22 января, среда  |  Последнее обновление — 02:35  |  vz.ru
Разделы

Послание – это дорого, всерьез и надолго

Анна Федорова, вице-президент Фонда открытой новой демократии
Почему именно сейчас? Потому что под тоскливый вой оппозиционных блогеров о том, как в России все плохо, в России неожиданно растет новое большое поколение школьников, и скоро их будет 19 миллионов. Подробности...

Таких не берут в демократию

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Бессмысленно задаваться вопросом, что больше разозлило нашу оппозицию – требование о суверенности претендентов на высшие государственные посты или перспектива получить парламент с расширенными полномочиями. Потому что обе эти «беды» для них одинаково губительны. Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

Европейский восток забурлит не меньше Ближнего

Алексей Токарев, к.п.н., старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России
Россия появляется, когда надо разрешить сложный вопрос в двусторонних отношениях. Задача России не похитить участников из «клуба непослушаек» или организовать ему альтернативу, но сделать так, чтобы в игре, жестко управляемой воспитателем в лице США, было больше творчества. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

    Новые лица в правительстве Мишустина

    Новый глава правительства Михаил Мишустин менее чем за неделю сумел сформировать новый состав кабинета министров. У него будет девять замов, в том числе один первый – им стал Андрей Белоусов. Силовой блок кабинета сохранился, главным дипломатом остается Сергей Лавров. Зато полностью обновился социальный блок
    Подробности...

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

    Извержение вулкана Тааль на Филиппинах

    12 января на Филиппинах начал извергаться вулкан Тааль, расположенный посреди одноименного озера в 100 километрах от столицы страны Манилы. В результате местные сейсмологи объявили четвертый, предпоследний, уровень опасности
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Стали известны положения доктрины продовольственной безопасности России

        Главная тема


        Правительство России усилили контролерами

        искажение истории


        В Думе предложили запретить приравнивать действия СССР к действиям нацистской Германии

        второй государственный


        Украинцы выступили за свободное использование русского языка

        учения НАТО


        Столтенберг заявил о рекордной численности американских военных в Европе

        Видео

        исторические споры


        Израиль подставил России плечо в конфликте с Украиной и Польшей

        учения НАТО


        Для нападения на Россию США подготовят «смертника»

        демографическая катастрофа


        Почему вымирает Прибалтика

        замена Чайки


        Генпрокуратуру возглавит охотник на серийных убийц

        Общечеловеческая практика


        Герман Садулаев: Поправка в Конституцию исправляет последствия холодной войны

        Еврейская проблема


        Алексей Алешковский: Память о Второй мировой работает только по-честному

        Всем надоело


        Игорь Мальцев: Чиновников переведут из разряда «бизнес» в разряд «служение»

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Готовы ли вы участвовать во всероссийском голосовании по внесению поправок в Конституцию?

        Индия отказалась от МиГ-25

        МиГ-25 спокойно фотографировал территорию Израиля, доводя своей неуязвимостью еврейских летчиков до истерики
        Индия снимает с вооружения советские истребители МиГ-25   11 апреля 2006, 07:54
        Текст: Геннадий Нечаев

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Когда советский лейтенант угнал секретную машину из СССР в Японию, обследовавшие ее японские и американские специалисты испытали нечто вроде шока. «Летучая лисица», «Фантомас», «Гаруда» - МиГ-25 имел множество прозвищ. И вот Индия решила снять с вооружения истребители, которые в свое время вошли в Книгу рекордов Гиннесса. Эта машина потрепала немало нервов своим противникам. Чего стоит только пролет над столицей Пакистана в 1997 году.

        В Книге рекордов Гиннесса МиГ-25 называют одним из самых быстрых серийных самолетов мира своего времени. Машина, без преувеличения, составившая эпоху в мировом самолетостроении, уходит на покой – в структуре современных ВВС МиГ-25 не нашлось места. Индия сняла с вооружения самолеты этого типа последней. На смену устаревшим МиГам пришли МиГ-31 и Су-30 МКИ.

        Сверхзвуковые «спиртовозы»

        «Но даже «Коты» ничего не смогли поделать с «Фантомасом»: пока F-14 набирали высоту, МиГ-25 успевал уйти на свою территорию»

        МиГ-25 был, если можно так сказать, очень «русским» самолетом: сделанный в основном из жаропрочной стали, он имел фантастическую ремонтопригодность: так, трещины в обшивке просто заваривались на стоянке обычной сверкой, даже не сливали топливо из баков!

        Когда предатель лейтенант Виктор Беленко в 1976 году угнал секретную машину в Японию, обследовавшие ее японские и американские специалисты испытали нечто вроде шока: наводивший ужас на грозный Foxbat самолет оказался «сорокатонным железным ящиком», как описал его журнал Jane’s Defence. К тому же его великолепный мощный радар «Смерч-А», как и большая часть авионики (включая систему самонаведения боеголовок ракет), оказался ламповым!

        Потом этому факту нашли рациональное, как казалось, объяснение: электронные лампы гораздо менее подвержены воздействию электромагнитного импульса ядерного взрыва, нежели современные полупроводниковые приборы. Экспертам даже не пришло в голову, насколько отстала от Запада элементная база советской радиотехники из-за недальновидной политики тогдашнего советского руководства.

