Взгляд
9 декабря, понедельник  |  Последнее обновление — 08:30  |  vz.ru
Разделы

Как портовые гопники стали иконой революции

Владимир Можегов, публицист
В этот день – 8 декабря 1980 года – был убит Джон Леннон. Но эпидемия «Битлз» на это не закончилась. Как и любая эпидемия, она была очень недолгой — три с половиной года. И полной странностей и загадок. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Зеленский везет в Париж свою формулу

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга
Задача Зеленского – достичь прекращения активных боевых действий (развод войск, обмен пленными, частичное восстановление экономических связей), но не допустить выполнения Минских соглашений и прекращения западных санкций против России. Подробности...
Обсуждение: 48 комментариев

Христианская риторика мажора Жукова выглядит грубой подделкой

Максим Соколов, публицист
Потрясаться словом Е. С. Жукова можно разве что при полном незнанье своей страны. Когда холодную, искусственную риторику нам объявляют словом, исполненным искренней сердечной боли, немудрено, что против подмены восстают и самые деликатные люди. Подробности...
Обсуждение: 95 комментариев

    Меланья Трамп показала рождественский интерьер Белого дома

    Первая леди США Меланья Трамп показала, как украсила к Рождеству и Новому году свою резиденцию. «Дух Америки сияет в Белом доме», – написала Меланья в своем Twitter. Длина всех гирлянд, развешанных по дому, превысила 240 метров
    Подробности...

    Россия построила свою часть автомобильного моста в Китай

    На Дальнем Востоке построили первый в России трансграничный мост – он соединил Благовещенск с китайским Хэйхэ. Подготовка к строительству шла почти 20 лет, стартовало оно в 2016 году. Тогда стоимость проекта оценивали в 19 млрд рублей
    Подробности...

    Путин открыл скоростную трассу Москва – Петербург

    Путин открыл движение по новой скоростной трассе М-11, соединившей Москву и Петербург. Максимальная скорость движения по трассе сейчас – 110 км/ч. В будущем скорость повысится на 20 км. Это первая автодорога, объединяющая две столицы, построенная в новейшей истории России
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Российские военные вошли в бывшую «столицу» ИГ

        Главная тема


        Антироссийские митинги в Минске выгодны Лукашенко

        небо сирии


        Российские Су-35 совершили перехват израильских истребителей

        дело Хангошвили


        Преемница Меркель потребовала новых мер против России

        финансирование ВСУ


        Адвокату студента ВШЭ Жукова пригрозили статьей за госизмену

        Видео

        Беловежские соглашения


        Глава администрации Ельцина: Желание сохранить СССР считалось смешным

        заседание ОПЕК+


        Саудовская Аравия неспроста уступает России лидерство по нефти

        гиперзвуковой комплекс


        Россия готова прийти на переговоры с США с «Кинжалом»

        Мифология Запада


        КГБ приписывают еще одно знаковое убийство

        Оборонный потенциал


        Сергей Мардан: История Великой полярной армады началась 60 лет назад

        Репутация государства


        Ирина Алкснис: Пусть всю оставшуюся жизнь ходят и оглядываются

        Последнее слово


        Максим Соколов: Христианская риторика мажора Жукова выглядит грубой подделкой

        «Поздравить страну!»


        Газета ВЗГЛЯД объявляет сбор новогодних видеообращений читателей

        на ваш взгляд


        Чем для вас является YouTube?

        Че Гевара остается символом борьбы с американской гегемонией

        «Всегда до победы!» – самая известная фраза Че Гевары   9 октября 2017, 20:01
        Фото: Eliana Aponte/Reuters
        Текст: Петр Акопов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Полвека назад в Боливии был убит Эрнесто Гевара – человек, ставший одним из символов XX века и революционного движения как такового. Но и сейчас команданте Че не растворился в истории и не стал просто «иконой стиля» в супермаркете общества потребления. Его образ продолжает вдохновлять тех, кто борется с глобальным диктатом.

        Аргентинец по рождению, кубинец по месту революции и латиноамериканец по амбициям, Эрнесто Че Гевара был убит 9 октября 1967 года в боливийской глуши – на следующий день после пленения. Его маленький партизанский отряд был разбит, а самого команданте расстреляли по приказу президента Боливии. Че не было и сорока лет, но сразу после гибели он стал символом революционной, антиимпериалистической борьбы. И остается им уже полвека.

