17 ноября, пятница  |  Последнее обновление — 20:29  |  vz.ru
Разделы

Антон Крылов: Транспорт и кровь

Сложно было выбрать более неподходящее время для презентации планов о превращении проходящих через Москву электричек в «наземное метро», чем эта, ознаменовавшаяся двумя трагедиями, неделя. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Лев Пирогов: Временные трудности со смыслом жизни

Мне, откровенно говоря, жаль тех, у кого нет ни детей, ни детского журнала. Я, откровенно говоря, не знаю, как и зачем они живут – в мире, где нет ни одного сталевара и столько рекламы кружевных трусиков. Подробности...
Обсуждение: 247 комментариев

Маринэ Восканян: Разоружение – это мир?

Когда речь заходит о ядерном оружии, сторонники его запрещения обосновывают свою позицию слишком большими рисками для планеты. Но у них нет ответа на вопрос – а как же будет вести себя человечество, если ядерное оружие вдруг исчезнет, будучи тотально запрещено. Подробности...
Обсуждение: 38 комментариев

    Tesla представила новые электромобили

    Илон Маск презентовал полноприводный спортивный автомобиль Tesla Roadster и электрический тягач Tesla Semi. Максимальная скорость спорткара – 400 км в час, на одной зарядке он может проехать до 1 тыс. км. Первые 1000 автомобилей будут стоить 250 тыс. долларов
    Подробности...

    В России впервые за десятилетия построен новый Ту-160

    Первый с конца 1980-х годов стратегический бомбардировщик выкатили на летно-испытательную станцию Казанского авиационного завода им. Горбунова. Ту-160М2 представляет собой коренную модернизацию базового проекта сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160
    Подробности...
    Обсуждение: 19 комментариев

    Наводнение в Греции унесло жизни 14 человек

    Из-за сильных проливных дождей в Греции затопило города Мандра, Магула, Неа-Перамос, Элефсина и Аспропиргос. Наводнение унесло жизни 14 человек. По словам спасателей, число жертв еще может увеличиться: стремительные потоки воды затапливали дома до самых крыш. Поисковые группы пока не в состоянии добраться до некоторых районов бедствия
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Путин заявил о необходимости менять систему закупок для учреждений культуры

        Главная тема


        Российская армия почти избавилась от толстых офицеров и генералов

        рекордное погружение


        Вице-адмирал: Российские водолазы совершили прорыв

        «думать о своей безопасности»


        Кадыров позвал россиян в Чечню на Новый год

        противостояние с киевом


        Будапешт потребовал автономии для живущих на Украине венгров

        резолюция по сирии


        Лавров обвинил США в «фейковой дипломатии»

        Президент Турции


        Эрдоган поддержал претензии России к США по борьбе с ИГ

        «пресс-служба оппозиции»


        Симоньян разъяснила Маккейну, чем занимаются американские СМИ в России

        «не планирует возвращаться»


        Украинская «Учитель года» предпочла работать сиделкой в Лондоне

        популярный телеведущий


        Андрей Малахов стал отцом

        «Разоружение – это мир?»


        Маринэ Восканян: Как будет вести себя человечество, если ядерное оружие исчезнет

        «еще один аспект»


        Ирина Алкснис: Неожиданный вывод из скандала с фейком от Минобороны

        «пропаганда комфортной жизни»


        Лев Пирогов: Почему все меньше людей стремятся иметь детей?

        на ваш взгляд


        В РПЦ уверяют, что Октябрьская революция не должна называться «русской», потому что коммунизм был привнесен в Россию извне. Вы согласны?


        «Арктика размораживает сепаратизм»

        Юрий Павловец, политолог
           11 декабря 2013, 15:47
        Фото: newsbalt.ru

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В конце ноября Дания и Гренландия заявили о своем намерении расширить принадлежащие им территории морского дна за пределами 200-мильной экономической зоны и подали соответствующие заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

        Это событие является в какой-то степени знаковым, так как официально включает датское королевство в гонку за обладание арктическими ресурсами. А бороться, как известно, есть за что: морские пути для коммерческого транспорта, потенциальные месторождения нефти и газа, а также нетронутые рыбные ресурсы.

        Последнее, к слову, сегодня менее интересно соперничающим странам, по крайней мере, до тех пор, пока рыбы достаточно в Тихом и Атлантическом океанах. Оставшиеся же ресурсы являются основополагающими в арктической гонке.

