Игорь Караулов Игорь Караулов Русский мир как духовное оружие стратегического назначения

Русских называют собирателями земель, но это в первую очередь собиратели народов. Причем русские собирали букет народов, оказавшихся в их цивилизационном поле, с вниманием, заботой и любовью.

5 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв У финнов перестала действовать советская прививка

Во внешней политике финские элиты обратили свою энергию против России. Это прекрасно откликнулось в сознании наших соседей, только казавшихся смирными молочниками.

36 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Зеленский потребовал от США ярлык на продолжение войны

Заявления Зеленского об угрозе третьего Майдана стоит воспринимать серьезно. Развал фронта, потеря крупного города (например, Харькова) в сочетании с непопулярными мерами вроде мобилизации подростков и стариков потенциально станут достаточными триггерами для массовых волнений уже будущей зимой.

9 комментариев
2 января 2022, 15:15

Найден способ изменить отношение США к России

Найден способ изменить отношение США к России

Найден способ изменить отношение США к России
@ AP Photo/Patrick Semansky/ТАСС

Tекст: Геворг Мирзаян,
доцент Финансового университета

Одним из самых главных успехов российской внешней политики в 2021 году стало возобновление переговорного процесса с Соединенными Штатами. Почему Вашингтон в принципе согласился рассматривать российские предложения, уже названные «ультиматумом» – и что это означает в том числе для отношений Москвы и Киева?

Старт новому этапу отношений Москвы и Вашингтона был дан 16 июня 2021 года в Женеве, куда Джозеф Байден попросил Владимира Путина приехать и пообщаться с ним о делах наших скорбных. Затем прошла серия технических переговоров между российскими и американскими чиновниками (как в Москве и Вашингтоне, так и на территории других стран), после чего главы государств снова пообщались 7 декабря, используя на этот раз видеосвязь.

В 2022 году контакты между Москвой и Вашингтоном будут продолжены. В частности, уже 12 января должно состояться заседание Совета Россия – НАТО, на котором стороны обсудят выдвинутые Владимиром Путиным предложения по гарантиям безопасности (оформленные в виде проекта договора с США и соглашения с Альянсом).

Новая реальность

Возможно, кто-то скажет, что переговоры с Соединенными Штатами и НАТО о деэскалации бессмысленны, поскольку Вашингтон и Брюссель настроены на продолжение конфликта с Россией. И не только из принципа «Карфаген должен быть разрушен».

«НАТО погрязло в кризисах, и нынешний высокий уровень напряженности между Россией и Альянсом является для последнего настоящим даром с небес. Позволяет поддерживать удобный нарратив «славянского зла извне», а также является своего рода бонусом для (западных – прим. ВЗГЛЯД) военных, разведчиков, медиа, научных центров и военно-промышленного комплекса», – пишет Asia Times. Без наличия такого масштабного и исторически понятного противника, как Россия, Альянс может рассыпаться за ненужностью. А в итоге США потеряют ряд возможностей для контроля над внешнеполитическими и оборонными процессами в Европе.

Все так, Штатам нужна конфронтация с Россией. Но, во-первых, управляемая конфронтация – то есть без возможности ее перетекания в ядерную войну. Причем только из-за того, что каким-то отдельным украинским политикам захочется поиграть в блицкриг в Донбассе. Во-вторых, ограниченная и дешевая. Не требующая значительных сил и ресурсов, которые необходимы США на другом, куда более опасном для них направлении.

«Как минимум с 2018 года Вашингтон резко изменил свою политику в отношении Китая в сторону однозначной конфронтации. Теперь американские власти идентифицируют Китай как главного противника, главную угрозу США. И действительно, Китай – единственная страна мира, которая бросает вызов американскому первенству и может сделать США «державой номер два» в технологическом и военном отношении», – поясняет газете ВЗГЛЯД замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований Высшей школы экономики Дмитрий Суслов.

Более 20 лет с момента распада Советского Союза США искренне считали, что диалог с Москвой – а тем более равноправный – Америке не нужен. Что США могут действовать в отношении России в соответствии с максимой Фукидида: «Сильные поступают так, как хотят, а слабые страдают так, как должны».

И даже демонстрации Россией своей восстановленной силы (которые начались, пожалуй, с 2008 года) не изменили американский подход. Он начал меняться лишь в конце 2010-х, когда США осознали, что санкции против России не ставят ее на колени, а конфронтация ради конфронтации перестает быть дешевой. Хотя бы потому, что усложняет работу Америки на том же иранском и китайском направлениях.

