Взгляд
19 февраля, вторник  |  Последнее обновление — 11:17  |  vz.ru
Разделы

Когда людям грубят, они чувствуют себя как дома

Сергей Худиев, публицист, богослов
Грубость вообще воспринимается позитивно – как «открытость», «искренность», готовность «резать правду-матку», а в вежливости, тем более ласковости, видится что-то подозрительное, какое-то двойное дно. Это психологически объяснимо, но это неправильно. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Россия не должна помогать Украине «убиться об стену»

Глеб Простаков, журналист
Действуем от обратного: если Киев ограничивает контакты украинцев с Россией, то Москве, наоборот, нужно сделать все, чтобы повысить свою привлекательность для русских с Украины. Заодно можно решить демографические проблемы. Подробности...
Обсуждение: 87 комментариев

Давайте не будем льстить нашему народу

Захар Прилепин, писатель
В России читают умные книжки двести тысяч человек. Ещё триста читают чудовищные книжки, лучше б вообще не умели читать. В России смотрят умное кино те же двести тысяч человек. Уговорили, миллион. Остальные смотрят глупое. Ну и что? Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

    Российские VIP-лимузины «Кортеж» теперь будут собирать и в Эмиратах

    Российские авто премиум-класса «Кортеж» будут собирать в Эмиратах под брендом Aurus. Соглашение Минпромторга с партнерами из ОАЭ подписано 18 февраля, в день мировой премьеры этого VIP-лимузина на международной оборонной выставке IDEX в Абу-Даби
    Подробности...

    Путин вышел на татами спортивного центра в Сочи

    После продолжительных переговоров на саммите по сирийскому урегулированию в формате Россия-Турция-Иран Владимир Путин приехал в четверг вечером в спортивный центр «Юг-Спорт» в Сочи. Глава государства встретился с представителями сборных команд по боксу, дзюдо и вольной борьбе
    Подробности...

    День влюбленных в разных странах мира празднуют по-разному

    14 февраля по всему миру отмечается День святого Валентина или День всех влюблённых. Смысл праздника заключается в том, чтобы подарить любимому человеку некий подарок в виде цветов, конфет или игрушек в форме красного сердечка – известнейшего символа любви
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Освобожденный Квачков прокомментировал дело Скрипалей

        Главная тема


        В Териберке побеждают мусорного Левиафана

        «популяризирует агрессию»


        Украина призвала отменить прокат фильма «Т-34» в США

        общественное мнение


        Эксперт оценила «опрос-референдум» жителей Курил о передаче части островов Японии

        ограничительные меры


        США, ЕС и Украина стали лидерами по нанесенному России ущербу в торговле

        Видео

        «достойно сопротивлялись»


        В Испании восхвалили принимавшую участие в блокаде Ленинграда «Голубую дивизию»

        вырубка лесов


        «Черные лесорубы» обходятся российской экономике слишком дорого

        собственная добыча


        Конкурент Порошенко обещает изгнать Россию с газового рынка

        ядерные державы


        Как России относиться к обострению отношений Индии и Пакистана

        Союзное государство


        Путин и Лукашенко готовы идти к объединению

        Кто здесь власть?


        Михаил Рогожников: Почему русским не нравится демократия

        Стратегия роста


        Александр Бузгалин: Куда и как России вкладывать ресурсы

        Правый террор


        Андрей Манчук: Карманные нацисты Петра Порошенко

        на ваш взгляд


        Кому в скандале с программой «Кто хочет стать миллионером?» вы верите больше?


        Сергей Худиев

        Зачем британское государство умертвило двухлетнего ребенка

        Сергей Худиев
        публицист, богослов
        1 мая 2018, 14:57

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Смерть двухлетнего английского мальчика Альфи Эванса в руках британской системы здравоохранения вызвала немалое возмущение во всем мире и вновь поставила вопрос о ценностях: во что люди верят и что они считают правильным.

        Альфи страдал тяжелым неврологическим расстройством, которое врачи затруднялись точно диагностировать. Какое-то время он был подключен к аппарату искусственного дыхания, пока медики не решили, что качество его жизни таково, что эту жизнь не стоит продлевать. Было принято решение отключить его от аппарата.

