Кому тюрьма

@ из личного архива

25 июля 2014, 18:13 Мнение

Кому тюрьма

Когда Удальцов и Развозжаев рассуждают о своей невиновности, они искренне верят в это. Если Удальцов – это действительно идейный революционер, который стремился свергать власть, то многие в те дни просто делали свой гешефт на доверчивых «рассерженных горожанах».

Александр Чаусов Александр Чаусов

кандидат исторических наук, публицист

В четверг Мосгорсуд признал Удальцова и Развозжаева виновными в организации массовых беспорядков и приговорил их к тюремному заключению сроком на 4,6 лет каждого. Помимо этого, Леонид Развозжаев должен выплатить штраф в размере 150 000 рублей за незаконное пересечение границы.

Удальцов очень хотел поиграть в Ленина. Нужно сказать, что из лидеров первого ряда по-серьезному доигрался только он

В связи с оглашением приговора ожидались массовые протестные акции у здания суда. Были усилены меры безопасности, но никаких массовых протестов не случилось. Сторонники Удальцова по «Левому фронту» и прочие оппозиционеры, выходившие на Болотную площадь, не поддержали одного из лидеров протеста 2011–2012 годов.

Подсудимые, понятное дело, себя виновными не признают и обжалуют приговор. И здесь стоит поговорить не столько о юридической стороне вопроса, сколько о психологии этого протеста и самих протестных лидеров.

Дело в том, что когда Удальцов и Развозжаев рассуждают о своей невиновности – они искренне верят в это. Они не врут, а действительно считают себя честными перед законом: мало ли с кем можно встречаться и говорить о деньгах под 26 бутылок вина. Все же было на благо революции.

Лидеров протестного движения можно разделить на две категории, разграничить по системам мотивации. Если Удальцов – это действительно идейный революционер, который стремился свергать власть, то многие в те дни просто делали свой гешефт на доверчивых «рассерженных горожанах». Стоит сказать пару слов о массовке, о простых людях, которые не выступали с трибун, но вышли на улицы. Их мотивация для нашей истории крайне важна.

Эти люди искренне считали, что делают историю и, самое главное, история всё спишет. Людям дали эмоциональный посыл: «вы выйдете на улицы – и все изменится к лучшему».

Помню, в Великом Новгороде тоже была уличная акция, и один мой знакомый активно меня туда звал. Он говорил о бесправии, воровстве, о том, что чиновники гребут все под себя и жить в таком положении решительно невозможно. Знакомый мой был и остается бизнесменом, на момент всего этого протеста он в месяц зарабатывал примерно столько, сколько я сейчас зарабатываю за год.

С бизнесом у него не было никаких проблем ни тогда, ни сейчас. Однако он тоже почувствовал себя «нищим и бесправным». И он верил, что, выйдя на улицы в рамках несанкционированных митингов, люди магическим образом изменят все.

Вот буквально так: они выйдут на улицы, и Путин в телевизоре скажет: «да, вижу, вы недовольны, вас тут три человека целых, я ухожу». И сразу же после этой реплики наступит высшая справедливость, честность, пропадет коррупция, бюрократия, зажгутся сами собой перегоревшие в подъезде лампочки. Чтобы было понятно, это не гипербола. Таков был реальный настрой огромного количества людей в те дни.

#{image=636760}Естественно, что массами, пребывающими в таком настроении, было крайне легко и удобно манипулировать. Чем, собственно, многие и занимались. Навальный засветился перед своим будущим электоратом, Яшин в очередной раз напомнил о себе широкой публике, Собчак предстала в новом образе «девы революции».

Кстати, у нее ведь тоже при обыске в квартире нашли деньги (и солидные), происхождение которых как-то не до конца понятно. Но привлекли Собчак к ответственности за организацию массовых беспорядков? Конечно, нет. Кто ж ее привлечет, она же Собчак.

Ну а Удальцов очень хотел поиграть в Ленина. Нужно сказать, что из лидеров первого ряда по-серьезному доигрался только он.

При этом важно понимать, что даже Навальный, который сейчас из судов не вылезает, очень оперативно съехал с «болотной темы». Естественно, что и Собчак, и Яшин, и все эти Гудковы с Пономаревыми если и были в суде, то в качестве свидетелей.

И какой был поднят вопль и стенание только потому, что Гудкова-старшего лишили депутатского статуса! Не посадили, не отправили под домашний арест. Но криков было, как будто его на этом заседании Думы резали заживо.

Все эти люди, между тем, тоже вполне себе заводили толпу, организовывали и модерировали весь процесс. И эти люди, кстати, Удальцова впоследствии никак не поддержали.

Здесь можно опять сказать о разобщенности нашей оппозиции. Мысль не новая, но в очередной раз подтвердившаяся. Никому не было особого дела до Удальцова, до приговора. Ну, привычно: поругались в «Твиттере», наверное. Сейчас на повестке дня Украина, так что какой там Удальцов, кому он нужен?

Понятно, что несистемная оппозиция, живущая вот в такой системе ценностей, – это подарок Кремлю. Потому что с такими врагами и союзники не особо нужны. Эти люди сами с собой отлично справятся. А если надо, то за малый прайс друг друга еще и сожрут.

Но ведь тюрьма плачет не по одному Удальцову, правда?

..............