        Потенциальная рентабельность морских путей сегодня ни у кого не вызывает сомнения. За последние несколько лет объем транзитных грузов в этом регионе увеличился почти в 10 раз и, по мнению экспертов, в будущем может достигнуть 50 млн тонн в год. Пока в этом вопросе лидирующие позиции занимают Россия и Канада, у которых имеются наибольшие возможности для развития грузоперевозок в данном регионе.

        При этом российские перспективы, при надлежащем внимании со стороны руководства страны, выглядят более радужными. Дело в том, что в качестве кратчайшего пути между Северной Атлантикой и северной частью Тихого океана гораздо более удобно использовать Северный Ледовитый океан, что оставляет канадские воды практически не у дел. Да и нынешний Северный морской путь, являющийся основной транспортной артерией для регионов Арктики, уже открыт и гораздо безопаснее для навигации, чем иные маршруты, что делает его более привлекательным для потенциального использования. Еще одним немаловажным фактом является наличие у стран ледоколов, способных беспрепятственно проходить ледовые заторы, обеспечивая путь коммерческим судам.

        В настоящее время ни одна страна в мире, кроме России, не может похвастаться уникальным опытом эксплуатации флотилии атомных ледоколов, имеющих существенные преимущества перед обычными судами. Однако на этом, к сожалению, практически все преимущества России и заканчиваются. Особенно в процессе борьбы за потенциальные месторождения углеводородов, располагающихся на дне Северного Ледовитого океана.

        Как известно, международно-правовой статус арктических пространств в настоящее время является предметом спора, главным образом, между США, Канадой, Россией, Данией, Швецией, Норвегией и Финляндией. В первую очередь речь идет о принадлежности подводных хребтов Ломоносова и Менделеева, где по последним исследованиям может содержаться около 12 процентов всех мировых запасов черного золота.

        Всего же, по данным ООН, в Арктике сосредоточено более 100 млрд тонн нефти, что, например, почти в 2,5 раза больше всех ресурсов России. И именно за этим богатством сегодня началась погоня. Дания и Гренландия претендуют на 62 тысячи квадратных километров шельфа к северо-востоку от самого крупного в мире острова. Сегодняшняя заявка является четвертой из пяти, которые Копенгаген совместно с Гренландией и Фарерскими островами намерен подать в комиссию ООН с целью расширения территории королевства в пяти арктических зонах (более чем на 1 миллион квадратных километров). Последняя заявка будет подана в конце 2014 года.

        Сегодня датчане считают, что ведущий к Северному полюсу подводный хребет Ломоносова является частью шельфа Гренландии, хотя, по мнению российских ученых, он является продолжением Сибирской континентальной платформы. Правда, ни тем, ни другим еще не удалось собрать достоверных доказательств своей правоты. Вероятно, поэтому ни Россия, ни Канада, которая также формально претендует на шельф, пока официально не выдвинули претензий на эту территорию. Датчане же решили действовать решительно, тем более что в вопросе дележки арктических ресурсов у датского королевства есть не так много времени и в первую очередь из-за вопросов внутриполитического характера.

        Как известно, в 1919 году Дания объявила суверенитет над всей Гренландией и официально закрепила его решением Постоянной палаты Международного суда Лиги наций в 1933 году. Однако в 2008 году Гренландия сделала первый шаг к своей независимости: на состоявшемся референдуме более 75% гренландцев проголосовали за расширение автономии острова. Интересно то, что в июне 2009 года расширение автономии было одобрено и парламентом Дании, но на условиях, что первые 14 млн долларов США от продажи углеводородов поступят в бюджет Гренландии, после чего остров будет отдавать 50% прибыли в обмен на субсидии (600 млн в год, или 30% ВВП острова). Более того, Копенгаген обязался субсидировать экономику острова до тех пор, пока Гренландия не станет добывать нефть на сумму 1,5 млрд долларов США в год.

