Глеб Простаков Глеб Простаков Германская экономика теряет лицо

Не временным, а структурным кризисом называют текущее положение дел в немецкой экономике большинство экспертов. Массовые увольнения персонала, демонтаж производственных мощностей влекут за собой рост социальной напряженности. А это уже политика.

3 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Русской тоске пришел конец

У российской оппозиции была мантра про то, что в конце концов в России «холодильник победит телевизор». Самое забавное, что они оказались правы: реальность действительно победила пропаганду. Вот только пропаганду не кремлевскую, а их собственную – русофобскую.

3 комментария
Дмитрий Орехов Дмитрий Орехов Америка повторяет путь Карфагена

Основатели американского государства сделали многое, чтобы их страну считали новым Римом: отсюда вся символика в оформлении Вашингтона, Капитолийский холм, здание Конгресса с римскими колоннами, должности консулов и сенаторов. Америка пытается «вести за собой мир», как недавно заявил Байден. Но аналогия с Римом здесь вообще неуместна.

15 комментариев
10 сентября 2015, 18:35 • Политика

Заигрывания с ЕС могут плохо кончиться для Лукашенко

Заигрывания с ЕС могут плохо кончиться для Лукашенко
@ BelTa/ Nikolai Petrov/Pool/Reuters

Tекст: Антон Крылов

Для Александра Лукашенко период охлаждения отношений с Западом в очередной раз сменился явным потеплением. Причем произошло это накануне выборов: лидер Белоруссии надеется, что в глазах ЕС он превратится из «последнего диктатора Европы» в легитимного президента. Меж тем ему стоило бы попытаться заглянуть в чуть более далекое будущее.

Минские соглашения – это не только причина, по которой Петр Порошенко пока не отдал приказ возобновить бомбардировки Донецка и Луганска. Это еще и явление, которое вывело Александра Лукашенко из резервации, в которую его ранее отправил Евросоюз с табличкой на заборе «последний диктатор Европы».

Федерика Могерини уже заявила, что впервые с 2010 года можно говорить о переходе к более конструктивным отношениям между ЕС и Белоруссией

Заработав лавры миротворца, белорусский президент стал потихоньку избавляться от репутации диктатора и выпустил из тюрем политзаключенных, включая своих соперников по предыдущим президентским выборам. Очередные перевыборы Лукашенко должны состояться через месяц – 11 октября.

Миссия ОБСЕ уже согласилась прислать в Белоруссию для наблюдения за этими выборами около 400 человек, которым «будет позволено работать без ограничений». А глава европейской дипломатии Федерика Могерини уже заявила, что впервые с 2010 года можно говорить о переходе к более конструктивным отношениям между ЕС и Белоруссией. «Нужно воспользоваться этой возможностью приступить к более позитивной повестке с одним из ключевых партнеров ЕС в этой части мира», – сказала она.

Безусловно, для любого политика и любой страны выход из изоляции лучше, чем пребывание в статусе изгоя. Проблема в том, что иногда это плохо заканчивается. Муаммар Каддафи в последние годы перед смертью тоже наслаждался общением с европейскими лидерами и их одобрительными заявлениями. Закончилось это штыком ниже спины лично для него и фактическим уничтожением Ливии как государства.

Выборы без выбора

Особенность Белоруссии, как и многих других постсоветских республик, в том, что выборы здесь фактически являются референдумами. По тем или иным причинам в этих странах не сформировалось противостоящих друг другу равнозначных элитных группировок, стремящихся привести своего лидера на высший пост. Это позволяет действующим президентам оставаться у власти на протяжении длительного времени.

Александру Лукашенко пока что далеко до рекорда Нурсултана Назарбаева, который фактически руководит Казахстаном с 1984 года, когда он возглавил Совет министров республики, но он и моложе на 14 лет. И если вопрос о преемнике Назарбаева открыт, то Александр Лукашенко демонстративно готовит на эту роль 11-летнего сына Николая, с которым ездит в большинство зарубежных визитов, включая недавний парад в Пекине.

Разумеется, на каждых перевыборах у Лукашенко были соперники, но число поданных за них голосов было невелико. В 2001 году ближайший конкурент Виктор Гончарик набрал 15,6% голосов, Александр Милинкевич в 2006-м – 6,2%, Андрей Санников в 2010-м – 2,4%. Все эти выборы не были признаны ОБСЕ демократическими и соответствующими стандартам организации.

По итогам выборов 2010 года в Минске прошли акции протеста, после которых были задержаны проигравшие кандидаты в президенты. Один из них, Николай Статкевич, вышел на свободу только 22 августа.

