24 июня, воскресенье  |  Последнее обновление — 05:53  |  vz.ru

С такими кумирами, как Кикабидзе, СССР был обречён

Антон Крылов, журналист
Вся читающая Россия упоенно порицает (или поддерживает) бывшего соотечественника, уже 27 лет живущего в другом государстве. Хотя обсуждать надо не слова Кикабидзе и не то, был ли Советский Союз тюрьмой народов или раем на земле. Подробности...

На карту поставлено существование Евросоюза

Наталия Янкова, публицист (Германия)
Немецкое коалиционное правительство оказалось под угрозой. Министр внутренних дел и глава партии ХСС Хорст Зеехофер выдвинул Меркель ультиматум – в течение двух недель дать ответ на его решение по выходу из миграционного тупика. Подробности...

Самая трудная, но при этом и благодарная работа для русского человека

Дмитрий Ольшанский, публицист
У нас с друзьями есть традиция: каждый год девятого мая мы читаем текст кого-нибудь из так называемых приличных людей о том, что этот день должен быть траурным. И каждый год мы отвечаем, что у нас уже есть траурный день. Подробности...

Самые красивые болельщицы ЧМ-2018

Благодаря чемпионату мира мы смогли увидеть не только красивый футбол, но и прекрасных болельщиц, приехавших со всего мира поддержать свои любимые команды. Самые яркие из них – на страницах газеты ВЗГЛЯД

Самые эксцентричные болельщики ЧМ-2018

Более двух миллионов болельщиков приехали в Россию, чтобы поддержать свои команды во время чемпионата мира по футболу. Гости из самых разных уголков планеты с помощью ярких и необычных образов создали в нашей стране атмосферу большого праздника. Газета ВЗГЛЯД выбрала самые интересные из них

Чемпионат мира в России начался с яркой церемонии открытия

Чемпионат мира в России начался. Первую игру предваряла красочная церемония открытия, в которой приняли участие мировые звезды футбола и поп-сцены. Хедлайнерами выступили британский исполнитель Робби Уильямс и российская оперная дива Аида Гарифуллина

НОВОСТЬ ЧАСА:Стало известно о пуске Пентагоном МБР

России советуют быть строже с чужими болельщиками

«Мы на фронте»

Лукашенко допустил вхождение Белоруссии в состав другого государства

«исторический факт»

Украинская писательница потребовала переименовать Россию

«хотите с кем-то воевать?»

Болельщики из Перу уехали в Челябинск ради танков

гражданская война

Появились сведения о массовом уничтожении российских беспилотников на Украине

герб СССР

Басилашвили вступился за Кикабидзе

«вообще не пою»

Познер признался в неприятии российского гимна

«разбомбить Кенигсберг и Мемель»

Опубликован приказ Жукова спустя три часа после начала войны

«Хороший опыт»

Сборная Франции по футболу забила 11 мячей российской команде

пенсионный возраст

Ирина Алкснис: Активная часть российского общества впадает в истерический раж

«Добро пожаловать в Америку»

Егор Холмогоров: Трампу удалось в очередной раз выкопать себя из могилы

грузинский пенсионер

С такими кумирами, как Кикабидзе, СССР был обречён

Хотели бы вы работать после достижения пенсионного возраста?

Возвращение на Луну

К 2020 году Россия могла бы создать транспортную систему для регулярных полетов к Луне и добычи там полезных ископаемых
        Следующая высадка американских астронавтов на Луну планируется на март 2017 года    1 февраля 2006, 11:18
        Фото: NASA
        Текст: Николай Гуров

Спустя 37 лет после первого пилотируемого прилунения американское космическое ведомство приступило к пересмотру своей программы возвращения человека на Луну. Теперь высадка планируется на март 2017 года - почти на год раньше того срока, который NASA установило для себя, взяв повышенные обязательства по реализации космической инициативы президента Буша.

Около двух лет назад президент США поставил перед космическим ведомством задачу направить астронавтов на Луну к 2020 году, а затем до 2030 года совершить путешествие на Красную планету. NASA, обнародуя в прошлом году концепцию возвращения на Луну, пообещало высадить четырех человек на ее поверхность уже в 2018 году. Тогда же было объявлено, что затраты из казны на лунную программу могут составить 104 млрд. долларов.

