ОНФ предлагает ограничить вырубку леса в радиусе 70 километров от МКАД. Суть идеи понятна: резко осложнить варварское строительство в Московской области, чтобы наконец перейти к цивилизованному развитию территорий.
Все хотят парковаться прямо у дома, но при этом ничего не платить
Жилье в непосредственной близости от Москвы стоит дорого, поэтому у застройщиков всегда есть искушение воткнуть какой-нибудь коттеджный поселок или многоквартирный дом недалеко от Кольцевой дороги – разумеется, сэкономив при этом на строительстве дорог, больниц, школ и прочей необходимой инфраструктуры.
Квартиры в Московской области, правда, от этого ограничения дешевле никак не станут. Но тут уж надо выбирать: или интересы общества, или интересы обычных граждан.
Вспомним классический пример с обочинщиками – хитрыми господами, объезжающими пробки по обочинам. Там противостояние общества и индивидуума проявляется особенно ярко: свобода объехать пробку по обочине несовместима с желанием стоящих в пробке «дураков» побыстрее добраться до точки назначения. И здесь, полагаю, никто не будет спорить с тем, что свободу обочинщиков следует ограничивать.
На днях я читал забавную дискуссию на тему патриотизма в одном из оппозиционных блогов. Участники обсуждения сошлись на том, что в России 85% дураков, которые поддерживают свое государство, и 15% умных, которым на нужды государства глубоко наплевать.
Полагаю, объезжающий пробку по обочине водитель тоже считает себя умным, а всех остальных дураками – ведь он сэкономил время, а эти недогадливые бараны стоят себе в общей очереди и пропускают его.
Более сложный пример – платные парковки. У нас в Санкт-Петербурге на днях запустили таковые, и я не могу нарадоваться тому обстоятельству, что теперь у меня есть возможность ездить в центр города на автомобиле: в тех местах, где раньше нужно было искать парковочное место по 20-30 минут, теперь можно свободно запарковаться.
С одной стороны, тут тоже выиграло общество. Раньше парковочное место занимал с утра приехавший на работу менеджер, а теперь это место последовательно занимают десять водителей, у которых есть какие-то дела в центре.
Вполне очевидно, что удобство десяти водителей важнее, чем удобство одного водителя, но я по опыту знаю, что у платных парковок есть убежденные противники, которые считают, что в этом случае государству вмешиваться в распределение парковочных мест не следовало.
Со строительством за пределами Москвы ситуация еще более неоднозначная. Люди хотят иметь дешевое жилье, и им совершенно безразлично, что каждый таунхаус за городом вносит некоторый вклад в загруженность дорог Москвы. Аналогичным образом при покупке автомобиля никто не думает, что дороги и так переполнены: все считают, что уж их-то личному автомобилю местечко всяко найдется.
В Азии проблему лишних автомобилей решают довольно жестко. Так, например, в Токио перед покупкой автомобиля надо предъявить свидетельство о собственности на парковочное место под автомобиль, причем не абы где, а в пределах двух километров от своего дома.
В Сингапуре власти жестко ограничивают количество автомобилей в городе, поэтому перед получением номеров придется сначала купить на аукционе специальное разрешение – оно обойдется в несколько десятков тысяч долларов.
В Пекине в дни, когда воздух особенно грязен, половине автомобилей запрещают выезжать на дороги – по четным дням ездят автомобили с четными номерами, и наоборот.
Любопытный факт: почти все восхищаются порядком в Японии и Сингапуре. Однако когда приходит пора заплатить за такой порядок ограничениями, обычно выясняется, что любитель порядка хочет влезть на елку, но не оцарапать при этом руки. Видеть красивые фасады домов, но вешать на стену кондиционер и держать на балконе всякий хлам.
Кстати, в России действуют довольно строгие ограничения на строительство у воды. Знакомый жаловался мне недавно, что хотел бы купить дом со своим личным участком берега. Выяснилось, что это невозможно: береговая полоса должна быть открыта для всех желающих. Это тоже ущемление свобод отдельной личности в пользу всего общества.
Вернемся к вырубке леса. Еще в начале прошлого века в Россию приходили мощнейшие пылевые бури. В 1928 году ветер поднял в воздух более 15 млн тонн чернозема на Украине. Последствия для плодородных почв и для жителей окрестностей были ужасающими.
В 1948 году СССР начал создавать защитные лесонасаждения – в местах зарождения пылевых бурь высаживали полоски леса в виде огромной сетки. И уже в 1950-х годах проблема бурь сошла на нет.
Это отличный ответ на вопрос «зачем нужно государство». То самое государство, которое многие оппозиционеры считают сейчас исключительно помехой для их свобод.
Источник: Блог Олега Макаренко