Нынешнюю кампанию оппозиционеры в беседе с представителями ПАСЕ уже охарактеризовали как «не выборы по международным стандартам, а политическую кампанию по переизбранию Лукашенко». Меж тем в четверг Центризбирком Белоруссии огласил окончательный список зарегистрированных кандидатов. Помимо самого Лукашенко, ими стали лидер Либерально-демократической партии Белоруссии Сергей Гайдукевич, лидер Белорусской патриотической партии Николай Улахович и активистка кампании «Говори правду» Татьяна Короткевич. 

Гайдукевич участвовал во всех предыдущих кампаниях, в 2001 и 2006-м дошел до конца, а в 2010-м снялся с выборов. Улахович – самый возрастной кандидат, ему 64 года, помимо своей партии, он также возглавляет белорусских казаков. Реальными оппозиционерами они оба не являются.

Что до кампании «Говори правду», она была запущена поэтом Владиром Некляевым в 2010 году – накануне предыдущих президентских выборов. Сперва она позиционировалась как аполитичная, но после выдвижения Некляева кандидатом в президенты стало понятно, что это изначально было не так. Набравший по итогам кампании 1,8% Некляев был арестован и обвинен в организации массовых беспорядков, весной 2011-го его приговорили к двум годам условно. Но «Говори правду» продолжила свою работу, в последние годы акцентируясь на проблемах ЖКХ. В итоге Короткевич стала первой зарегистрированной женщиной-кандидатом в президенты Белоруссии. Правда, в 2001 году свою кандидатуру выдвигала дочь знаменитого руководителя советской Белоруссии Петра Машерова Наталья, но ей не удалось собрать подписи.#{ussr}

Шансов ни у кого из кандидатов на победу и даже на второй тур нет – об этом говорят все социологи и политологи.

Легитимизация чего?

Белорусские власти, похоже, надеются, что на четвертый раз ОБСЕ все-таки признает итоги выборов и из последнего диктатора Александр Лукашенко превратится в признанного Европой лидера демократического государства.

У белорусского президента есть свое лобби в Европарламенте. Депутат от Латвии Андрейс Мамикинс в интервью DW заявил, что «мягкая тактика в отношении Беларуси даст Европейскому союзу и белорусскому обществу намного больше, чем резкие заявления политиков». Показательно, что сторонников аналогичного поведения в отношении России немедленно записывают в «агенты Кремля» и трибуны для выступления в финансируемых из бюджетов европейских стран СМИ им не предоставляют.

Главный вопрос в том, готова ли Европа к смягчению своей позиции к Белоруссии во главе с Лукашенко, или нынешнее смягчение аналогично тому, которое было ею продемонстрировано по отношению к Каддафи.

На сайте «Белорусский партизан» опубликован репортаж из Львова, где 8 сентября пронесли по улицам бело-красно-белый флаг, который в противовес нынешнему государственному называют «национальным», а их оппоненты, соответственно, коллаборационистским, имея в виду сотрудничество белорусских националистов с гитлеровцами. Так украинские и белорусские активисты праздновали «День белорусской воинской славы». «8 сентября 1514 года под Оршей войска Великого княжества Литовского во главе с князем Константином Острожским разгромили армии Москвы и предотвратили оккупацию большей части территорий Великого княжества Литовского», – говорится в сообщении.

Оршанская битва действительно является одним из крупнейших военных поражений Москвы в русско-литовских войнах тех лет. Однако отмечать ее в качестве «дня воинской славы» – это приблизительно то же самое, как если бы Германия сейчас праздновала годовщину киевской операции 1941 года. Да, в сентябре 1941-го войска Вермахта победили и пошли вперед, на Москву. Многие ли из них вернулись обратно?

Впрочем, дела давно минувших дней – отдельная тема. Главное сейчас то, что любые выборы в странах, находящихся в фокусе геополитики, – это всегда риск «цветной революции», независимо от того, насколько честно были посчитаны голоса и сколько процентов набрал победитель.

Александру Лукашенко на протяжении более чем 20 лет удавалось вести относительно комплементарную политику, в которой периоды потепления в отношениях с Россией и похолодания с Западом сменялись на ровно противоположные.

Белорусская государственность сейчас кажется вполне крепкой и устойчивой, но так же выглядела ситуация в арабских странах до начала «весны».

Вряд ли Лукашенко грозит судьба Каддафи. Но повторить то, что произошло с Виктором Януковичем или Аскаром Акаевым (также активно заигрывавшими с Западом), он еще вполне может.

..............