«Скорее на Луну»

«Первый пилотируемый полет на Луну Россия может осуществить уже через 7-9 лет, проект обойдется в 2 млрд. долларов»

Чтобы сократить эти расходы, руководство NASA предложило новый подход, получивший название «Скорее на Луну». Суть его заключается в том, что следует ограничить конструкторские работы необходимым минимумом. К примеру, не создавать совершенно новую верхнюю ступень ракеты-носителя, а модернизировать двигатель «Джей-2» эпохи кораблей «Аполлон», с помощью которых астронавты высаживались на Луну еще в 60-х годах прошлого столетия.

Как отметил один из руководителей NASA Майк Хеккер, придется также отказаться от планов разработки жидкостного ракетного двигателя, работающего на метане, в качестве разгонной ступени. Для этой цели можно использовать 5-ступенчатый твердотопливный ускоритель, сообщает ИТАР-ТАСС.

Однако создание космических аппаратов для посадки на спутнике Земли - это не единственная проблема, поджидающая ученых. После проведенного анализа лунной поверхности ученые сделали вывод, что безопасно приземлиться на Луне не получится из-за отсутствия точных карт.

Даже несмотря на многочисленные посещения Луны астронавтами и многокилометровую «пробежку» советского лунохода, поверхность самой близкой к Земле планеты изучена значительно хуже, чем поверхность Марса.

Так, по словам ученых из Массачусетского технологического института, первые полеты на Луну состоялись во время разгара холодной войны и в то время о риске и безопасности никто особо не задумывался. А вот высадка на Марс современных аппаратов Spirit и Opportunity была спланирована более детально: этому предшествовало длительное изучение рельефа с помощью спутников.

Общее мнение ученых таково, что Mars Global Surveyor, Mars Express и другие зонды обследовали соседнюю планету с точностью до отдельных трещин и валунов размером в несколько метров. А вот подробных карт лунного ландшафта пока нет как у российских ученых, так и у зарубежных коллег.

Практически все спутниковые фотографии Луны были сделаны в 1960-1970-е советскими и американскими аппаратами, техническая оснащенность которых не позволяла делать четких снимков. А затем лунная программа была свернута обеими державами.

Российские перспективы

Президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» Николай Севастьянов (фото ИТАР-ТАСС)

Между тем Россия придерживается более оптимистических взглядов в «лунном» вопросе. Первый пилотируемый полет на Луну Россия может осуществить уже через 7-9 лет, проект обойдется всего в 2 млрд. долларов. Об этом заявил президент Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Николай Севастьянов.

«Мы могли бы осуществить высадку уже к 2012-2014 году, используя технологию кораблей типа «Союз». Если бы у нас была принята программа в пределах 2 млрд. долларов, мы могли бы высадиться на Луну за три экспедиции», - сказал он.

Севастьянов пояснил, что сначала надо просто облететь Луну, затем осуществить переход на круговую орбиту с автоматической посадкой лунного модуля и только в третьей экспедиции провести высадку человека на спутник Земли. При этом глава РКК «Энергия» подчеркнул, что «полет на Луну сегодня может быть профинансирован только государством, но пока такая задача не ставится».

По его словам, в случае реализации проекта уже «к 2020 году мы могли бы создать промышленную транспортную систему для регулярных полетов к Луне и добычи там полезных ископаемых». Севастьянов уверен, что реально освоить Луну «необходимо при жизни нашего поколения, в первую очередь из-за ограниченности энергетических ресурсов».

Так или иначе, отметил он, но мы будем вынуждены двигаться за пределы нашей планеты для поиска новых экологически чистых источников энергии. Таким источником, по мнению Севастьянова, «вполне может стать изотоп гелия-3 для термоядерной энергетики», который есть на Луне.

Земные запасы гелия-3 настолько малы, что о промышленном их использовании не идет речи, передает ИТАР-ТАСС. «По оценкам на нашем спутнике содержится не менее 1 млн. т гелия-3, что может полностью обеспечить земную энергетику на срок более 1000 лет», - подчеркнул глава РКК «Энергия».

Что же касается пилотируемого полета на Марс, то это должен быть международный проект, считает Севастьянов. По его мнению, «Марс - это возможная новая территория обитания человека». «Проблема замкнутого пространства, которым сейчас для нас является Земля, рано или поздно приведет к конфликтам в развитии цивилизации. Пилотируемый космос нужен для решения этой проблемы», - сказал он. Кроме того, полет к Марсу даст возможность отработать новейшие технологии, позволяющие совершать дальние полеты вглубь Солнечной системы, к энергетическим ресурсам Юпитера, Урана.