В минувшую пятницу президент США объявил Турции войну. Пока только экономическую. Именно так назвал турецкий лидер повышение пошлин на турецкую сталь и алюминий в два раза. Трамп их ранее повысил для всех, но для Турции сделал это повторно и особо изощренно.
Это не просто продолжение ставшей уже привычной трамповской политики развязывания торговых войн со всеми подряд, включая собственных военно-политических союзников. Это откровенный вызов и шантаж. Трамп сразу задирает планку и дает понять, что может и еще круче.
Действительно ли повышение пошлин помогает сделать Америку снова великой – это отдельный дискуссионный вопрос из области экономики. А вот в том, что это является рычагом политического давления, можно не сомневаться. К Европе у Трампа сейчас две претензии: «Северный поток – 2» и «иранская сделка». По обеим темам Европа уперлась и не хочет уступать, и Трамп последовательно демонстрирует, кто на Западе хозяин.
Турция, будучи основным форпостом Запада на Востоке, упорно не желает во всем прогибаться под заокеанских «партнеров». Тут, конечно, дело, в первую очередь, в волевой и харизматической личности ее президента, который давно и последовательно проводит политику неоосманизма, претендуя на особую роль в регионе.
И сегодня для Эрдогана главным препятствием в этом являются вовсе не традиционные региональные конкуренты Россия и Иран. А именно Соединенные Штаты Америки. Это они путают ему карты в Сирии (сейчас вроде как договорились, но насколько прочными будут эти договоренности – большой вопрос). Это они пытались организовать (как минимум приложили руку) военный переворот два года назад.
Американцев тут тоже можно понять – для них Турция крайне важна. Еще со стародавних времен, когда она в НАТО играла роль сдерживающей «заслонки» для СССР на южных рубежах. Несмотря на то, что холодная война кончилась почти 30 лет назад, сегодня Америке вновь важно, чтобы Турция не сходила с этого пути. Плюс это важный перевалочный пункт, используемый Вашингтоном в своих восточных войнах, наконец, место хранения тактического ядерного оружия. Вроде бы как после попытки переворота его хотели вывезти, но вывезли ли – доподлинно не известно.
Иными словами, Турция для США важна, а Эрдоган неудобен. Так что попытка его убрать вполне объяснима и предсказуема. Стоит вспомнить, что еще при Обаме попытка переворота стала апогеем давления на Анкару. Но этим все не ограничивалось. Обама был противником поставок в Турцию ЗРК Patriot, в результате чего Эрдоган был вынужден искать комплексы ПВО в другом месте, в частности, у предполагаемого противника НАТО.
Вернее, на словах американцы обещали и обещали, но до дела так и не доходило, переговоры постоянно затягивались. Как, кстати, и с истребителями F-35. Есть контракты, которые надо выполнять, самолеты должны быть поставлены, но внезапно Конгресс запрещает поставки в новом военном бюджете, несмотря на то, что любой закон не имеет обратной силы. И вроде как первая партия (очевидно, и последняя) из сотни обещанных самолетов передана Турции, но почему-то на американской территории. То есть самолеты вроде как ваши, но пока у нас постоят.
- Эрдоган объяснил, зачем США объявили блокаду Турции
- Эрдоган предупредил США о последствиях односторонней политики
- Что означают новые победы Эрдогана
Трамп просто взял эстафету Обамы в этом вопросе и продолжает ту же политику в свойственной ему напористой и наглой манере. А что остается делать Анкаре? Еще вчера разговоры о том, что Турция – страна НАТО купит С-300, казались фантастикой, а сегодня уже нет. И если сегодня мысль о том, что Турция может купить наши Су-57 вместо американских F-35, выглядит полным бредом, то что будет завтра, я уже боюсь думать.
Новые пошлины США Эрдоган назвал объявлением экономической войны и заявил, что США не удастся поставить Турцию на колени.
В своей грозной антиамериканской риторике турецкий лидер и тут не остановился. Он пригрозил США поиском «новых партнеров и альянсов».
«Мы распрощаемся с теми, кто пренебрегает стратегическим партнерством со страной с населением 81 млн человек и предпочитает сотрудничать с террористами», – заявил он. И предостерег Вашингтон, что в случае «давления с помощью доллара» Анкара найдет себе новые рынки.
