Мирный план

@ из личного архива

23 июня 2014, 11:25 Мнение

Мирный план

Не знаю, на кого рассчитан мирный план Порошенко, но можно лишь предполагать, что в первую очередь – на Европу, чуть-чуть – на Россию и уж совсем не рассчитан на ополченцев Донецка и Луганска.

После посещения Донецкой области Петр Порошенко – относительно легитимный (или относительно нелегитимный) президент – озвучил так называемый Мирный план урегулирования ситуации на Юго-Востоке Украины (для нас – в Новороссии).

Если Европа сразу же поддержала план, Россия назвала план ультимативным, то ополченцы могут прочитать план именно так, как он составлен, без особого знания международных норм, опираясь лишь на заявления Порошенко

Не знаю, на кого рассчитан этот план, можно лишь предполагать, что в первую очередь – на Европу, чуть-чуть – на Россию и уж совсем не рассчитан на ополченцев Донецка и Луганска.

И вот почему: если Европа сразу же поддержала план, Россия назвала план ультимативным, то ополченцы, являющиеся в массе своей обычными людьми, могут прочитать план именно так, как он составлен, без особого знания международных норм, с учетом того опыта публичных заявлений Порошенко, который уже имеется на данный момент.

Пройдемся по пунктам и попробуем прочитать текст плана, руководствуясь разумом и логикой. План грешит неконкретностью, а самое, на мой взгляд, главное – грешит отсутствием привязки к датам. Т.е. ни о чем и никогда. В самой широкой трактовке. Итак:

«1. Гарантии безопасности для всех участников переговоров»

На первый взгляд, речь идет о том, что представители ДНР и ЛНР могут спокойно прибыть в Киев для ведения переговоров. Вместе с тем П. Порошенко не признает их в качестве переговорщиков, не признает ни сами ДНР и ЛНР, ни тем более не стремится садиться за стол переговоров – Украина для него едина, неделима, и даже Крым все еще в орбите его потенциального внимания.

Следовательно, гарантия безопасности если и имеется, то только в отношении представителей России и ЕС. Возможно, акцент на безопасности стал актуален после инцидентов около российского посольства в Киеве и диппредставительства в Одессе – это «месседж» в сторону России.

Заметим, что «участником переговоров» еще нужно стать. Кто им может быть? Как определять, кто «участник», а кто еще «не участник»? «Гарантия безопасности» означает ли «отказ от уголовного преследования»?

При этом отметим, что непосредственно о переговорах здесь речи не идет. Ни обязательность их проведения, ни мирный характер переговоров, ни какой-то предварительной позиции для начала их ведения, ни даже предварительной даты начала...

«2. Освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений»

Этот пункт можно считать некой «приманкой» – сложите, мол, оружие. Однако следом условие – отсутствие вины в совершении тяжких преступлений. Тут надо вспомнить, что к тяжким относятся и «терроризм», и наверняка «ношение и хранение оружия», и «убийство» военнослужащих украинских войск.

Помимо этого Рада достаточно радикализована и вполне ручная – «утяжелить» могут любой другой состав преступления. Таким образом, ополченцам путь к прощению закрыт.

Видимо, фокус данного пункта – на мирных жителях Донетчины и Луганщины, которые устали от войны. Но тем, кто взял в руки оружие и борется за независимость – тем пути назад уже нет.

Если моя точка зрения верна, то этим пунктом вносится раздор в ряды жителей Донецка и Луганска, в нем содержится призыв к сложению оружия и совершенно не гарантируется прощение кого бы то ни было.

«3. Освобождение заложников»

Очень «засадный» пункт. Если ополченцы согласятся на мирные переговоры на основе плана, то любой освобожденный ими военнопленный автоматически будет назван заложником, а люди, его удерживающие, – «террористами», «автоматом» тяжкая статья, «автоматом» – отмена первого и второго пункта плана.

#{image=810476}«Засада» состоит еще и в том, что все мирные жители, априори не взявшие оружие в руки, с точки зрения Западной Украины, Киева и ЕС являются заложниками неких «террористов», дестабилизирующих обстановку на Юго-Востоке.

Следовательно, мирные жители, решившие покинуть зону боевых действий, также автоматически могут быть рассмотрены как заложники, которых якобы «освободили» «террористы». Иными словами, даже семьи ополченцев, которых чисто по-человечески хочется переместить в безопасное место, станут «маркером» терроризма тех, кто их защищает. Они либо покинут опасную зону и «подведут» своих защитников под статью о терроризме, либо останутся там и могут погибнуть от рук силовиков.

Возможно, я «накручиваю», но по мне – уж очень людоедский пункт.

«4. Создание 10 км буферной зоны на российско-украинской государственной границе. Вывод незаконных вооруженных формирований»

Этим пунктом между строк, или даже прямым текстом, Россия в который раз обвиняется во всех бедах Юго-Востока в частности и всей Украины в целом.

Во-первых, если П. Порошенко этим планом стремится прийти к миру в отношениях с частью граждан своей страны, при чем тут Россия? Если ополченцы признают этот план, либо Россия как-то положительно о нем отзовется, тем самым свою подпись под лозунгом «Россия – агрессор» можно считать проставленной.

П. Порошенко не хочет признавать, что воюет в гражданской войне и, наоборот, хочет добиться признания, что воюет с Россией. Этим пунктом оба этих стремления гармонично сочетаются.

Во-вторых, «вывод» вооруженных формирований подразумевает, что их до этого кто-то и когда-то «ввел». Ведь нельзя же признавать, что воюешь с местными жителями, которые здесь давно живут, поэтому: «чемодан – вокзал – Москва». Либо уезжайте, либо вас уничтожат как членов незаконных вооруженных формирований.

