Взгляд
22 февраля, пятница  |  Последнее обновление — 20:10  |  vz.ru
Разделы

Как можно любить «совок»?

Дмитрий Гололобов, адвокат, приглашённый профессор университета Вестминстер
Просветленные и особо интеллектуальные читатели продолжают возмущаться: Как можно любить хотя бы что-то в «гнусном заплесневелом совке»? Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Отношение к украинскому монстру пора менять

Евгений Крутиков, военный эксперт
Многие до сих пор считают Украину не враждебным государством, а «братской» страной, искренне жалея украинцев. Эту ситуацию пора менять, иначе наше положение может стать еще хуже. Подробности...
Обсуждение: 40 комментариев

Строить отношения с Россией можно только на основе уважения

Леонид Тибилов, экс-президент Республики Южная Осетия - Государства Алании
Оборонная мощь России для многих стран, в том числе и нашей Республики Южная Осетия – Государство Алания, поддерживающих дружеские отношения с Россией, служит гарантией мирного сосуществования и защиты суверенитета. Подробности...

    Российские VIP-лимузины «Кортеж» теперь будут собирать и в Эмиратах

    Российские авто премиум-класса «Кортеж» будут собирать в Эмиратах под брендом Aurus. Соглашение Минпромторга с партнерами из ОАЭ подписано 18 февраля, в день мировой премьеры этого VIP-лимузина на международной оборонной выставке IDEX в Абу-Даби
    Подробности...

    Путин вышел на татами спортивного центра в Сочи

    После продолжительных переговоров на саммите по сирийскому урегулированию в формате Россия-Турция-Иран Владимир Путин приехал в четверг вечером в спортивный центр «Юг-Спорт» в Сочи. Глава государства встретился с представителями сборных команд по боксу, дзюдо и вольной борьбе
    Подробности...

    День влюбленных в разных странах мира празднуют по-разному

    14 февраля по всему миру отмечается День святого Валентина или День всех влюблённых. Смысл праздника заключается в том, чтобы подарить любимому человеку некий подарок в виде цветов, конфет или игрушек в форме красного сердечка – известнейшего символа любви
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В рейтинге самых популярных иномарок у россиян произошла смена лидера

        Главная тема


        «Русский след» уже нашли в будущих президентских выборах в США

        популярная музыка


        Украинские претендентки на «Евровидение» не признали «агрессию» России в Крыму

        «претензий нет»


        Бурятский шаман в обряде сжигания верблюдов привел в пример Кадырова

        «троянский конь»


        Эксперт оценил американскую стратегию применения F-35 против России

        Видео

        ВМФ России


        Российский «полуфрегат» должен превзойти легендарный американский эсминец

        показательный спектакль


        Террористка из Сирии расколола Британию

        достояние республики


        Куда уходит добытое в России золото

        свобода слова


        США все больше напоминают СССР

        «ловкость рук»


        Украинцы украли кампанию против «Т-34» у белорусского еврея

        День Советской Армии


        Екатерина Ракитина: Непримиримая битва за праздники

        Бизнес-кошмар


        Антон Любич: Химеры прошлого пора оставить

        Постель для террориста


        Игорь Мальцев: На позицию девушки провожали ИГИЛ

        на ваш взгляд


        Что для вас 23 февраля?

        Че Гевара остается символом борьбы с американской гегемонией

        «Всегда до победы!» – самая известная фраза Че Гевары   9 октября 2017, 20:01
        Фото: Eliana Aponte/Reuters
        Текст: Петр Акопов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Полвека назад в Боливии был убит Эрнесто Гевара – человек, ставший одним из символов XX века и революционного движения как такового. Но и сейчас команданте Че не растворился в истории и не стал просто «иконой стиля» в супермаркете общества потребления. Его образ продолжает вдохновлять тех, кто борется с глобальным диктатом.

        Аргентинец по рождению, кубинец по месту революции и латиноамериканец по амбициям, Эрнесто Че Гевара был убит 9 октября 1967 года в боливийской глуши – на следующий день после пленения. Его маленький партизанский отряд был разбит, а самого команданте расстреляли по приказу президента Боливии. Че не было и сорока лет, но сразу после гибели он стал символом революционной, антиимпериалистической борьбы. И остается им уже полвека.

