Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
15 декабря 2011, 15:58 • Общество

За равноправие мужчин

КС уравнял в трудовых правах многодетных отцов и матерей

За равноправие мужчин
@ кадр Первого канала

Tекст: Иван Чернов,
Санкт-Петербург

Положение Трудового кодекса, допускающее увольнение по инициативе работодателя мужчины, который был единственным кормильцем многодетной семьи с маленьким ребенком, признано не соответствующим Конституции. Если раньше закон защищал только мам, то теперь он уравнял трудовые отношения с работодателями обоих родителей.

В четверг Конституционный суд России признал не соответствующим Основному закону страны положение Трудового кодекса (часть 4 статьи 261 – прим. ВЗГЛЯД), допускающее увольнение по инициативе работодателя отца, являющегося единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка младше трех лет.

В интересах работодателя, чтобы я вышел на работу как можно быстрее и получал деньги не просто так, а что-то делал

Заявитель – москвич Алексей Остаев – обратился в суд после увольнения с должности главного художника ООО «Логос-Медиа» в июне 2010 года в связи с сокращением штатов. Пытаясь восстановиться на работе в судебном порядке, он доказывал, что является многодетным отцом, воспитывающим троих несовершеннолетних детей, в частности дочерей двенадцати и семи лет и двухлетнего сына, а его жена занята уходом за детьми, в том числе за ребенком-инвалидом, и также находится на его иждивении.

Однако суды заняли сторону работодателя, отмечая, что процедура увольнения была проведена по закону. А гарантия в виде запрета на увольнение, согласно статье 261 Трудового кодекса, предоставляется лишь работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. На других лиц, а именно отцов, такая гарантия распространялась лишь в том случае, если они воспитывали маленьких детей до трех лет без матери. Остаев посчитал, что существование подобной гарантии для матерей и отсутствие ее для отцов, являющихся единственными кормильцами в семье, носит дискриминационный характер.

В итоге Конституционный суд отметил, что господдержка семьи, детства, материнства и отцовства имеет особую социальную значимость. И разъяснил, что законодатель свободен в выборе конкретных мер этой защиты, однако при этом обязан следовать конституционным принципам справедливости и равенства. И если женщины из многодетных семей с маленькими детьми имеют гарантии от увольнения по инициативе своего начальства, то и подобные семьи, где единственным кормильцем является мужчина, также должны быть защищены.

До сих пор оспариваемая норма Трудового кодекса защищала от увольнения отца ребенка в возрасте до трех лет только в том случае, если ребенок воспитывался без матери. А если в многодетной семье была мать, но она не работала, а занималась воспитанием, отцам при увольнении по инициативе работодателя на время поиска работы полагалось лишь небольшое пособие – максимум 4900 рублей. Исходя из этого, оспариваемую норму Трудового кодекса признали противоречащей Конституции.

Что касается дела Алексея Остаева, то оно «подлежит пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий». Решение КС обжалованию не подлежит.

Отметим, что председательствующим в сегодняшнем процессе был глава Конституционного суда России Валерий Зорькин. После оглашения решения он дал журналистам уточняющий комментарий: «Сама по себе норма, которая предоставляет гарантии матери, имеющей ребенка до трех лет, в целях определенного выравнивания ее возможностей в трудовых отношениях, не противоречит Конституции, – отметил Зорькин. – Вместе с тем Конституционный суд, не решая вместо законодателя всего комплекса проблем, связанных с принципом равенства мужчины и женщины в трудовых отношениях, посчитал, что в том случае, в каком оказался заявитель, данная норма не соответствует Конституции. То есть в одной части она конституционна, но в определенном точечном аспекте – неконституционна.

В каком именно? Именно при условии, если это многодетная семья, там есть малолетние дети до 14 лет, среди которых обязательно хотя бы один ребенок до трех лет, отец при этом – единственный кормилец, а мать занята уходом за детьми и не состоит в трудовых отношениях. Все остальное мы не можем решить, поскольку мы имели дело с конкретной жалобой по конкретному делу».

Зорькин также отметил, что сегодняшнее решение суда не исключает права законодателя вводить иные механизмы поддержки такого рода семей, в том числе и в рамках Трудового кодекса.

Как рассказал газете ВЗГЛЯД заявитель Алексей Остаев, он удовлетворен сегодняшним решением. «Я на него надеялся», – признался нам он.

За ходом оглашения решения по своей жалобе Остаев следил по телевизору из представительства Конституционного суда в Москве (главное представительство КС находится в Санкт-Петербурге – прим. ВЗГЛЯД), куда пришел вместе со своей семьей, с детьми.

Выяснилось, что с момента увольнения летом прошлого года заявитель, единственный кормилец в своей многодетной семье, так и не нашел постоянной работы, выполняя «только разовые заказы» в качестве художника-дизайнера, его супруга также не выходила на работу, занимаясь воспитанием троих детей.

Что касается дальнейших практических действий по претворению в жизнь сегодняшнего решения, Алексей рассказал нам следующее: «Постановления Конституционного суда, как вы знаете, обжалованию не подлежат и обязательны для исполнения всеми органами власти. Сегодня однозначно было сказано, что мое дело подлежит пересмотру. Для начала я планирую получить в Конституционном суде официальное заключение, которое уже будет являться документом, и с ним можно будет начать процесс обжалования предыдущих решений судов по моему увольнению. Сколько времени все это займет, я не знаю. Но думаю, что в интересах моего работодателя решить этот вопрос как можно быстрее. Ведь я еще требую выплатить мне зарплату за вынужденный прогул в течение этих полутора лет. Поэтому в интересах работодателя, чтобы я вышел на работу как можно быстрее и получал деньги не просто так, а что-то делал», – отметил заявитель.

По словам Алексея Остаева, за время «вынужденного прогула» организация, в которой он работал, задолжала ему больше миллиона рублей из расчета зарплаты порядка 600 тысяч рублей в год.

Также наш собеседник не исключил, что, посоветовавшись с юристами, может и напрямую обратиться к своему работодателю, показав ему решение Конституционного суда. Но пока еще с конкретными дальнейшими шагами заявитель не определился.

..............