7 декабря, суббота  |  Последнее обновление — 19:20  |  vz.ru
Разделы

Зеленский везет в Париж свою формулу

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга
Задача Зеленского – достичь прекращения активных боевых действий (развод войск, обмен пленными, частичное восстановление экономических связей), но не допустить выполнения Минских соглашений и прекращения западных санкций против России. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Христианская риторика мажора Жукова выглядит грубой подделкой

Максим Соколов, публицист
Потрясаться словом Е. С. Жукова можно разве что при полном незнанье своей страны. Когда холодную, искусственную риторику нам объявляют словом, исполненным искренней сердечной боли, немудрено, что против подмены восстают и самые деликатные люди. Подробности...
Обсуждение: 77 комментариев

Пусть всю оставшуюся жизнь ходят и оглядываются

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Россия никак не сможет изменить то, что Запад навесит на нее очередное обвинение, даже если оно совершенно огульно. Но один плюс во всем этом есть безусловно – укрепление за Россией той самой репутации государства, которое охотится на террористов, игнорируя границы, писаные правила и проходящие годы. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

    Меланья Трамп показала рождественский интерьер Белого дома

    Первая леди США Меланья Трамп показала, как украсила к Рождеству и Новому году свою резиденцию. «Дух Америки сияет в Белом доме», – написала Меланья в своем Twitter. Длина всех гирлянд, развешанных по дому, превысила 240 метров
    Подробности...

    Россия построила свою часть автомобильного моста в Китай

    На Дальнем Востоке построили первый в России трансграничный мост – он соединил Благовещенск с китайским Хэйхэ. Подготовка к строительству шла почти 20 лет, стартовало оно в 2016 году. Тогда стоимость проекта оценивали в 19 млрд рублей
    Подробности...

    Путин открыл скоростную трассу Москва – Петербург

    Путин открыл движение по новой скоростной трассе М-11, соединившей Москву и Петербург. Максимальная скорость движения по трассе сейчас – 110 км/ч. В будущем скорость повысится на 20 км. Это первая автодорога, объединяющая две столицы, построенная в новейшей истории России
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Россиянка стала «Миссис Земной шар»

        Главная тема


        Россия готова прийти на переговоры с США с «Кинжалом»

        судебные споры


        Медведев выдвинул условие соглашения с Украиной по газу

        проект о бюджете


        Стало известно о решении США по санкциям против «Северного потока – 2»

        «не о чем говорить»


        Боярский ответил лидеру группы «Ногу свело!» про «деградацию» русских

        Видео

        «Турецкий поток»


        Российский газ для Венгрии и Сербии застрял в Болгарии

        специальная акция


        «Поздравить страну!» Газета ВЗГЛЯД объявляет сбор новогодних видеообращений читателей

        гонка вооружений


        Удастся ли американской ракете догнать российский «Кинжал»

        Мифология Запада


        КГБ приписывают еще одно знаковое убийство

        Оборонный потенциал


        Сергей Мардан: История Великой полярной армады началась 60 лет назад

        Репутация государства


        Ирина Алкснис: Пусть всю оставшуюся жизнь ходят и оглядываются

        Последнее слово


        Максим Соколов: Христианская риторика мажора Жукова выглядит грубой подделкой

        викторина


        Знаменитые цитаты – фейк или не фейк?

        на ваш взгляд


        Чем для вас является YouTube?

        Собянин устроил пересмотр итогов 90-х годов

        Станция метро «Чистые Пруды» двадцать лет была закрыта двухэтажным самостроем   9 февраля 2016, 23:30
        Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС
        Текст: Петр Акопов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Ликвидация торговых павильонов около станций московского метро стала не просто самой обсуждаемой темой в столице – она вызвала жесточайшие споры, страшные проклятия, глубокомысленные пророчества и политические оценки. Возвращение к порядку и красоте вообще сложная вещь – но и для Москвы, и для России неизбежная.

        Снос сотни торговых павильонов в Москве в ночь на вторник уже как только не называли – самой популярной стала фраза «ночь длинных ковшей». В истории с ликвидацией построенных над инженерными коммуникациями зданий смешалось столько всего разного – но можно выделить несколько основных вопросов, вокруг которых ведется уже даже не дискуссия, а хорошо организованная кампания.

        «Возвращение нормального облика станциям московского метро – отказ от беззакония и уродства 90-х»

        Для начала – внезапность, неожиданность акции. На это ведутся даже некоторые из тех, кто поддерживает саму ликвидацию павильонов – их возмущает сама форма, в которой это было сделано. «Под покровом ночи, как бандиты, не дали вывезти оборудование, товар», плачущие хозяева и продавцы – в общем, получается, что напали без предупреждения.

