Эрдоган давно – еще с нулевых годов – мечтал замкнуть на себе все альтернативные российским пути поставки углеводородов в Европу с восточного, северного и южного направлений. Причем для Анкары это был не только и даже не столько источник заработка, сколько получение рычага давления на Брюссель. И этот рычаг турки использовали бы куда эффективнее, чем Украина.
2 комментарияДиректор Музея ГУЛАГа осудил открытие памятника Дзержинскому в Кирове
Директор Музея ГУЛАГа Роман Романов в разговоре с газетой ВЗГЛЯД признался, что у него, мягко говоря, «не самое лучшее отношение» к событиям, подобным открытию памятника Феликсу Дзержинскому, которое произошло накануне в Кирове. Романов предложил авторам идеи установки памятника посетить его музей.
«У нас сейчас разрабатывается постоянная экспозиция, которая откроется в следующем году. В ней будет отдельно выделена роль Дзержинского. Но самым главным событием года станет открытие 30 октября по указу президента мемориала «Стена скорби», – сказал Роман Романов.
Как сообщило областное правительство, накануне в городе Кирове открылся памятник советскому политическому деятелю, основателю Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем Феликсу Дзержинскому. Кировские власти пояснили, что жизнь и деятельность Дзержинского связана с историей области. Открытие приурочено к 140-летию со дня рождения Дзержинского. Как передало РИА «Новости», инициатором установки выступил Совет ветеранов регионального УФСБ.
В среду Музей истории ГУЛАГа, фонд Памяти и Московский дом книги презентовали совместный культурно-просветительский проект, цель которого – сохранение памяти о жертвах репрессий. В презентации проекта участвовал и Романов. Он отметил: прежде всего, организаторы ориентировались на ряд итогов соцопросов, проведенных в том числе ВЦИОМом и Высшей школой экономики, при участии Фонда памяти и Музея ГУЛАГа.
«Например, студенты и люди от 18 до 25 лет считают, что об этом нужно больше говорить. У них есть запрос на такие мероприятия, на новые книги, фильмы. Сегодняшнее мероприятие – начало, ответ на такой запрос», – рассказал Романов.
Он отметил, что подобные мероприятия посещают не только молодые, но и люди более старшего возраста. Романов также напомнил о планах режиссера Павла Лунгина снять фильм по произведениям Александра Солженицына. «Все, что было в нашем музее, мы ему представили. Сейчас уже формируется представление, какое именно произведение Лунгин выберет для экранизации», – сообщил он.
Романов добавил, что кроме книг Солженицына, Варлама Шаламова и Евгении Гинзбург есть множество других неизвестных широкой публике литературных произведений, мемуаров от людей, прошедших через ГУЛАГ. Он рассказал:
«Огромное количество людей прошли через лагеря и оставили потом художественно-литературное наследие. О них мало кто знает. И наше сотрудничество с Домом книги – это начало такой работы. У нас в архивах музея есть ранее не выставлявшиеся рукописи. Запланированы издания нескольких книг».
В рамках нового проекта в крупных магазинах сети Московского дома книги были выставлены стенды с художественной и научной литературой на тему террора, что дает возможность ознакомиться с важнейшими произведениями об этой эпохе. Новый проект предполагает проведение авторских встреч, лекций и чтений. Рассказывать об истории репрессий, «Большом терроре» и о силе человеческого духа в трудных жизненных обстоятельствах будут историки, публицисты и общественные деятели.
На этот год пришлись две круглые исторические даты – 100-летие революции и 80-летие начала «Большого террора», периода наиболее массовых арестов и казней в российской истории, что и стало поводом для проекта. В конце октября в центре Москвы намечено открытие первого общенационального мемориала этим жертвам – «Стена скорби».
Первую встречу с читателями в среду в Доме книги провела Наталия Солженицына, президент Русского благотворительного фонда Александра Солженицына, член Совета Фонда Памяти. Именно в этот фонд ее покойный супруг отдавал все гонорары за свою книгу «Архипелаг ГУЛАГ».
Фонд Памяти создан в прошлом году в рамках реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, утвержденной правительством России в августе 2015 года. Однако Солженицына напомнила, что фонд фактически действует еще с 70-х годов.
«Деятельность фонда была почти детективная... Помогали женам и детям, у которых зэк был единственным кормильцем. Помогали женам, которых выгоняли с работы», – рассказала Наталия Солженицына. Фонд начал действовать легально в России только с началом перестройки, когда по распоряжению Михаила Горбачева были выпущены на свободу все политзаключенные. По ее словам, фонд и сейчас помогает нескольким тысячам человек.
Что касается споров о численности политзаключенных, то Солженицына призвала не забывать тех, чьи родственники оказались в тюрьме. «Всегда считают ровно тех, кого арестовали, но не надо забывать о тех, кого не арестовали, – это жены, дети», – считает она.
Она напомнила: точных данных о том, сколько человек погибло в ГУЛАГе, до сих пор общество не знает, потому что не все архивы открыты. По ее словам, некоторые историки считают, что речь может идти о 20 млн человек.
Что же касается предстоящего открытия в Москве мемориала «Стена скорби», то «она нужна не столько погибшим, сколько нашему народу», отметила Солженицына и подытожила: «Без этой памяти мы заблудимся. Это как дорожная карта для народа. Нам необходимо знать об этом прошлом. Стена строится для нашего народа, чтобы мы не были Иванами, не помнящими родства».