Как быть с грузинской национальной травмой, связанной с потерей пятой части территории и сотнями тысяч беженцев? Есть ли у России, Абхазии и Южной Осетии причины и возможности для того, чтобы пойти навстречу Грузии?
0 комментариевПробка для Европы
Новым премьер-министром Франции назначен Доминик де Вильпен, бывший глава МИД и МВД страны. Ранее президент Жак Ширак принял отставку Жана-Пьера Раффарена, которая стала неизбежной после воскресного референдума. На нем около 55 процентов французов отвергли Конституцию ЕС. Не исключается подобный исход голосования в Нидерландах, где референдум намечен на 1 июня. По опросам общественного мнения, против конституции выступают до 60 процентов голландцев.
Основной закон ЕС пока ратифицировали 9 стран-членов Союза. Франция уже заявила, что не намерена следовать примеру Ирландии и выносить проект на повторное голосование. Воскресный референдум во Франции лишь подтвердил то, что и так было известно: доверять судьбу единой европейской Конституции избирателям - дело опасное.
Франция угробила Единую Европу
Жители Тулузы празднуют результаты референдума по конституции Евросоюза |
Французов не испугали даже пессимистичные прогнозы аналитиков, предупреждавших о негативных последствиях такого решения: уже в понедельник ослабление единой европейской валюты наблюдалось на валютных биржах во Франкфурте-на-Майне и Токио. Впервые за долгое время курс евро стал ниже 1,24 доллара. Не обошла эта тенденция и нашу страну: вчерашние торги на ММВБ показали падения курса евро на 28 копеек.
Если на аналогичном референдуме в Нидерландах избиратели последуют примеру французов, проект конституции может быть окончательно похоронен. Пока что премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде призывает страну одобрить проект конституции, невзирая на произошедшее во Франции: «Голландский народ не должен идти на поводу у французов, он должен сам сделать свой выбор». Однако, иллюзий относительно решения голландцев никто не питает. Более того, некоторые европейские политики успели прочесть прощальное слово над гробом европейского супергосударства. Так, по мнению премьер – министра Чехии Вацлава Клауса, после французского отказа нет смысла продолжать процесс ратификации евроконституции.
Президент Франции Жак Ширак во время голосования |
Впрочем, еврооптимисты не теряют надежд на то, что процесс интеграции Европы будет продолжаться. По мнению крупнейшей французской газеты Le Monde: какая-то часть избирателей, проголосовавших против евроконституции, сделала это из соображений «национализма, ненависти к иностранцам, догматизма или ностальгии», в то время как другая часть евроскептиков посчитала, что, отказываясь от одной модели интеграции, они смогут обрести другую. «Дело в том, что единственно возможная Европа - это та Европа, которую европейцы готовы построить вместе», - полагает газета.
С французами солидарны коллеги из влиятельного немецкого издания Die Welt: «В прошедшие выходные во Франции была похоронена не Европа, а ошибочное представление о ней. Предлагаемая конституция слишком сложная, слишком длинная, слишком противоречивая и слишком централистическая. Дебаты во Франции показали, что представление о европейцах как о транснациональном обществе - это идеал, созданный кастой бюрократов, который совершенно не соответствует действительности», - делает вывод газета.
Шок для старушки
Европа в глубоком шоке. Как оказалось, после провала референдума во Франции у европейцев не оказалось никакого альтернативного плана действий. Как считают западные аналитики, кризис политический неизбежно вызовет дальнейший обвал европейской валюты. Если во вторник, 31 мая цена евро составляла на основных торговых площадках мира 1.2300 - 1.2310 долл., то после завтрашнего голосования в Нидерландах этот показатель снизится до уровня 1.2150 долл. за евро.
Оценивая сложившуюся ситуацию, британский премьер Тони Блэр заявил в интервью ВВС что: «наступило время размышлений». По его словам, результаты референдума во Франции поднимают серьезные вопросы о будущем Европы.
Первые полосы французских газет с сообщением о результате референдума |
По словам аналитика Британской радиовещательной корпорации по международным вопросам Пола Рейнолдса, запасного плана на случай провала ратификации проекта конституции не было, и пока неясно, как дальше должен осуществляться процесс интеграции стран ЕС. Прежде всего, эти сложности коснутся балканских стран: если Болгария еще может рассчитывать на полную интеграцию в европейские структуры в течение 10-15 лет, то Турции в обозримой перспективе ничего не светит. Особенно учитывая тот факт, что даже до последних событий многие европейские политики сомневались в возможности присоединения исламской страны к союзу стран христианских.
А как же самостийность
Не теряют пока оптимизма на Украине. По крайней мере, такое заявление сделала премьер Юлия Тимошенко накануне визита во Францию (который должен состояться 12-14 июня). Как сообщает «Украинская правда», во время визита во Францию Тимошенко должна встретиться с Шираком в авиасалоне «Ле Бурже». Запланирован их совместный подход к украинскому стенду, а также некий «отдельный разговор». Любопытно, что еще одна парижская встреча Юлии Тимошенко - с Домиником де Вильпеном - была назначена еще до отставки кабинета Раффарена. Теперь этот контакт обретет ранг встречи глав правительств двух стран. Предполагается, что Тимошенко и де Вильпен проведут разговор во время обеда. Не исключено, что в Киеве надеются на особое отношение к Украине как крупнейшему государству Восточной Европы.
Но все сложности на пути интеграции не означают смерти ЕС. Европейский Союз будет продолжать функционировать на основании уже существующих договоров, на неопределенное будущее отодвигается лишь перспектива создания «Соединенных Штатов Европы», способных на равных конкурировать с такими экономическими гигантами как США и Китай. Для России, эта ситуация сулит скорее больше выгод, чем убытков. Прямая и очевидная выгода – это рост золотовалютных резервов, которые наше правительство предпочитает аккумулировать в долларах. Во-вторых, в диалоге с Европой Москве еще долго придется иметь дело с Прагой, Парижем, Римом и т.д., а не с единой, консолидированной политикой брюссельских еврократов, что естественно ограничивало бы возможности для дипломатических маневров. Да и проблему демаркации границ с той же Латвией проще решать в двустороннем порядке.