        Че был последним всемирно известным революционером

        – Мао прославился задолго до него, хотя и пережил команданте на девять лет. Че погиб накануне 1968 года, одним из символов которого он тут же и стал. Тогдашний бунт западной молодежи, волнения в США и Европе оказались последним всплеском популярности марксизма на Западе. Последним при жизни СССР – потому что в нашей стране, «оплоте коммунизма», попытались реформировать практику и идеологию, да и сломали всю конструкцию. СССР упал, китайская компартия повела свою страну по капиталистическому пути, Куба и Северная Корея держались островками коммунистического сопротивления в мире победившего капитализма, конца истории и неминуемой глобализации – так казалось большинству в 90-е.

        И именно тогда из Че стали делать коммерческий бренд – на Западе его попытались превратить в часть массовой культуры: фильмы, книги, постеры, майки. Автор «Партизанской войны» уже не воспринимался как опасный идеологический противник или кумир потенциальных восставших – напротив, как некий революционный романтик, воевавший за права бедных, убитый безжалостными милитаристами. Победивший, как ему казалось, в мировом масштабе, либеральный глобализм нуждался в некоторых иконах из числа героев поверженного марксизма – и Че вроде бы подходил на эту роль.

        Действительно, у него было все, чтобы стать посмертным героем для широких потребительских масс: симпатичная внешность, романтические истории из жизни, верность идеалам, ранняя гибель. Ну и что, что он был марксистом, партизаном, противником капитализма и антиимпериалистом – оставим лишь то, что был романтиком, защищал бедных. Этакий новый Робин Гуд, с внешностью Христа эпохи рок-н-ролла. Такой Че Гевара вполне устраивал Запад – но вскоре выяснилось, что он не влезает в прокрустово ложе глобализации.

        Потому что Че остался кумиром для всех революционеров той же Южной Америки. Там он постепенно занимает место символа борьбы за независимость континента, став в один ряд с «освободителем» Боливаром. Да, Че освободил от неоколониализма только Кубу, но его последователи постепенно пришли к власти во всех странах Латинской Америки. Не партизаны из его отрядов (так произошло в Африке, где в Заире в 90-е годы победил воевавший еще в 60-е вместе с Че Лоран Кабила), а антиимпериалисты и марксисты. Да, они не столь радикальны, как Че – но их антиамериканизм и антикапитализм все равно питается его энергией.

        Че стал провозвестником освобождения Латинской Америки от господства янки, борьба с которым и была главным делом его жизни. Ведь весь 19-й и первую половину 20-го века Штаты вели себя к югу от своих границ и как империалист, то есть колониальная держава, и как эксплуататор, то есть главный капиталист. Местные элиты, продажные и несамостоятельные, в большинстве стран не удержались бы у власти – если бы не помощь, а то и прямое военное вмешательство США.

        Куба стала первой страной, навсегда вырвавшейся из-под американского диктата. А Че, оставивший спустя шесть лет после победы кубинской революции свое кресло одного из руководителей страны и уехавший в джунгли Африки, а потом и Латинской Америки на партизанскую войну – человеком, бросившим вызов хозяевам мира, американскому и глобальному капиталу. И хотя Че был убит спустя два года после начала его «освободительного похода», сейчас, спустя полвека, в мире не только продолжается, но и набирает силу борьба именно против тех сил, с которыми он бился.

        В кабинете президента Боливии Моралеса висит портрет команданте, в Бразилии правила марксистская Партия трудящихся, а в Венесуэле пытаются построить «боливарианский социализм 21-го века». И при всех трудностях реформирования социального устройства в этих странах они становятся самостоятельными государствами, обретают реальный суверенитет, освобождаются от американского ошейника. Для Латинской Америки Че останется несомненным кумиром – но и для остального мира он не просто персонаж прошлого.

        Че, несомненно, был романтиком – причем его революционность была не слишком удобна даже для тогдашнего советского руководства. Дело в том, что Че, как и Мао, обличал СССР как страну, перерождавшуюся в капиталистическую. То есть отказавшуюся от постоянной борьбы с мировым империализмом и глобальным капитализмом по всему фронту – от идеологического до партизанского. О чем писал тогда Че?