        Можно «забыть» о том, что полный список всех подлежащих сносу объектов самостроя (а их более 700) был опубликован мэрией еще два с лишним года назад – в декабре 2013-го. Но уже конкретные предписания о сносе до 8 февраля были выданы в начале декабря 2015-го, когда было принято постановление столичных властей о сносе нынешних 104 построек – в двухмесячный срок это предлагалось сделать самим владельцам. После чего, как тогда же было заявлено, сносом займутся префектуры. Но никто из собственников ничего не снес – и более того, работавшие у них арендаторы, хорошо знавшие, когда истекает срок сноса здания, до последнего часа продолжали торговлю в своих заведениях. Не хотят люди выполнять закон – их право, но зачем при этом обвинять в этом власти?

        А это уже второй повод для споров – московского мэра обвиняют в том, что он в принципе не имел права сносить самострой. Дескать, у всех хозяев есть документы, подтверждающие их право собственности, и суды они выигрывали, доказывая, что их постройки не представляют никакой опасности.

        «Собянин растоптал Конституцию со священным правом собственности», да что там – «это часть большого общероссийского проекта по уничтожению любого независимого от власти бизнеса». Власть нарушает законы, завтра вашу хрущевку признают опасной, и ОМОН выкинет вас ночью с детьми на улицу, лишив собственности – пишут претендующие на серьезность журналисты, мечтающие снести эту «воровскую, ненавидящую Москву власть».

        Но что нарушил Собянин? В сентябре прошлого года на федеральном уровне был изменен Гражданский кодекс, и органы власти получили право признавать здание самостроем и сносить его во внесудебном порядке – что и было сделано в Москве. Абсолютно по закону – потому что ни у одной из построек нет и не могло быть разрешения на капитальное строительство, ведь все они расположены над коммуникациями метрополитена, где строить что-либо постоянное в принципе запрещено. Как сказал один из чиновников мэрии, ни у одного из сносимых объектов нет полного комплекта изначально необходимых для строительства документов – выделение земельного участка под цели капитального строительства, разрешения на строительство таких объектов и разрешения на их ввод в эксплуатацию. Так что, чтобы освободить 50 тыс. кв. м общественных пространств, занятых самостроем, не нужны были решения судов – власть опиралась на право, данное ей ГК.

        На ваш взгляд

         
        Вы одобряете снос палаток у московского метро?




        Обсуждение: 106 комментариев

        Ну хорошо, пускай даже и так – но зачем сейчас-то все это делать, продолжают противники Собянина. «Неподходящее время для подобных дел – страна в кризисе, а вы тут с ларьками боретесь», лишаете людей работы, не думаете о тысячах голодных  деток продавщиц, оставшихся по вашей милости без работы? А как же бедные москвичи, покупающие в магазинчиках у метро еду – у них нет денег на ваши дорогущие «Азбуки вкуса», стонут в соцсетях борцы за народное счастье. А другие радостно восклицают – вот, еще десять тысяч бойцов встанут в ряды противников режима, выйдут в случае волнений на улицу. Даже часть благожелательно настроенных к власти недоумевает – действительно, зачем перед выборами подогревать протестные настроения?

        Вообще-то время для ликвидации чего-либо никогда не бывает удачным – всегда страдают чьи-то интересы. В том числе и финансовые – в нынешнем случае это касается владельцев зданий, арендаторов и работников. Но владельцы отбили свои вложения неоднократно, а арендаторы как минимум последние два года знали, что снимают помещения в очень рискованном месте, которое уже предназначено властями города к ликвидации. Работники – самая пострадавшая часть, и их действительно жалко,но перед ними виноваты хозяева их фирм.

        Можно было за два года найти другое помещение – пускай и не такое козырное? В каких-то районах да, в каких-то нет, да и предлагали ли в управах и префектурах им какие-то варианты – все это важные вопросы, но ими как раз и должны были заниматься все это время и сами коммерсанты, и многочисленные организации по защите прав малого бизнеса, и власти.

        Разговоры о дешевой еде у метро смешны – москвичи знают, что цена в этих торговых точках, как правило, была выше, а качество – хуже, чем в обычных магазинах. А их доля в столичной торговле даже не микроскопична – общее количество продуктовых магазинов в снесенных постройках не превышало и пары десятков. Да и в целом называть эти павильоны олицетворением «малого бизнеса» можно только с издевкой – учитывая как то, кто был их хозяевами (а очень часто это были полукриминальные выходцы из южных регионов, коррупционно завязанные с муниципальными чиновниками), так и то, как вообще получались все разрешения на строительство этих объектов.