        Но этого гренландцам оказалось мало. Они начали добиваться права распоряжаться своими недрами независимо от королевства, исходя из соглашения, заключенного Данией с другой автономией – Фарерскими островами в 1992 г. Тогда архипелаг охватил экономический кризис, в котором население обвинило «датских колонизаторов», и тем ничего не оставалось, как пойти на огромные уступки, чтобы погасить социальную напряженность. Сегодня от отделения их удерживает датская дотация в 100 млн евро, которая постепенно уменьшается. В этой связи фарерцы, как и гренландцы, все чаще заявляют о своем недовольстве датской монархией. Тем более что с вхождением Дании в ЕС уровень их жизни стал еще ниже: поскольку основное занятие жителей – рыболовство, то из-за либерализации Общей рыболовной политики Евросоюза они несут большие финансовые потери.

        Информация о возможных доходах от добычи нефти и газа вызвала в Гренландии подъем национального движения, целью которого является отделение от Дании.

        Многие эксперты и вовсе считают, что гренландцы собираются использовать Косовский прецедент для того, чтобы самим забрать энергетические ресурсы Арктики и не делиться ими с датчанами. Подтверждением этому является тот факт, что гренландское самоуправление, не дожидаясь решения Копенгагена, уже выдает иностранным нефтяным компаниям лицензии на нефтеразведку. Исходя из всего вышеперечисленного, становится понятно, почему Дании так важно закрепить именно за собой юридическое право на нефтяные месторождения в регионе. Отделение Гренландии и Фарерских островов от датской короны вряд ли состоится без возможности добычи ими углеводородов.

        Необходимо добавить, что сегодня Дания является одним из наиболее активных спорщиков в арктическом регионе. Она спорит по поводу континентального шельфа Роколл с Исландией, Ирландией и Великобританией; с Исландией – о средней линии рыболовства между Исландией и Фарерскими островами; с Исландией, Великобританией и Ирландией – о континентальном шельфе Фарерских островов вне двухсотмильной зоны; с Канадой – за островок Ханс возле северо-западного побережья Гренландии; а с 2004 года претендует еще и на хребет Ломоносова.

        Справедливости ради надо сказать, что проведенная в 2007 году научная экспедиция во главе с Кристианом Маркуссеном не смогла собрать достаточно сведений, указывающих на принадлежность того, что хребет Ломоносова, пролегающий под арктическим льдом, является прямым продолжением шельфа Гренландии. Несмотря на это, парламент Дании еще несколько лет назад принял план безопасности страны на период 2010–2014 годов, где львиная доля пунктов была посвящена именно арктической проблеме. Тогда же было объявлено о необходимости создания универсального арктического командования и арктических сил реагирования (например, датского арктического спецназа), а также усилении военного присутствия на авиабазе «Туле» в Гренландии, открытой, в том числе, и для союзников по НАТО. К тому же датчане озаботились вопросом судоходства в Арктике, для которого, по их мнению, нужно ввести особые правила: принять обязательный Полярный кодекс мореплавания.

        В октябре нынешнего года стало известно, что работа над подготовкой Полярного кодекса должна быть завершена рабочей группой в начале 2014 года, а сам он начнет применяться с 2017 года. Насколько в нем будут учтены российские интересы, станет понятно уже в ближайшее время.

        В общей картине постепенно разгорающейся борьбы за арктические ресурсы деятельность Дании, с одной стороны, может показаться незначительной, так как за дело всерьез еще не взялись Россия, США, Канада и, как ни странно, Китай. Хотя Поднебесная уже обозначила свои интересы в регионе, открыв научную лабораторию на Шпицбергене, дважды отправив свой ледокол «Северный дракон» в Северный Ледовитый океан, а также начав строительство специальной подводной лодки с возможностью подледного плавания.

        Однако, с другой стороны, нынешняя активизация Копенгагена уже в ближайшее время может стать мощным толчком для всех участников арктической гонки. В этом случае многое будет зависеть от скорости действий и научно-технического потенциала претендентов.

        И, к сожалению, Россия в настоящее время к этому не готова. Например, для получения доказательств того, что хребет Ломоносова является продолжением материковой части России, там необходимо провести глубоководное бурение, для чего у государства нет ни специализированной техники, ни достаточных средств. Более того, сегодня практически отсутствуют возможности для самостоятельной разработки континентального шельфа (еще в 2005 году буровое судно «Валентин Шашин» было сдано до 2023 года в аренду норвежской компании Venture Drilling AS для работы в Анголе).

