Провал российской футбольной сборной породил, естественно, массу откликов и комментариев. Вспомнили «зажравшихся футболеров», засилье легионеров, провалы в детско-юношеском спорте, а также то, что Фабио Капелло – сугубо клубный тренер, со своим стилем и принципами игры, совершенно не подходящими для российской сборной.
Со всем этим можно согласиться, но почему-то мало кто вспоминает, что всего год с небольшим назад те же игроки с тем же тренером демонстрировали совсем другой уровень выступлений – без особой нервотрепки вышли на чемпионат мира из непростой группы, обыграв португальцев, в «товарняках» одолели итальянцев и сыграли вничью с бразильцами.
Провальной, пожалуй, была лишь игра с Ирландией в гостях (1:0), ведь поражение «той» сборной Капелло от португальцев с минимальным счетом зазорным считать нельзя.
Именно эти результаты стали основанием для заключения нового мегаконтракта с доном Фабио, и именно с этого момента команду как будто подменили, превратив в унылую субстанцию, способную обыграть только Лихтенштейн.
И, как мне представляется, было бы большим чудом, если бы произошло по-другому.
Ведь практически любое трудовое соглашение сводится к тому, что работник выполняет свои обязанности, получая от работодателя денежное вознаграждение, зависящее от результатов труда. Если же их нет или они неудовлетворительны, то происходит расставание, часто с выплатой определенной («разумной») компенсации работнику.
А что получилось в контракте Фабио Капелло с РФС? Неустойка в случае расторжения контракта по инициативе последнего (работодателя) составляет весь размер недополученной до конца срока контракта зарплаты (всей зарплаты, Карл!).
То есть, или добиваешься приемлемого результата и пашешь четыре года, живешь в чужой стране (таковы условия контракта), или же «добиваешься» его расторжения, получаешь все и сразу и «свободен как птица»?
И многие ли устоят перед таким соблазном? Что может стать «тормозом»? Моральные принципы? Такая более осязаемая вещь, как репутация?
Но очевидно, что в случае выполнения контракта сборная России станет для Капелло последним местом работы (в 2018-м ему будет 72 года).
Да и в целом, пусть меня поправят, но не припомню тренера, в карьере которого были бы одни успехи и которого никогда не просили «с вещами на выход». В истории остаются триумфы, а не неудачи.
Да и объяснение есть: «Если команда показывает плохой футбол, то это не из-за недостатков Капелло, а из-за слабого уровня футбола в России» – уже высказал мнение бывший вратарь сборной Италии и легенда «Ювентуса» Дино Дзофф.Так что главное для Капелло – не дать работодателю формального повода для расторжения контракта.
И тут все «как положено» – тренер сборной живет в России, постоянно бывает на матчах чемпионата, просматривает новых игроков, но и выражает твердое желание доработать контракт до конца.
К слову, такую «форму работы», когда работники дотошно выполняют все требования руководства, демонстрируют чудеса старательности, но результат – отрицательный, принято называть итальянской забастовкой.