Безусловно, речь не идет о «выводе» ни Нацгвардии, ни ПС с территории Юго-Востока – их уже давно «узаконили». Они – «законные» вооруженные формирования. Видимо, помня апрельские женевские соглашения и реакцию МИД РФ на их трактовку, П. Порошенко и его команда решили подстраховаться и конкретизировать, кому именно надлежит разоружаться.

«5. Гарантированный коридор для выхода российских и украинских наемников»

На первый взгляд, это повторение пункта 4. Однако к тяжким статьям, отменяющим прощение по п. 2, наверняка относятся и статьи типа «наемничество» или «вооруженное наемничество». Т.е. те, кто не покинет территорию ДНР и ЛНР, считающейся в Киеве территорией Украины, также подпадут и под обвинение в еще одной «тяжкой» статье.

#{image=810468}Обратим внимание на проявление нового нюанса – «украинские наемники». Это снова тренд П. Порошенко на непризнание участия в гражданской войне. Любой житель Юго-Востока, не террорист (т.е. не причастный к содержанию военнопленных), не убийца (ни разу не выстреливший или ни разу не попавший по украинскому силовику), но задержанный хотя бы с одной гривной в кармане, автоматом считается наемником.

«6. Разоружение»

Декларативный пункт. Видимо, цель – польстить Западу в лице ЕС и США. Очень красиво смотрится в документе, но не обеспечивается ничем, а особенно – конкретикой. Кто разоружается? Кто разоружает? В каком порядке?

«7. Создание в структуре МВД подразделений для осуществления совместного патрулирования»

Речь никак не об ополченцах или о каких-то структурах, созданных из местных жителей, это не следует из пункта. Долго гадать не приходится, ведь единственные, кто подходит на эту роль, – это Нацгвардия и ПС.

Следовательно, частью порядка, который намерен установить Киев, является военизированная оккупация городов Новороссии. Стоит обратить внимание и на второй пласт смыслов: местным силовикам из МВД Киев не доверяет.

«8. Освобождение незаконно удерживаемых административных зданий в Донецкой и Луганской областях» и «9. Возобновление деятельности местных органов власти»

Оба пункта направлены на возобновление работы той административно-бюрократической системы, которая, по идее, «включит Юго-Восток в мирную жизнь», а по факту «привяжет Юго-Восток к государственной системе Киева». В общем, все вернется на круги своя, все, ради чего боролись ополченцы, будет нивелировано. Возврат к «нулевой точке».

Вместе с тем это нивелирует и переговорную составляющую, даже если бы она и была. Представьте, что в шахматной партии игроки вдруг решили поделить доску по факту занятия ее фигурами. Но один из игроков говорит: «Хорошо, только возвращаемся в начало партии и вся доска изначально моя. А теперь давай договариваться».

Учитывая разоружение, в нашей шахматной партии второму игроку не полагается иметь фигуры, даже пешки. Какие уж тут переговоры?

«10. Возобновление центрального теле- и радиовещания в Донецкой и Луганской областях»

Очевидно, речь идет о запрете российских каналов и трансляции только украинских.

«11. Децентрализация власти (путем избрания исполкомов, защита русского языка, проект изменений в конституцию)»

Несмотря на очень мощное содержание, казалось бы, надо читать пункт очень упрощенно: все три слагаемых «избрание исполкомов», «защита русского языка», «изменение конституции» влекут лишь «децентрализацию власти» и только. Т.е. все мероприятия в рамках этих трех слагаемых могут быть реализованы постольку, поскольку это децентрализует власть. Ни больше, ни меньше.

Также отметим словоупотребление: «избрание исполкомов» – что это за орган будет? Ведь органы власти уже вроде как должны работать (см. п. 9). Какие полномочия? Как избирать? Когда избирать?

Далее, «защита русского языка». Не «русскоязычных». Не людей, а только языка. Думаю, с этим и образовательные учреждения могли бы справиться...

И, наконец, «проект изменений в конституцию». Показательно, ведь проекты ни к чему не обязывают.

«12. Согласование губернаторов до выборов с представителями Донбасса (при условии согласования единой кандидатуры, при разногласиях – решение принимает президент)»

Очень странный пункт. Во-первых, речь только о Донбассе. Во-вторых, такой административной единицы, как «Донбасс», в составе Украины нет. Есть Луганская область, есть Донецкая область.

О каком Донбассе речь? Точно так же можно вести речь о Луне или Марсе. Почему-то в п. 10 области названы правильно.

Далее, очень странный механизм – согласование до выборов. При типичных схемах выборов тут можно говорить о согласовании нескольких кандидатур, из которых потом выбирается один губернатор. Но уже следующим предложением пункт указывает на «согласование единой кандидатуры», которая фактически при любом раскладе назначается президентом.

Возможно, составители плана хотели сказать следующее: Донбасс – это и Луганская и Донецкая области вместе. Их представители выдвигают свою единую кандидатуру.

В случае разногласий (т.е. представлены два кандидата) одного из них выбирает президент. И это было бы хорошо, если бы не указанные мной выше несуразности. Тем более при «довыборном согласовании» единой кандидатуры сами «выборы» теряют свою значимость. А такое противоречие уже само по себе говорит о том, что составители Плана сказали не то, что имели в виду.

«13. Досрочные местные и парламентские выборы», «14. Программа создания рабочих мест в регионе» и «15. Восстановление объектов промышленности и социальной инфраструктуры»

Очень хорошие пункты. Только неизвестно, дойдет ли до их реализации Киев.

Такой план – эталон неряшливости в составлении публичного документа. Нет единого понятийного аппарата, нет центральной линии, идеи, пронизывающей весь документ.

По сути это черновик, сработанный «на коленке». Удивительно, что Европа приняла его «на Ура!». Они его не читали, что ли?..

..............