За последнюю неделю снова стали слышны восторженные всхлипы о приближающейся войне.
Это «долгое противостояние 21-го века», и быстро оно не закончится
Зарубежные издания неустанно прокачивают тему уже не первый год, моделируя, как Россия нападет на Прибалтику, Швецию, Польшу...
После того, как прибавилось участие России в военных операциях в Сирии, и тем более после того, как прекращено сотрудничество США и России по Сирии, «война» стала продаваться еще лучше.
– В Москве проверены все бомбоубежища.
– Скоро война.
– Подготовка к войне началась совершенно открыто.
– Российским чиновникам и депутатам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину.
– Самолет НАТО приблизился к границам России на Балтике.
– В Черное море вошел флагманский корабль 6-го флота ВМС США.
– Флагман 6-го флота США взят на прицел из Крыма...
Во-первых, «война» хорошо продается – публицистика на эту тему щекочет гражданам нервы.
Во-вторых, заклинаниями «война-война» можно подготовить публику к некой умозрительной «неизбежности».
Сначала принять факт вероятности войны, потом начать моделировать ситуации ее развития и даже внутренне готовиться к этому, вовлекая в этот тлетворный процесс и политиков, и военных.
Подобный процесс происходил и перед Первой мировой, и перед Второй...
Учитывая, что сейчас ситуация несколько иная, целесообразно, чтобы общество перестало щекотать себе нервы, помещая в одно смысловое поле со своим существованием эту страшную сущность под названием «война».
Кто с кем будет воевать? НАТО с Россией? США с Россией? Украина с Россией? (Ах да, сразу же раздается – война уже идет...)
Война не идет. Войны не будет.
Тому, что сейчас происходит, пока не придумано названия. Это «долгое противостояние 21-го века», и быстро оно не закончится.
В ядерный пепел никто никого не хочет превращать, поэтому противостояние будет происходить скорее в плоскости конкуренции гражданских наций за выживание.
И здесь сразу можно перейти к пункту номер 3.
В-третьих, жонглирование военной терминологией гражданскую нацию скорее мобилизует, а некое аморфное собрание публики – отвлекает.
В России с гражданской нацией пока туго (проще сказать – ее нет, увы). Склонение слова «война» скорее отвлекает нас, создает в будущем некую «отправную точку», которая все изменит, поэтому и в настоящем не требуется прилагать выдающихся усилий.
У нас вообще любят эти «отправные точки», когда может все измениться – «через 20 лет при коммунизме», «вернем Царьград», «вот падет режим... доллар... рубль... цена на недвижимость».
Будущая «отправная точка» – оправдание собственной пассивности (вдруг завтра война, а я не выспался).
Будучи публикой политизированной (даже на уровне пенсионеров на завалинке), мне кажется, мы более чутко реагируем (покупаемся) на броские медиаходы, отвлекаемся, включаем механизм ожидания – и, соответственно, не готовы к гражданской активности.
На кону – места в долгом забеге 21-го века.
Другим гражданским нациям очень радостно наблюдать конкурента, тревожно переминающегося на месте и ожидающего то ли войны, то ли инфляции, то ли падения роста, замедления... курсов и цен.
Еще радостнее будет другим, если они наконец увидят, как переминающийся недотепа будет пробовать устраивать какой-нибудь акт самоубийства (выхода из гонки).
Между тем у России уникальная ситуация.
Среди участников «цивилизационной схватки», которая уже идет, у России есть лазейка.
Россия пусть не на самом высоком уровне, но самодостаточна. Россия гарантирует защиту собственных рубежей. Впервые за всю историю страны нет проблем с продовольственным обеспечением.Конечно, России очень непросто увернуться от участия в каком-нибудь сколько-нибудь крупном мировом конфликте.
Но нужно приложить все усилия, чтобы вновь не стать «расходным» материалом «эволюции», смены цивилизационного цикла, экономического, технологического укладов или каких-то других фундаментальных изменений, которые намечены по программе.
Нужно осваивать свою страну, максимально связать ее транспортными артериями, сделать удобной для жизни.
Нужно преодолеть недоверчивое отношение друг к другу между гражданами России, между гражданами России и других стран, максимально купировать опасные механизмы саморазрушения общества, которые стабильно продолжают тикать в нашей стране сотни лет.
К разрушительной работе некоторых западных политиков и медиа целесообразно относиться спокойно – у них своя жизнь, своя работа, свои убеждения, свои способы подгребать к ногам своих граждан как можно больше благ, которые можно урвать на планете Земля, свои способы выиграть «долгую войну» 21-го века.
У нас – свои.
Источник: Блог Владислава Булахтина