        Российские же соперники, долгие годы объединенные общей неприязнью к ней, уже сегодня способны объединить свои усилия для вытеснения России из Арктики. И, по всей видимости, начало этому уже положено. Вряд ли в Копенгагене считают возможным в одиночку проглотить запрашиваемый кусок арктического пирога. Это, в свою очередь, означает то, что за спиной Дании стоят ее заокеанские союзники, готовые уже сегодня начать загребать жар чужими руками.

        Поэтому можно с определенной долей уверенности говорить о том, что нынешняя датская инициатива является не чем иным, как началом формирования новой системы международных отношений в Северном регионе, где России придется вновь доказывать свою мировую значимость.

        По всей видимости, это прекрасно понимают в Кремле, о чем свидетельствует нынешнее поручение президента России Владимира Путина Министерству обороны закончить формирование воинских частей и развертывание всей необходимой инфраструктуры в Арктике в следующем году.

        Источник: NewsBalt


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Лев Пирогов: Временные трудности со смыслом жизни

        Мне, откровенно говоря, жаль тех, у кого нет ни детей, ни детского журнала. Я, откровенно говоря, не знаю, как и зачем они живут – в мире, где нет ни одного сталевара и столько рекламы кружевных трусиков. Подробности...
        Обсуждение: 228 комментариев

        Маринэ Восканян: Разоружение – это мир?

        Когда речь заходит о ядерном оружии, сторонники его запрещения обосновывают свою позицию слишком большими рисками для планеты. Но у них нет ответа на вопрос – а как же будет вести себя человечество, если ядерное оружие вдруг исчезнет, будучи тотально запрещено. Подробности...
        Обсуждение: 31 комментарий

        Антон Любич: Чего нам ждать от «фабрики инвестиционных проектов»

        Минэкономразвития разместило для общественного обсуждения проект постановления правительства о создании «фабрики инвестиционных проектов». Само желание развивать проектное финансирование не может не радовать. Однако к проекту есть вопросы. Подробности...
        Обсуждение: 11 комментариев

        Ирина Алкснис: Неожиданный вывод из скандала с фейком от Минобороны

        Событие с ложными скриншотами Минобороны продемонстрировало хорошую форму и здоровье российского гражданского общества, а также не худшее состояние обратной связи между обществом и государством. Подробности...
        Обсуждение: 34 комментария

        Андрей Бабицкий: Поэт и царь: вопросы финансирования

        Государство проявляет, если брать для сравнения не столь уж отдаленные от нас времена, какое-то невероятное благодушие, граничащее, как иногда кажется, с безалаберностью и попустительством банальному воровству. Подробности...
        Обсуждение: 44 комментария

        Алексей Соколов: Не там сели, Райкин!

        Константин Райкин и «Сатирикон» с профессиональной точки зрения сдулись много лет назад, а сейчас просто тянут деньги из бюджета. Если говорить о причинах нового обращения Райкина к Минкультуры, то их две. Подробности...
        Обсуждение: 96 комментариев

        Наталия Янкова: Евросоюз готов попрощаться с НАТО

        Уже много лет европейцы пытаются сколотить свою европейскую армию, чтобы обрести военную независимость от других континентов. Всегда что-то мешало. И вот наметились сдвиги. Подробности...
        Обсуждение: 8 комментариев

        Глеб Кузнецов: Неразрешенность противоречий между палачами и жертвами

        Главным результатом так называемого пакта Монклоа, который якобы обеспечил транзит «плохой» франкистской Испании в сторону «хорошей» демократической, стал полный иммунитет палачей. По мнению авторов проекта, только это позволило Испании сохранить стабильность. Подробности...
        Обсуждение: 33 комментария

        Владимир Можегов: Классическое кино холодной войны

        Новая российская киноиндустрия насчитывает едва ли 10–12 лет. Она еще почти ничего не умеет и повторяет прописи Голливуда. «Бородатую женщину» уровня «Пиратов Карибского моря» мы увидим еще не скоро. Но в плане искусства пропаганды наше кино уже делает успехи. Подробности...
        Обсуждение: 53 комментария

        Дмитрий Ольшанский: Тлен, патриотизм и автоломбард

        На том маленьком клочке нашего мира, что либеральнее Кремля, собираются митинги, размножаются кандидаты в президенты, бегают активисты, идут деньги. А на том огромном русском поле, что консервативнее Кремля, ветер свистит. Подробности...
        Обсуждение: 27 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............