        Родители Альфи протестовали и подали в суд, который, однако, поддержал в этом вопросе медиков. Как и Европейский суд по правам человека, в который они тоже обратились.

        Дальше события приняли совсем странный оборот. Отец Альфи Том Эванс рассказал о произошедшем в социальных сетях, история получила широкую огласку, множество людей, включая папу римского и политиков целого ряда стран, стали выражать свою поддержку родителям, требуя отменить решение об отключении.

        Власти Италии специально дали мальчику итальянское гражданство, чтобы вывезти его и лечить у себя.

        Фото: facebook.com/groups/alfiesarmy

        Британский суд запретил это делать, а у кроватки маленького Альфи поставили полицию, чтобы не дать его спасти. Аппарат отключили. Более того, ребенка лишили воды и пищи. Он самостоятельно дышал еще какое-то время, потом умер.

        Со стороны это выглядело дико.

        Понятно, когда врачи оставляют попытки спасти пациента. «Врачи отказались» – увы, известный оборот.

        В этом случае бывает, что близкие хватают больного и отправляют его куда-то еще – туда, где врачи не отказываются, а продолжают попытки спасти ему жизнь. Часто это кончается тем, что человек все равно умирает.

        Но бывают и другие случаи, когда врачи в другой клинике или даже в другой стране оказываются более квалифицированными, располагают лучшим оборудованием или просто более настойчивы в своих попытках спасти пациента – и человек выживает.

        Именно это попытались сделать родители Альфи, и британское государство им этого не дало. Почему? Почему бы не дать другим врачам попробовать? Зачем лишать родителей последней надежды?

        Британских врачей и судей теперь всячески бранят бессердечными злыднями. Но дело не в их личных качествах. Они просто следуют своим инструкциям и законам, каковые, в свою очередь, отражают определенную картину мира.

        Как они сами объясняют свои действия? Мотивировка суда: «В лучших интересах больного». Это может показаться еще более непонятным: как в интересах больного можно запрещать ему доступ к лечению?

        Но определенная логика за этим решением есть, и выглядит она примерно так.

        Современная медицина все чаще оказывается в ситуации, когда она не может исцелить, но может затянуть процесс умирания, так что человек, который иначе давно бы упокоился, искусственно удерживается на этом свете, будучи прикован к постели и опутан трубками и проводами. Это бывает мучительно для самого умирающего и высасывает из системы ресурсы, которые могли бы быть использованы для помощи другим.

        Когда именно надо признать бессилие медицины и отпустить человека в путь всея земли – это очень сложный вопрос. Рано или поздно такое решение приходится принимать. И его принимают.

        Однако в британском случае обращает на себя внимание мотивировочная часть.

        Не «мы ничего не можем поделать, и, несмотря на все наши усилия, больной умирает – мы отключаем аппаратуру, с глубокой печалью признав наше поражение», а «отключение аппаратуры – в лучших интересах самого больного».

        Именно вторая формулировка порождает поведение, которое, с нашей стороны, выглядит чрезвычайно абсурдным. Но с точки зрения британских властей, выставив охрану, чтобы не дать родителям и сочувствующим выкрасть малыша для продолжения лечения, они защищали его права.

        По мнению британских медиков, помочь маленькому Альфи невозможно, а можно только обеспечить по возможности безболезненное умирание. Продолжать попытки спасти мальчика – только зря мучить. Хотя Альфи вовсе не страдал от каких-то болей, на всех фотографиях его лицо выглядит ангельски спокойным, и медики, и судьи решили, что гуманнее поскорее дать ему умереть.

        Мешать наступлению смерти – значило, в рамках этой системы представлений, нарушать право Альфи на комфортный уход из жизни.

        В своих собственных глазах британские медики и судьи не бессердечные негодяи, а, напротив, разумные и сострадательные люди, которые стремятся уменьшить количество страдания в мире.

        Логика, стоящая за этим, восходит к философии утилитаризма – нужно стремиться к наибольшему счастью для наибольшего числа людей и, соответственно, к уменьшению несчастья.

        Само по себе это звучит неплохо, но из этого довольно плавно вытекает вывод, что людям, которые страдают, или с высокой вероятностью будут страдать в будущем, или в силу каких-то дефектов здоровья не смогут вполне наслаждаться жизнью, лучше не жить.