        Одно из прозвищ 25-го - «спиртовоз»: из-за 125-литрового бака, заполненного готовой к употреблению в целях, далеких от обеспечения безопасности Родины, водно-спиртовой смесью, предназначенной для впрыскивания в форсажные камеры двигателей. Ходит такая легенда: жены техсостава одной из авиачастей, озабоченные состоянием мужей, возвращающихся после летной смены «навеселе», обратились к авиаконструктору МиГа, Артёму Ивановичу Микояну с просьбой найти более нейтральную замену проклятой жидкости. На что, как утверждает та же легенда, маршал ответил: «Если партия прикажет – будем самолеты заправлять хоть армянским коньяком!»

        Неуловимая «Лисица»

         North American XB-70 Valkyrie
        North American XB-70 Valkyrie
        Создавая машину, конструкторы изначально заложили в нее две основных функции чистого, классического перехватчика и скоростного разведчика (позднее все разведчики были модернизированы в разведывательно-ударные машины). Причем еще на стадии проектирования у МиГ-25П уже имелся конкретный противник: американский высотный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie. Противник действительно был серьезный: уже в третьем полете, 14 октября 1964 года, первый прототип показал скорость в три раза выше звуковой.

        Впрочем, «Валькирия» была построена всего в двух экземплярах (второй разбился на взлете 8 июня 1966 года) – американцы так и не решили проблему надежной сварки титана (кстати, не решили это до сих пор), которая была успешно освоена в СССР. Но свято место пусто не бывает – достойный противник «Фантомасу» нашелся довольно быстро: стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird, один из самых быстрых самолетов мира и на сегодняшний день.

        Предполагалось, что эти самолеты смогут проникать через советскую ПВО и безнаказанно фотографировать советские стратегические объекты (прежде всего стартовые позиции баллистических ракет) под защитой высоты в 18-20 км и скорости в три Маха. С принятием на вооружение в 1965 году МиГ-25П об этом пришлось забыть. Более того, заказ на SR-71 сократился со 100 до 30 самолетов. Тем не менее МиГи на протяжении всей своей долгой службы регулярно гоняли «Черных дроздов» от наших границ: до применения оружия дело ни разу не доходило.

        Нашлась работа и разведчикам: в конце 60-х – середине 70-х годов прошлого века эти самолеты несколько раз полностью засняли на пленку территорию государства Израиль, доводя своей неуязвимостью еврейских летчиков, поднимавшихся на перехват, до истерики. Выполнялись и челночные полеты с баз в Арабской Республике Египет на южные аэродромы СССР через территорию Ирана.

        Сначала иранцы даже не подозревали о таких пролетах, а когда США прозрачно намекнули им на этот неприятный факт, шах запросил у американцев новейшие истребители Grumman F-14A Tomcat, вооруженные новейшими ракетами «воздух-воздух» дальнего радиуса действия Phenix. Но даже «Коты», в спешном порядке доставленные в Иран, ничего не смогли поделать с «Фантомасом»: пока F-14 набирали высоту, МиГ-25 успевал уйти на свою территорию. По неподтвержденным сведениям, МиГи с кубинскими опознавательными знаками видели даже у побережья Флориды.

        Переполох в Исламабаде

        МиГ-31
        МиГ-31
        До конца 1984 года было выпущено более 700 МиГ-25 всех версий. В производстве самолет сохранился даже после появления аналогичного, но гораздо более современного МиГ-31. Последнюю модификацию – противорадиолокационный ударный самолет – прорыватель ПВО МиГ-25БМ, вооруженный высокоточными ракетами Х-58, был поставлен в нашей стране на консервацию в 2000 году. Дело в том, что два могучих двигателя Р15Б-300 А. А. Микулина оказались чрезвычайно прожорливыми – плата за достижение высокой скорости.

        Современные самолеты гораздо более экономичны, хоть и не обладают столь выдающимися характеристиками. Можно сказать, что МиГ-25 не имел конкурентов, но его боевые возможности остались невостребованными. Увы, и индийские ВВС вынуждены не без сожаления расстаться с этой машиной. «Это была чертовски хорошая машина, но даже сейчас нам не разрешено говорить, на что эти самолеты были способны», - сказал один из индийских пилотов МиГ-25 агентству France Press.

        Индия закупила эти истребители у Москвы в 1981 году: по разным сведениям, от 8 до 12 самолетов-разведчиков и два двухместных учебных. Их свели в 102-ю эскадрилью на авиабазе Бакши-ка-Талаб. Причем эта эскадрилья не носила обычного названия истребительной или разведывательной, а официально называлась «трижды сверхзвуковой» - No.102 Trisonics Squadron, что подчеркивало ее особый статус. О деятельности индийских пилотов из Trisonics Squadron известно совсем немного.

        Понятно, что МиГи использовались для глубокой стратегической разведки территории соседнего Пакистана. Как и в других регионах мира, пакистанские военные признали, что противодействовать «Летучей лисице» не могут: американские F-16, которыми располагает Исламабад, имеют потолок в 18 тысяч метров без подвесного вооружения, а МиГ-25 спокойно ходит выше, на 20-24 км, оставаясь неуязвимым для перехвата.

        Дели, как правило, факты таких пролетов всегда отрицал, кроме одного случая в 1997 году, когда индийский пилот-хулиган взял звуковой барьер над центром пакистанской столицы, насмерть перепугав обывателей. Этот инцидент стал причиной серьезных разборок между внешнеполитическими ведомствами двух стран. Теперь таких эффектных демонстраций индийцы себе позволить не смогут. Как пишет официальный сайт индийских вооруженных сил Baharat Rakshak, 102-я эскадрилья получит Су-30МКИ и станет обычной истребительной. МиГ-25 займут места в музеях, а им не смену придут малозаметные беспилотные разведчики нового поколения, разработка которых ведется сейчас совместно с Россией.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............