25 сентября, воскресенье  |  Последнее обновление — 01:47  |  vz.ru

Главная тема


США извинились перед Асадом за удар по сирийской армии

Донбасский конфликт


Бывший премьер ЛНР покончил с собой

Марш меджлиса


Группа экстремистов заблокировала границу с Крымом

Армия России


Новый боевой самолет сможет уничтожать объекты противника с помощью лазеров

кандидат в президенты


Клинтон забыла секретный документ во время визита в Россию

новая метла


Какие ошибки СВР придется исправлять Нарышкину

«Северный поток – 2»


Польша начала блокировать выплату дивидендов Газпрому

отечественный авиапром


Озвучены планы продажи и производства «Суперджетов»

линия соприкосновения


Украинские командиры объясняют отказ выполнять соглашение по отводу сил

«Самый дальний берег»


Татьяна Шабаева: Вернемся к Курилам. Почему Россия так уперлась?

Вопрос дня


Американские спецслужбы опасаются, что Россия может повлиять на результаты выборов президента США. Должна ли Россия действительно влиять на это?

Новые глаза старому железу

Эффективность модернизированного противолодочного самолета Ил-38 увеличена в несколько раз

15 июля 2014, 20:05

Версия для печати

Российский ВМФ получил новый боевой самолет – Ил-38Н. Аппарат, предназначенный для выслеживания и уничтожения вражеских подводных лодок, оснащен принципиально новым прицельным оборудованием. Он стал еще одним примером того, как давно опробованные армией и флотом платформы получают новую жизнь после модернизации.

Морская авиация Северного флота во вторник получила первый серийный противолодочный самолет Ил-38Н, оборудованный новейшим прицельно-навигационным комплексом «Новелла», необходимым для ориентирования в пространстве, а также поиска и наведения на цели торпедного и ракетно-бомбового вооружения. Машина, получившая имя «Радий Папковский», была передана гендиректором КБ «Ил» Юрием Юдиным представителям морской авиации ВМФ в подмосковном Жуковском. Особую пикантность событию придало то, что новейшую электронику российские военные согласились поставить на самолет, разработанный несколько десятилетий назад.

Ил-38 – военная версия знаменитого пассажирского авиалайнера Ил-18 совершил первый полет еще в далеком 1961 году. И до последнего времени верой и правдой служил сначала советскому, а затем и российскому Военно-морскому флоту. На тот момент машина была оборудована прицельно-навигационным комплексом «Беркут». Стояла на вооружении морской авиации Северного и Тихоокеанского флотов. Главной задачей «Илов» было патрулирование территориальных вод вблизи российского побережья в поиске подводных лодок противника. Причем, по замыслу конструкторов, экипаж машины мог не только обнаружить вражескую субмарину, но и уничтожить ее с помощью торпедного вооружения.

Военные еще тогда признали, что «Беркут» не так хорош, как того бы хотелось. И, что самое обидное, существенно уступает американскому конкуренту Р-3С Orion, так как был заточен строго под борьбу с подводными лодками. Orion же мог противодействовать не только подводным, но и надводным кораблям, осуществлять океанский патруль и радиоразведку. Однако полноценной модернизации комплекса ни в 60-х, ни в более позднее время не последовало. Советские и российские адмиралы жили иными проблемами, решая проблему поиска и уничтожения иностранных субмарин корабельными средствами.

«Самолет не случайно получил имя «Радий Папковский», – сообщил газете ВЗГЛЯД гендиректор ОАО «Ил» Юрий Юдин. – Именно благодаря ему, выдающемуся конструктору ОКБ Ильюшина, в начале 90-х годов была начата программа модернизации самолетов Ил-38».