        Че был последним всемирно известным революционером

        – Мао прославился задолго до него, хотя и пережил команданте на девять лет. Че погиб накануне 1968 года, одним из символов которого он тут же и стал. Тогдашний бунт западной молодежи, волнения в США и Европе оказались последним всплеском популярности марксизма на Западе. Последним при жизни СССР – потому что в нашей стране, «оплоте коммунизма», попытались реформировать практику и идеологию, да и сломали всю конструкцию. СССР упал, китайская компартия повела свою страну по капиталистическому пути, Куба и Северная Корея держались островками коммунистического сопротивления в мире победившего капитализма, конца истории и неминуемой глобализации – так казалось большинству в 90-е.

        И именно тогда из Че стали делать коммерческий бренд – на Западе его попытались превратить в часть массовой культуры: фильмы, книги, постеры, майки. Автор «Партизанской войны» уже не воспринимался как опасный идеологический противник или кумир потенциальных восставших – напротив, как некий революционный романтик, воевавший за права бедных, убитый безжалостными милитаристами. Победивший, как ему казалось, в мировом масштабе, либеральный глобализм нуждался в некоторых иконах из числа героев поверженного марксизма – и Че вроде бы подходил на эту роль.

        Действительно, у него было все, чтобы стать посмертным героем для широких потребительских масс: симпатичная внешность, романтические истории из жизни, верность идеалам, ранняя гибель. Ну и что, что он был марксистом, партизаном, противником капитализма и антиимпериалистом – оставим лишь то, что был романтиком, защищал бедных. Этакий новый Робин Гуд, с внешностью Христа эпохи рок-н-ролла. Такой Че Гевара вполне устраивал Запад – но вскоре выяснилось, что он не влезает в прокрустово ложе глобализации.

        Потому что Че остался кумиром для всех революционеров той же Южной Америки. Там он постепенно занимает место символа борьбы за независимость континента, став в один ряд с «освободителем» Боливаром. Да, Че освободил от неоколониализма только Кубу, но его последователи постепенно пришли к власти во всех странах Латинской Америки. Не партизаны из его отрядов (так произошло в Африке, где в Заире в 90-е годы победил воевавший еще в 60-е вместе с Че Лоран Кабила), а антиимпериалисты и марксисты. Да, они не столь радикальны, как Че – но их антиамериканизм и антикапитализм все равно питается его энергией.

        Че стал провозвестником освобождения Латинской Америки от господства янки, борьба с которым и была главным делом его жизни. Ведь весь 19-й и первую половину 20-го века Штаты вели себя к югу от своих границ и как империалист, то есть колониальная держава, и как эксплуататор, то есть главный капиталист. Местные элиты, продажные и несамостоятельные, в большинстве стран не удержались бы у власти – если бы не помощь, а то и прямое военное вмешательство США.

        Куба стала первой страной, навсегда вырвавшейся из-под американского диктата. А Че, оставивший спустя шесть лет после победы кубинской революции свое кресло одного из руководителей страны и уехавший в джунгли Африки, а потом и Латинской Америки на партизанскую войну – человеком, бросившим вызов хозяевам мира, американскому и глобальному капиталу. И хотя Че был убит спустя два года после начала его «освободительного похода», сейчас, спустя полвека, в мире не только продолжается, но и набирает силу борьба именно против тех сил, с которыми он бился.

        В кабинете президента Боливии Моралеса висит портрет команданте, в Бразилии правила марксистская Партия трудящихся, а в Венесуэле пытаются построить «боливарианский социализм 21-го века». И при всех трудностях реформирования социального устройства в этих странах они становятся самостоятельными государствами, обретают реальный суверенитет, освобождаются от американского ошейника. Для Латинской Америки Че останется несомненным кумиром – но и для остального мира он не просто персонаж прошлого.

        Че, несомненно, был романтиком – причем его революционность была не слишком удобна даже для тогдашнего советского руководства. Дело в том, что Че, как и Мао, обличал СССР как страну, перерождавшуюся в капиталистическую. То есть отказавшуюся от постоянной борьбы с мировым империализмом и глобальным капитализмом по всему фронту – от идеологического до партизанского. О чем писал тогда Че?

        «Раз империалисты шантажируют все человечество угрозой развязывания войны, верным ответом на этот вызов будет перестать бояться войны. Общей тактикой народов должны стать постоянные и решительные атаки на империалистов везде, где наблюдается конфронтация.