        Ну а протестная масса уволенных гастарбайтеров на выборах в Госдуму или митингах радикальной оппозиции может существовать только в очень богатом воображении.  

        Точно так же как и подозрения, что за всей этой историей, «как всегда у нас», стоит желание гнусных коррумпированных чиновников заработать денег – специально сносят, а потом построят на этих местах новые торговые центры. Это очень популярная точка зрения – ну да, знаем мы, как они о городе думают, только и придумывают новые способы набить свой карман. Таких «пессимистов» не переубедишь никакими доводами. Впрочем, скорейшее благоустройство освобожденных территорий закроет эту тему.

        Снос «самостроя» у метро «Кропоткинская»

        Но не закроет перечень претензий к Собянину – теперь к уже известному набору из плитки, парковок и ларьков добавился новый пункт. Притом что ничего нового не произошло – Собянин давно взял курс на избавление Москвы от ларьков и самостроя. Он очищает город от наследия 90-х, уродовавших архитектурный облик Москвы – ведь вся эта застройка появилась в атмосфере вседозволенности, когда ловкие люди с деньгами и властью перекраивали город под свои нужды. Какая городская среда, какие традиции, какой памятник архитектуры или детская площадка, зачем нам мнение жителей – снесем, застроим, продадим или будем сдавать.

        Собянин может нравиться или нет – но он хотя бы пытается заниматься комплексным развитием города, а не его распродажей. Возвращение нормального облика станциям московского метро – правильная вещь, которая еще и символически обозначает отказ от беззакония и уродства 90-х. Общее пространство возвращается людям, от построенных нашими предками красивых зданий убирают прилепленные нашими безвкусными и наглыми современниками пристройки.

        И это очищение общей среды потом оценят даже те, кто сейчас возмущается. Понятно, что любое разрушение неприятно человеческому глазу – вид раскуроченных павильонов не радует. Тем более тех, кто был противником их сноса или вообще никогда не видел станцию «Чистые Пруды» без окружавших ее магазинов, с которыми у него связаны разные ностальгические воспоминания. Но общее выше частного – в том числе и в городской среде. И правильно, то есть красиво организованное пространство уж точно всем пойдет на пользу.

        При этом мэрия, конечно же, совершила один крупный промах – не провела предварительной работы  по внятному объяснению своих действий среди москвичей. Это обычный стиль Собянина – он исходит из того, что надо дело делать, всех все равно не убедишь, а потом история докажет его правоту. Проблема в том, что нужно говорить не только о целях или мотивации действий, но и о причинах, которые привели к возникновению проблемы. А так мэр ограничился заявлением на своей странице «ВКонтакте»:

        «Во вторник снесли строения, незаконно возведенные на инженерных коммуникациях и над технической зоной метро, опасные для москвичей. Объекты возведены в основном в 90-е годы при явном попустительстве либо содействии чиновников. Места бывшего нахождения этих объектов благоустроим. Прежним владельцам при их желании предоставим возможность построить торговые объекты в других местах и уже на законных основаниях».

        Все вроде бы правильно, хотя и сухо – но то же самое нужно было громко повторять накануне, а не после сноса. И неужели нельзя было провести показательный процесс хотя бы над несколькими из «попустительствовавших» и «содействовавших» чиновников – в котором были бы вскрыты схемы, показаны и доказаны взятки, осуждены виновные? Да, сложно доказать спустя 20 лет, да, нужны показания взяткодателя или признание бравшего деньги – но так хотя бы попытайтесь сделать, игра (то есть народное доверие) уж точно стоит свеч.

        Причем важно ведь даже не то, чтобы наказанный чиновник был непременно топ-уровня – важна неотвратимость наказания, продемонстрированная хотя бы на одном конкретном примере тех же «Чистых Прудов». Справедливость важна. Это более чем полезная штука – как для того, чтобы люди не думали о  том, что «сейчас снесут, а потом снова построят», так и для того, чтобы нынешние столичные чиновники понимали, что срока давности по коррупционным делам на самом деле нет.

        А так дело очень правильное. Снос можно даже в чем-то сравнить с пересмотром итогов приватизации – и там и там все было построено на нарушении закона, на несправедливости, про которую нам предлагают забыть. Пересматривать приватизацию будет себе дороже? Даже если ее фундамент столь же зыбок, как и у павильона на «Новослободской», а отношение к ней у людей столь же негативное?

        Но если в масштабах экономики страны пересмотреть итоги приватизации очень сложно, то очищение такой символически и визуально важной части общего для всех москвичей городского пространства, как здания станций советского метро, оказалось нам вполне под силу уже сейчас. Нужно избавляться от уродливого «наследия 90-х» – некрасивость способна убить не только вид на станцию «Чистые Пруды».


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............