Именно сочетание этих выводов вынудило Джозефа Байдена несколько изменить американский подход к России, что спровоцировало усиление давления на американского лидера со стороны «ястребов». Так, в первый день 2022 года группа из 20 бывших американских дипломатов и сотрудников в сфере нацбезопасности США обратилась к Байдену с требованием опубликовать список санкций, которые Белый дом намерен ввести против России в случае эскалации ситуации вокруг Украины.

Тем не менее, Байден пока не намерен сворачивать со своего пути и предлагает Москве попытаться решить проблемы в российско-американских отношениях не через санкции и «мегафонную дипломатию», а респектабельно и конструктивно, то есть за столом переговоров. Собственно, там, где российский президент Владимир Путин предлагал лидерам США их решать еще с середины нулевых годов.

Без лишних слов

Российская Федерация американское предложение приняла, но с оговоркой. Москва дала понять, что ей не нужны переговоры ради переговоров. Россия сразу сделала все возможное для того, чтобы перевести их в максимально конструктивную плоскость – с выходом на подписание юридически обязывающих принципов сосуществования (на слово американцам, понятно, никто не верит). И после серии технических переговоров, а также второго саммита между Путиным и Байденом Кремль предложил два проекта документов – соответственно для США и НАТО.

Список требований в этих документах был настолько жестким (вывод всего американского ядерного оружия в США, отказ от размещения американских и западноевропейских войск в восточноевропейских странах – членах НАТО, запрет на расширение Альянса в любую сторону, запрет на всякое военное сотрудничество стран НАТО и государств постсоветского пространства, не являющихся членами Альянса), что на Западе их назвали ультиматумом, причем неисполнимым.

«Дипломатия – это искусство возможного. Ну, по крайней мере она им была. Практически невозможно представить ситуацию, когда США и НАТО подпишут соглашения в области безопасности, которые им дала Россия. Ведь таким образом они дадут Москве вето по вопросам расширения НАТО и прекращения действия НАТО в странах, которые присоединились к Альянсу после 1997 года», – говорит московский корреспондент Би-би-си Стив Розенберг.

Однако на самом деле это лишь начальный перечень требований и позиций российской стороны. Не случайно в документе есть пункты, где «должны США», где «должны Россия и США», но нет положений, согласно которым что-то должна только Россия. Теперь Москва ждет, пока США выдвинут свои официальные требования, после чего высокие переговаривающиеся стороны сядут и начнут эти условия согласовывать. Договариваться.

И США уже дали понять, что свои требования готовят. «Любой диалог должен основываться на взаимности и учитывать наши опасения по поводу действий России и проходить при полной координации с нашими европейскими союзниками и партнерами... Существенный прогресс может произойти только в условиях деэскалации, а не эскалации», – говорится в заявлении Белого дома.

Именно эта готовность Вашингтона конструктивно обсуждать российские предложения является победой Москвы сама по себе. Путину удалось принудить Байдена признать Россию как равноправного участника переговорного процесса и начать диалог по хотя бы снижению эскалации. И в 2022 году диалог, скорее всего, не только будет продолжен, но также приведет к каким-то действиям, нацеленным на практическую работу и выстраивание атмосферы доверия.

Так, не исключено, что Соединенные Штаты присоединятся к нормандскому формату – ныне находящемуся в коме по причине неспособности европейских партнеров принудить Киев выполнять взятые на себя обязательства.

«В принципе противопоказаний к подключению США нет, поскольку они реально влияют на Украину, и от позиции Вашингтона зависит очень многое в урегулировании украинского конфликта. Если США реально готовы внести свой вклад, мы всегда были открыты к тому, чтобы Америка оказывала свое влияние на Киев», – говорит исполняющий обязанности директора Третьего европейского департамента МИД РФ Олег Красницкий.

С этой точки зрения присоединение Штатов – это как своего рода укол инновационного препарата безнадежно больному, умирающему пациенту. Он может не привести к результату, и больной все-таки умрет – но может его и спасти.

По словам замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, в Москве пока не понимают, готовы ли США «делать то, что является абсолютным императивом: сдерживать клиентов в Киеве и добиваться от них движения к выполнению минского комплекса мер». Но хуже уж точно не будет.

..............