Навстречу реформам, или Для чего Казахстану нужны внеочередные выборы

@ из личного архива

9 марта 2016, 08:02 Мнение

Навстречу реформам, или Для чего Казахстану нужны внеочередные выборы

Депутаты сами обратились к президенту с просьбой назначить внеочередные выборы. Не из-за склок глав фракций или конфликта президента и премьер-министра. По мнению депутатов, такую необходимость диктует ситуация в экономике.

Иван Зацарин Иван Зацарин

обозреватель «История.РФ»

«Политика – это концентрированное выражение экономики» – справедливость этой фразы как нельзя лучше иллюстрирует пример Казахстана. 20 марта здесь пройдут очередные парламентские выборы.

Вернее даже будет сказать – очередные внеочередные выборы. Пятый созыв мажилиса уходит до окончания срока своих полномочий, что для республики уже становится своего рода традицией.

13 января депутаты сами обратились к президенту с просьбой назначить внеочередные выборы. Не из-за склок глав парламентских фракций или конфликта президента и премьер-министра (как было бы, будь на месте Казахстана Украина). По мнению депутатов, такую необходимость диктует ситуация в экономике страны и мира.

Во-первых, следует обновить состав нижней палаты: новый мажилис столкнётся с серьёзными экономическими вызовами, для чего его состав должен быть усилен.

Во-вторых, совмещение внеочередных выборов с выборами в маслихаты (местные советы в Казахстане) позволит сэкономить деньги на обновлении центральной и местной представительной власти. Копейка рубль бережёт. Вернее, тенге.

Основной задачей 6 созыва мажилиса станет дальнейшая реализация Стратегии «Казахстан-2050» и программы «100 шагов». Изменение экономической ситуации, произошедшее с момента их принятия (Стратегия – вторая половина 2014 г., программа – начало 2015 г.) не отменяет целей, поставленных руководством республики, а лишь ещё раз подтверждает правильность намеченных реформ.

Следует помнить, что все эти программы и стратегии руководство республики создаёт и принимает не ради того, чтобы заполнить искусственным содержанием политический процесс. В 1997 году в Казахстане была принята ныне действующая стратегия «Казахстан-2030». И прообраз сегодняшнего Казахстана писался тогда, 19 лет назад. Как раз за год до дефолта в России.

 А это означает, что:

– горизонт планирования на несколько десятков лет для Казахстана совсем не новинка;

– наш партнёр по Евразийскому союзу имеет опыт коррекции планирования в резко меняющихся условиях, учитывает эти риски и планирует свои реформы в т.ч. с учётом последствий экономической турбулентности в России.

Можно выделить 3 основных направления намеченных в республике реформ.

Одним из главных остаётся курс на углубление евразийской интеграции. На это, опять-таки, указывают шаги, намеченные в экономике: участие в развитии трансевразийских транспортных коридоров, оптимизация таможенных и налоговых процедур.

Второе – дальнейшее экономическое развитие и углубление индустриализации. Этой теме посвящена едва ли не половина пунктов в «Ста шагах».

И, наконец, третье, что сделает возможным всё вышеперечисленное: реформа госаппарата, качественное повышение требований к его сотрудникам. И хоть в программе этого и не указано, но в отдельных пунктах читается: государственная вертикаль для любого гражданина должна стать таким же авторитетом, каким сейчас является сам Нурсултан Абишевич.

На внеочередных выборах, разумеется, будут присутствовать международные наблюдатели, в том числе и российские. Однако руководство республики больше других заинтересовано в прозрачности избирательного процесса: заявленные реформы стимулируют гораздо эффективнее любого внешнего контроля. Стабильность государственности в Казахстане вопросов не вызывает, а значит, нет и угроз динамике российско-казахстанских отношений в рамках ЕАС и ОДКБ.

..............