        «Раз империалисты шантажируют все человечество угрозой развязывания войны, верным ответом на этот вызов будет перестать бояться войны. Общей тактикой народов должны стать постоянные и решительные атаки на империалистов везде, где наблюдается конфронтация.

        ...Обобщим наш план достижения победы: необходимо уничтожить империализм посредством разрушения его главной основы – имперского господства Соединенных Штатов Америки. Тактическим путем к этому является последовательное освобождение наших народов, одного за другим или целыми группами, с одновременным принуждением противника к невыгодной для него борьбе за пределами его территории, с тем чтобы лишить его баз снабжения – зависимых стран.

        Это предполагает длительную войну. И, повторим еще раз, войну ожесточенную. Не следует обольщаться на этот счет, начиная ее, но в то же время не следует и колебаться, начинать войну или нет – колебаться, страшась ее последствий. Эта война – единственная наша надежда на победу».

        Те, кто говорит сейчас, что Че был кровожадным, забывают о том, какая ситуация была в мире в то время, когда он это писал. Это было время страшной вьетнамской войны, когда США бомбили и уничтожали эту азиатскую страну. СССР и Китай всячески поддерживали Вьетнам – но Че предлагал идти дальше и устроить США несколько Вьетнамов:

        «Каким близким и сияющим стало бы будущее, если бы на планете возникло два, три, много Вьетнамов – пусть с их квотами смертей и безмерными трагедиями, но и с каждодневным героизмом, непрерывными ударами по империализму: ударами, заставляющими его распылять свои силы и мешающими укрываться от ненависти народов всего мира!»

        К поддержке такой линии был готов Китай – как раз в 1966 году власть там в ходе «культурной революции» взяли левые радикалы, выступавшие за мировую революцию. Но у Китая не было ни сил, ни позиций в мире для ее продвижения. А в СССР, у которого были и силы, и возможности, руководство страны думало в первую очередь о геополитических интересах государства, а не о судьбах мировой революции. Такая позиция Москвы не устраивала радикальных революционеров. Они считали, что в 60-е годы сложилась революционная ситуация, способная привести к глобальному поражению капитализма. Процесс деколонизации стран Африки и Азии, то есть уход европейских держав из т. н. третьего мира, действительно давал шансы на приход к власти социалистов и коммунистов.

        Но у мирового коммунизма в 60-е годы не оказалось единого управляющего центра, единой воли. СССР больше занимался своими интересами как государства, ссора между Москвой и Пекином развела две крупнейшие «красные» страны. И революционеры, которых вдохновлял пример Че, могли рассчитывать на внимание к себе только в качестве тех, кто способен взять власть в своей стране (то есть привести ее в лагерь союзников СССР), но не как бойцов «всемирной революции».

        Именно поэтому дело Че тогда проиграло. Но после гибели СССР и перерождения «красного Китая» его антиимпериалистические взгляды вновь стали весьма актуальны.

        Потому что с начала 21-го века все больше стран мира стали осознавать необходимость всеми силами противостоять т. н. атлантической глобализации – проекту, выросшему из американского империализма, с которым героически боролся Че Гевара. Если не остановить каток глобализации, то он подомнет под себя все мировые цивилизации, все маленькие и большие страны, уничтожит все разнообразие и уникальность разных народов. И сам проект глобализации, и хаос и войны, которые сеет глобальный империализм по всему миру, рождены той силой, на бой с которой поднимал всех самый знаменитый революционер второй половины 20-го века:

        «Все наши действия – боевой клич в войне против империализма, призыв к объединению народов для борьбы с крупнейшим врагом человечества – Соединенными Штатами Америки...

        В конце концов, мы должны помнить, что империализм, последняя стадия капитализма – это мировая система, и для победы над ней необходима конфронтация мирового масштаба. Стратегическая цель нашей борьбы – уничтожение империализма. Участие наших народов, народов отсталых и эксплуатируемых стран, должно неизбежно вылиться в разрушение баз снабжения империализма, в пресечение его контроля над нашими угнетенными странами: странами, откуда империализм сегодня черпает свои капиталы, черпает дешевое сырье и дешевых специалистов, где есть дешевая рабочая сила и куда направляются новые капиталы – как орудие господства, направляются оружие и прочие средства, призванные содействовать сохранению нашей тотальной зависимости...

        И если мы поставили себе целью уничтожение империализма, мы должны четко усвоить, что руководящей силой империализма являются Соединенные Штаты Америки».


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............