        Сравнивать британские власти с нацистами, как это делают многие, – конечно, очень сильное и несправедливое преувеличение.

        Но одна параллель очевидна: Адольф Эйхман, который был ответственен за организацию массового уничтожения евреев, потом, когда его судили, с негодованием отвергал обвинения в намеренном мучительстве. Напротив, вся жуткая система массового отравления газом была придумана именно затем, чтобы лишить обреченных жизни как можно более гуманно и безболезненно.

        Эйхман считал, что евреи были так или иначе обречены: кормить их за счет Рейха было невозможно, прокормиться сами они не могли, будучи исключены из экономической жизни и согнаны в гетто. Поэтому они должны были либо мучительно умереть от голода – либо добрый доктор Эйхман должен был прийти им на помощь, обеспечив быструю и почти безболезненную кончину.

        В глазах Эйхмана, как пишет Ханна Арендт, непростительным грехом было не причинение смерти, а причинение ненужных страданий. 

        Британские власти исходили также из стремления минимизировать страдания – хотя бы и путем причинения смерти. И в рамках их мировоззрения это абсолютно логично.

        Атеизм постхристианской цивилизации намного более последовательный и логичный, чем атеизм советский.

        Восставая против христианства, коммунизм очень многое у него заимствовал: веру в то, что человеческая жизнь обладает смыслом и предназначением, что у людей есть объективные нравственные обязательства, что жизнь стоит того, чтобы быть прожитой.

        Конечно, в мире без Бога все это повисало в воздухе. Но по крайней мере это провозглашалось.

        Постхристианство вполне отдает себе отчет в том, что вселенная без Бога радикально бессмысленна; человек – побочный продукт слепых и безличных природных процессов, жизненный путь может завершиться только окончательным небытием; человек бессмысленно живет и бессмысленно мучается; и все, к чему можно стремиться, – так это к наибольшему комфорту в этом коротком путешествии из ниоткуда в никуда.

        В этой картине мира лишить человека жизни вполне может быть великодушным актом милосердия, тем более если человек страдает или, как есть основания предполагать, будет страдать в будущем. Те, кто по каким-то (чаще всего подозрительно религиозным) причинам возражают против этого, только умножают человеческие страдания и достойны порицания.

        Так попытка спасти человеческую жизнь начинает рассматриваться как что-то аморальное – люди просто добавляют бессмысленного страдания в этот бессмысленный мир.

        С точки зрения родителей Альфи (и людей, которые поддерживают их во всем мире), жизнь их ребенка стоит того, чтобы быть прожитой, – и это не просто родительский инстинкт, это определенный взгляд на мироздание, в котором люди созданы благим Богом и являются лучшей и важнейшей частью Его замысла.

        Каждая жизнь обладает смыслом и ценностью и безусловно стоит того, чтобы за нее бороться. Люди обязаны жить и поддерживать жизнь других.

        Нам может показаться странным и диким, что решение «в лучших интересах ребенка» принимают не родители, которые страстно желают, чтобы ребенок жил, а посторонние люди – медики и судьи, которые в итоге хотят, чтобы он умер.

        Но это тоже по-своему последовательно. Особые права родителей на детей, признание нерасторжимой и священной связи между ребенком и теми, кто дал ему жизнь, – это часть той картины вселенной, в которой есть цель, смысл, лад и установленный порядок. Естественный закон, который установлен не нами и которому мы обязаны повиноваться.

        Но в постхристианской картине мира никаких преимущественных прав у родителей нет.

        Хуже того, именно то обстоятельство, что они испытывают сильную эмоциональную привязанность к ребенку, подрывает их способность принимать хладнокровно обдуманные решения в «его лучших интересах».

        Поэтому эти решения и передоверены профессионалам – медикам и юристам. Случай Альфи Эванса, как и до него Чарли Гарда, – это не проявление черствости, бессердечности и жестокости конкретных людей. Это проявление такой картины мира, в которой помочь человеку по возможности безболезненно вернуться в небытие, из которого он возник по воле случая, есть проявление доброты и милосердия.

        Подобная воля к смерти вовсе не является чем-то специфически британским или западным. Она есть и у нас, просто у нас она гораздо менее продуманна и является скорее настроением, чем осмысленной идеологией.