Напомню, что недавно Эрдоган, будучи приглашенным на саммит БРИКС, заявил о желании присоединиться к этому объединению. Сказано это было почти сразу после того, как Трамп пригрозил ввести против Анкары «значительные санкции».
А еще турецкий президент два года назад заявлял о том, что его страна рассматривает возможность вступления в ШОС вместо ЕС. Тогда это звучало как ответ обиженного ребенка, которого в очередной раз нагло и цинично «бортанул» Брюссель. Сегодня уже нет.
И вот еще жесткое из его выступления: отношения между Турцией и США «достигли той точки, в которой почти невозможно их восстановление».
И вот тут главный вопрос: так ли все плохо? И действительно ли Турция может вступить в БРИКС, ШОС и… того гляди, ОДКБ, выйдя предварительно из НАТО?
Конечно, можно помечтать, тем более что все предпосылки для этого есть. Во всяком случае, при Эрдогане.
Нельзя сказать, что отношения с Россией у Турции сегодня совершенно безоблачные. Однако, видя, как Россия начинает восстанавливать влияние на Ближнем Востоке, да и в мире в целом, Эрдоган предпочитает с Москвой все же дружить. И это предпочтение будет усиливаться по мере усиления давления со стороны Вашингтона.
Пока Эрдоган совершает показательные реверансы в сторону Москвы чтобы «потроллить» Вашингтон. Или даже, назовем это более откровенно, – шантаж. Но как знать, как далеко он может пойти, ведь это игра, в которую можно заиграться…
А что если Трамп все же перейдет некоторую красную черту?
Конечно, говорить о вхождении Турции в какие-либо союзы с Россией, тем более военно-политические, мягко говоря, рано. Сегодня о выходе из НАТО для Анкары вопрос не стоит хотя бы потому, что НАТО дает Турции защиту от… самого НАТО. Если бы не членство в блоке, Турции быстро припомнили бы Северный Кипр (о котором любители порассуждать о святости территориальной целостности государств на Западе уже несколько десятилетий как вообще не вспоминают), обострились бы отношения с Грецией. Да и США ни за что не выпустят Турцию просто так. Тут как в банде: вход – рубль, выход – сто.
Но вот экономическое сотрудничество Турции с Россией и Китаем будет расти пропорционально давлению США. Турция начинает входить в экономическое и энергетическое пространство Евразии, ниточки, привязывающие ее к Вашингтону, рвутся одна за другой. Их все еще критически много, но вода, как известно, камень точит.
Еще одним важным экономическим партнером в противостоянии с США может стать Европа, которая также страдает от выкрутасов Трампа.
Да, Анкара и Брюссель в последние годы много ссорились, особенно по теме миграции. Евросоюз, по сути, рассматривал Турцию исключительно как «отстойник» для беженцев с Ближнего Востока. Однако, судя по всему, в Европе начали догадываться, что в миграционном кризисе виноваты они сами и что никто, кроме них самих, эту проблему не решит, и пытаться для этого шантажировать Турцию хоть деньгами, хоть членством в ЕС бесполезно.
А тут еще торговые войны с Америкой. Короче, общая беда сближает.Кстати, в Европе тоже давно тяготятся ролью их стран в НАТО (кроме разве что восточноевропейских лимитрофов, готовых на все для членства в блоке), а после того, как Трамп заявил, что заставит союзников оплачивать содержание организации, все чаще раздаются голоса в поддержку создания европейской армии. И уже даже предпринимаются робкие, но вполне реальные первые шаги – PESCO. Это мелочь, конечно, но уже что-то. После стольких лет разговоров…
Так что Трамп рискует. Сегодня он толкает ставших вдруг торговыми противниками бывших партнеров к экономическому сотрудничеству. Но из экономического сотрудничества может рано или поздно возникнуть и военно-политическое.
Пока все выглядит так, что стороны готовы грубо шантажировать друг друга, но знают, где проходит граница и где стоит остановиться. Вот только, заигравшись в эти опасные игры, любую границу можно перейти случайно. И полностью утратить контроль над происходящим в дальнейшем.