и в воздухе. Подобные системы есть уже сейчас, но в будущем они должны быть полностью автоматизированы, вплоть до того, что пилот истребителя будет одновременно получать информацию о цели и об оптимальном способе ее атаки, если именно его самолету будет удобнее других поразить заданную цель.

        Побочной проблемой при этом станет необходимость защиты истребителя от кибератак. Не исключено, что такая система будет активной, то есть способной перехватывать потоки данных вражеских оборонительных систем с последующей передачей их в искаженном виде.

        Вот как, если вкратце, и выглядит на сегодняшний день концепция истребителя шестого поколения – как последовательная эволюция поколения пятого. При этом многие новинки и технологии еще до их применения на новых самолетах могут быть внедрены на истребителях предыдущих поколений в ходе работ по модернизации и продлению срока жизни. А вот воздушно-космических аппаратов, развивающих гиперзвуковую скорость, вооружённых лазерами, мазерами и прочим арсеналом из космической фантастики, придется подождать еще лет 50, а то и 100 – до седьмого, а возможно, и восьмого поколения.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............