        ...Обобщим наш план достижения победы: необходимо уничтожить империализм посредством разрушения его главной основы – имперского господства Соединенных Штатов Америки. Тактическим путем к этому является последовательное освобождение наших народов, одного за другим или целыми группами, с одновременным принуждением противника к невыгодной для него борьбе за пределами его территории, с тем чтобы лишить его баз снабжения – зависимых стран.

        Это предполагает длительную войну. И, повторим еще раз, войну ожесточенную. Не следует обольщаться на этот счет, начиная ее, но в то же время не следует и колебаться, начинать войну или нет – колебаться, страшась ее последствий. Эта война – единственная наша надежда на победу».

        Те, кто говорит сейчас, что Че был кровожадным, забывают о том, какая ситуация была в мире в то время, когда он это писал. Это было время страшной вьетнамской войны, когда США бомбили и уничтожали эту азиатскую страну. СССР и Китай всячески поддерживали Вьетнам – но Че предлагал идти дальше и устроить США несколько Вьетнамов:

        «Каким близким и сияющим стало бы будущее, если бы на планете возникло два, три, много Вьетнамов – пусть с их квотами смертей и безмерными трагедиями, но и с каждодневным героизмом, непрерывными ударами по империализму: ударами, заставляющими его распылять свои силы и мешающими укрываться от ненависти народов всего мира!»

        К поддержке такой линии был готов Китай – как раз в 1966 году власть там в ходе «культурной революции» взяли левые радикалы, выступавшие за мировую революцию. Но у Китая не было ни сил, ни позиций в мире для ее продвижения. А в СССР, у которого были и силы, и возможности, руководство страны думало в первую очередь о геополитических интересах государства, а не о судьбах мировой революции. Такая позиция Москвы не устраивала радикальных революционеров. Они считали, что в 60-е годы сложилась революционная ситуация, способная привести к глобальному поражению капитализма. Процесс деколонизации стран Африки и Азии, то есть уход европейских держав из т. н. третьего мира, действительно давал шансы на приход к власти социалистов и коммунистов.

        Но у мирового коммунизма в 60-е годы не оказалось единого управляющего центра, единой воли. СССР больше занимался своими интересами как государства, ссора между Москвой и Пекином развела две крупнейшие «красные» страны. И революционеры, которых вдохновлял пример Че, могли рассчитывать на внимание к себе только в качестве тех, кто способен взять власть в своей стране (то есть привести ее в лагерь союзников СССР), но не как бойцов «всемирной революции».

        Именно поэтому дело Че тогда проиграло. Но после гибели СССР и перерождения «красного Китая» его антиимпериалистические взгляды вновь стали весьма актуальны.

        Потому что с начала 21-го века все больше стран мира стали осознавать необходимость всеми силами противостоять т. н. атлантической глобализации – проекту, выросшему из американского империализма, с которым героически боролся Че Гевара. Если не остановить каток глобализации, то он подомнет под себя все мировые цивилизации, все маленькие и большие страны, уничтожит все разнообразие и уникальность разных народов. И сам проект глобализации, и хаос и войны, которые сеет глобальный империализм по всему миру, рождены той силой, на бой с которой поднимал всех самый знаменитый революционер второй половины 20-го века:

        «Все наши действия – боевой клич в войне против империализма, призыв к объединению народов для борьбы с крупнейшим врагом человечества – Соединенными Штатами Америки...

        В конце концов, мы должны помнить, что империализм, последняя стадия капитализма – это мировая система, и для победы над ней необходима конфронтация мирового масштаба. Стратегическая цель нашей борьбы – уничтожение империализма. Участие наших народов, народов отсталых и эксплуатируемых стран, должно неизбежно вылиться в разрушение баз снабжения империализма, в пресечение его контроля над нашими угнетенными странами: странами, откуда империализм сегодня черпает свои капиталы, черпает дешевое сырье и дешевых специалистов, где есть дешевая рабочая сила и куда направляются новые капиталы – как орудие господства, направляются оружие и прочие средства, призванные содействовать сохранению нашей тотальной зависимости...

        И если мы поставили себе целью уничтожение империализма, мы должны четко усвоить, что руководящей силой империализма являются Соединенные Штаты Америки».


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............