И вот теперь самолет наконец получил обновленную версию своей главной боевой системы. По словам конструкторов, система «Новелла» способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные – до 320 км. При этом система одновременно удерживает в поле зрения 32 цели как над, так и под водой. Применяется для ведения радиолокационной подводной, надводной и воздушной разведок, выдает целеуказание. Комплекс объединяет цифровую ЭВМ с постами управления для двух операторов, каждый из которых оборудован 13-дюймовыми жидкокристаллическими индикаторами, и пост командира, оснащенный большим монитором.

«Все блоки соединяются между собой через специальные шины. Такое решение позволяет интегрировать любое целевое оборудование по выбору заказчика, – подчеркивает Юдин. – В общем, получился полноценный аналог современного американского Р-8 Poseidon».

«Этот самолет значительно повысит боевой потенциал противолодочной составляющей флота, – уверен командир 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России генерал-майор Алексей Сердюк. – Поисковая производительность увеличилась в четыре раза». Один обновленный самолет сможет выполнять задачи на площади, в четыре раза превышающей прежний район работ Ил-38. Есть возможность провести техническую разведку, выдавать целеуказания. Планер самолета, по его словам, просто великолепный, позволяет выполнять задачи в дальней и ближней морской зоне.

Для поиска, обнаружения, сопровождения и уничтожения современной подводной лодки не нужны сверхзвуковые скорости. Достоинство Ил-38 в том, что он имеет дальность полета в 2,2 тысячи км. Этого вполне достаточно, чтобы, неспешно барражируя вблизи побережья, вести разведку. В случае, если лодка или отряд кораблей будут обнаружены иными средствами флота, Ил-38 окажется в этой точке раньше основных сил. И сможет самостоятельно начать преследование или даже атаку на цель или целую группу целей.

В арсенале машины 9 тонн боевой нагрузки: торпеды, противолодочные бомбы, морские мины, спасательные контейнеры, морские маркеры – ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-12Д. И даже противокорабельные крылатые ракеты. Во всяком случае, подобная возможность есть на модернизированном по заказу индийских ВМС в 2005 году Ил-38, получившем обозначение Ил-38SD (Sea Dragon – «Морской змей»). Установленный на нем прицельно-навигационный комплекс позволяет применять российские противокорабельные крылатые ракеты Х-35, а также торпеды АПР-3. По контракту с Минобороны России ОАО «Ил» модернизирует пять Ил-38.

Модернизация старой техники вполне обоснованна. Например, американцы до сих пор используют ровесник Ил-38 – Р-3С Orion. Эти машины сопровождают едва ли не каждый выход российских кораблей в океан. Понятно, что это совсем не те самолеты, что поднялись в воздух в 1959 году. Такая же судьба у вертолета Ми-24. Его новая модификация Ми-35 похожа на предшественника только внешне – внутри совсем другая авионика, система управления оружием и навигации. Не менее масштабное обновление идет и на кораблях ВМФ. Многие современные ракетные и артиллерийские системы имеют модульную конструкцию, что позволяет без изменения архитектуры корабельных настроек и внутренних помещений заменять устаревшие системы на новые.

Например, по открытым данным, в ходе модернизации ударных ракетных АПЛ проекта 949 типа «Антей» (при замене ракетного комплекса «Гранит» на более современный «Оникс») в высвобождающиеся 24 ракетные шахты удастся поставить 72 новые сверхзвуковые крылатые ракеты. Точно так же можно сделать и на тяжелых атомных крейсерах проекта 1144 типа «Орлан». Первый из этих кораблей – «Адмирал Нахимов» – не так давно встал в док Северодвинского машиностроительного предприятия.

Модернизация в некоторых случаях оправданней создания полностью новых систем оружия. Вызвано это прежде всего тем, что воспроизвести заново некоторые носители, например такие, как крейсера проекта 1144, в настоящих условиях ни технически, ни экономически невозможно. Точно так же, как и построить «с нуля» новые Ил-38. Зато, заменив на них электронику и ударные средства, можно не только сэкономить деньги, но и повысить боевой потенциал прекрасно зарекомендовавших себя носителей.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............