        Когда люди спиваются или разрушают себя другими способами, за этим стоит то же убеждение, возможно, не проговариваемое вслух: «Твоя жизнь бессмысленна и не стоит того, чтобы быть прожитой».

        Поэтому идеология смерти, увы, имеет очень хорошие шансы прижиться на нашей почве. А это значит, что от нас понадобится сказать ей вполне осознанное «нет».

        Нет, мы не собираемся перенимать опыт передовых стран. Если они собираются умирать – пусть делают это без нас. Мы полагаем, что человеческая жизнь обладает смыслом, и на нас всех лежит священное обязательство жить и поддерживать жизнь в других.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Когда людям грубят, они чувствуют себя как дома

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Грубость вообще воспринимается позитивно – как «открытость», «искренность», готовность «резать правду-матку», а в вежливости, тем более ласковости, видится что-то подозрительное, какое-то двойное дно. Это психологически объяснимо, но это неправильно. Подробности...

        Россия не должна помогать Украине «убиться об стену»

        Глеб Простаков, журналист
        Действуем от обратного: если Киев ограничивает контакты украинцев с Россией, то Москве, наоборот, нужно сделать все, чтобы повысить свою привлекательность для русских с Украины. Заодно можно решить демографические проблемы. Подробности...
        Обсуждение: 87 комментариев

        Давайте не будем льстить нашему народу

        Захар Прилепин, писатель
        В России читают умные книжки двести тысяч человек. Ещё триста читают чудовищные книжки, лучше б вообще не умели читать. В России смотрят умное кино те же двести тысяч человек. Уговорили, миллион. Остальные смотрят глупое. Ну и что? Подробности...
        Обсуждение: 30 комментариев

        В Афганистане СССР сражался против доллара

        Владимир Ворожцов, генерал-майор внутренней службы (в отст.)
        В Кабуле гуляли девушки в коротких цветных платьях, с модными стрижками. Не спешили менять образ жизни и многие мужчины. Чтобы сломать этих людей, ведущие демократии мира пошли на то, чтобы бросить в бой с ними ораву «ватников». Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев

        Женщина на войне и феминизм

        Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
        У меня есть знакомая Валя Гетманчук. Она была снайпером в ДНР. В бою она залегла в окоп с человеком, которого считала товарищем, и тот струсил – прикрылся ее телом от осколков рухнувшей рядом мины. Вале оторвало пальцы на руках и ногу. Подробности...
        Обсуждение: 44 комментария

        Как победить «невозможного Трампа»

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Стало понятно, что отстранять от высшего государственного поста Трампа придется «по старинке». Разумеется, в ход пойдут административный и медийный ресурсы. Но все-таки избирателей придется убеждать. И тут сразу возникли две проблемы. Подробности...
        Обсуждение: 6 комментариев

        Почему русским не нравится демократия

        Михаил Рогожников, политолог, заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
        Наш обыватель не верил телевидению 90-х, ненавидел его. Оно убеждало зрителя в торжестве демократии made in USA, это была единая линия, были споры хозяйствующих субъектов, но «реакционерам» и «совкам» путь на экраны был закрыт. Подробности...
        Обсуждение: 196 комментариев

        Карманные нацисты Петра Порошенко

        Андрей Манчук, политолог
        Представители С-14 не скрывают своего сотрудничества со Службой безопасности Украины. Лидер неонацистов Евгений Карась открыто фотографируется вместе с президентом Петром Порошенко и генпрокурором Юрием Луценко. Это настоящий симбиоз. Подробности...
        Обсуждение: 28 комментариев

        Афганистан был полем битвы за глобальное доминирование

        Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз
        Если бы у СССР всё получилось и Афганистан бы стал социалистическим, становление советской идеологии в мире стало бы необратимым, а западный идеологический проект начал бы сворачиваться. Подробности...
        Обсуждение: 34 комментария

        Кто на самом деле сломал хребет «Исламскому государству»

        Николай Плотников, заведующий Центром научно-аналитической информации Института востоковедения РАН
        С падением созданного на Ближнем Востоке исламистского псевдохалифата угроза джихадизма не уменьшится, а будет означать конец одной фазы борьбы с этим явлением и начало другой. Организация меняет тактику. Подробности...
        Обсуждение: 30 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............