Просматриваю заголовки топовых новостей в Сети: «избран новый папа», «в чем обвиняют Гудковых», «нам нужен единый учебник истории», «надо запретить американские фильмы». Все это важно и по-своему актуально только в одном случае, если мы будем живы, здоровы и обеспечены, но вовсе не нефтедолларами, а питьевой водой. Все спокойно проживут и без красной, и без белой ленточки, а вот без стакана чистой воды вряд ли у кого-то получится протянуть больше трех суток.
Предприятия, сбрасывающие стоки в водоемы, предпочитают просто откупаться официальным или неофициальным образом
Да, рассуждения на тему «вода – это жизнь» набили оскомину, но, к сожалению, факты – достаточно суровая вещь. Качество воды ухудшается, тарифы растут, а государственная политика и законодательство в сфере водопользования у нас в стране находятся на стадии перманентного реформирования, когда прежние законодательные механизмы, регулирующие область водоочистки и водоохраны, морально устарели, а новые еще не заработали. С введением в прошлом году закона «О водоснабжении и водоотведении» ситуация сдвинулась с мертвой точки, но нерешенных проблем пока больше, чем решенных. Помимо всего прочего, за прошедшие почти 8 лет назрела необходимость внесения существенных изменений в Водный кодекс РФ. Необходимо привести этот документ в соответствие с нормами других федеральных законов, а также принять ряд законопроектов, учитывающих как международную практику, так и уровень развития современных технологий, применяющихся повсеместно.
Сейчас у нас в стране действуют самые жесткие в мире, по многим показателям, требования к нормам очистки сточных вод. Как всегда в России, суровость законов нивелируется необязательностью их исполнения. Предприятия, сбрасывающие стоки в водоемы, предпочитают просто откупаться официальным или неофициальным образом, кому что выгоднее. Ситуация усугубляется тем, что даже если плата за причиненный окружающей среде вред проходит официально в виде штрафа, то она направляется не на компенсацию этого вреда и даже не на природоохранные цели, а на погашение дефицитов местных и федерального бюджетов.
Однако нельзя всю ответственность за происходящее перекладывать исключительно на предприятия. Необходимо обязать местные органы самоуправления не только контролировать и наказывать, что всегда намного проще, но и реально работать с ситуацией. Перед органами исполнительной власти должны стоять задачи по поддержанию благоприятной окружающей среды, право на которую у граждан закреплено в Конституции. Государством также почти не финансируются ни новые разработки технологий очистки, ни строительство и реконструкция очистных сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
Наиболее сложная ситуация сегодня складывается в области очистки коммунальных сточных вод, на которые приходится больше половины всех сбросов: большинство очистных сооружений городской канализации были построены за счет государственных капитальных вложений в 70-х и 80-х годах, к настоящему времени они устарели морально и физически. На их доведение до европейского уровня требуется около 1 триллиона рублей. При этом правительство выделяет на эти цели по программе «Чистая вода» (и это вместе с проблемами водоснабжения!) всего 3 млрд руб., а совокупные инвестиции собственных средств в развитие очистных сооружений, доступные сейчас водоканалам, не превышают 10 млрд руб. в год.
На данный момент совокупный доход от реализации услуг канализации по стране составляет около 100–120 млрд рублей в год, из них около 60–70% – от транспортировки сточных вод, система которой требует дорогостоящей реконструкции, а прибыль не превышает 12–15%. Пока же на законодательном уровне нет возможности определить, где начинается бизнес и кончается социальная функция в области водоснабжения. Предприятия водоснабжения и водоотведения вполне логично было бы отнести к предприятиям социальной сферы, а в законодательстве правила работы для них прописаны как для коммерческого предприятия. Эту ситуацию необходимо исправлять.
Несколько слов об отношении к воде в обществе.
Если в СМИ говорят и пишут о воде, то почти исключительно в контексте: «Почему вода обходится нашим гражданам так дорого», но не пишут о том, что воду надо экономить не только из соображений бюджетных. Тема ценообразования в системе ЖКХ остается больной. С одной стороны, предупреждая общественное недовольство, цены не поднимаются, с другой стороны, если говорить о сохранении качества, то при таких ставках это практически нереально. Хотя услуги водоснабжения дотируются государством почти во всем мире, в Париже, например, стоимость того же кубометра воды составляет от 3 до 5,5 евро, получается в 5–8,5 раза дороже, чем в Москве.
Но речь ведь не только о деньгах, средний европеец тратит воды в два раза меньше на свои нужды, потому что привык не только считать, но и думать о том, что воды на всех может и не хватить, о проблемах экологии, о проблемах стран третьего мира, где без воды погибают дети. Это такой общераспространенный социально ответственный подход. У нас же культура водопотребления пропагандируется весьма слабо. Поэтому государство и общественные организации должны постоянно вести серьезную работу, чтобы наше отношение к воде в итоге стало разумным и цивилизованным.
С водой, которая «есть жизнь», связана еще масса больных и острых проблем, таких как защита водоохранных зон, доступность водоемов для граждан, загрязнение подземных вод и т.д. Россия занимает второе место в мире по водным ресурсам, и, видимо, из-за того, что воды в большинстве районов у нас с избытком, мы так пока и не научились относиться к ней с должным уважением.