«Создатель новой Европы»

@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

27 ноября 2013, 14:00 Мнение

«Создатель новой Европы»

Судьба Украины, являющейся ключевой точкой для выбора модели отношений ЕС и России, – это теперь судьба всей Европы. И здесь столкнулись три видения будущего Старого Света, одно из которых – российское.

Сергей Марков Сергей Марков

проректор Академии им. Плеханова, член Общественной палаты, политолог

Яростная борьба за позицию Януковича накануне саммита в Вильнюсе ноября 2013 высветила еще раз несколько важнейших геополитических трендов и показала важность страны для Европы. Ее положение между Россией и ЕС делает ее ключевой точкой для выбора модели отношений ЕС и России, а поскольку Россия и ЕС – это главные политические субъекты в Европе, то речь идет о судьбе Европы.

1

По этому вопросу столкнулись три видения Европы: Германо-французская Европейская Европа, Американо-польская Евроатлантическая и российское видение.

ЕС выступает в роли наглого олигарха, который хочет сделать Украину своей наложницей

Большая Европа

Россия предлагает концепцию Большой Европы, которую составляют ЕС и новый Евразийский союз, в который входят и Россия, и Украина, и Молдова, и Грузия, и Турция, и Азербайджан, плюс, разумеется, Казахстан, Белоруссия, Армения. Естественно, в этой Большой Европе Россия играет важную роль, а США теряют то свое экстраогромное влияние, которое они имели в Европе в период холодной войны и сразу после. Эта концепция имеет несколько проблем. Во-первых, такого союза пока нет. Во-вторых, у него нет собственной привлекательной социальной модели. В-третьих, ЕС не склонен пока рассматривать Россию как союзника и скорее опасается ее.

Европейская Европа

Политическая бюрократия Евросоюза, отражая позицию ведущих игроков ЕС, Германии и Франции, предлагает концепцию Европейской Европы. Политическая элита ведущих стран ЕС стремится создать вокруг Европы пояс безопасности и сотрудничества. Инструмент – ассоциация с Европейским союзом, которая позволяет ему влиять на политику этих стран и дает этим странам небольшие преференции.

По сути, конечно, эти договоры носят неравноправный характер, потому что страна начинает жить по правилам, которые создаются ЕС без участия представителей этих стран. То есть вводится концепция ограниченного суверенитета. Страны при этом должны вести себя как бы по-европейски, сдать экзамен на европейскость. Для Украины этот экзамен означает освободить главного противника Януковича Тимошенко и дать ей возможность играть важную роль в политике при том, что она уже два раза отобрала у Януковича власть, выйдя за рамки закона.

Это проект самостоятельной усиливающейся Европы. С Россией такой Евросоюз хочет сотрудничать, но как с подчиненной, а не равной силой. Россия остается на периферии Европы.

Главная проблема этой концепции в том, что ЕС не удается создать единую внешнюю политику, у него нет субъекта внешнеполитического действия. При этом лидеры слабы. Британия дистанцирована. Германия все еще испытывает комплекс Второй мировой войны. Франция, кажется, теряет адекватность в крайностях постмодернистской политики, судя по политике ее нынешнего президента.

Евроатлантическая Европа

У США и Польши есть свой проект Европы – Евроатлантическая Европа. В нем главное – иметь сильное американское влияние и не дать ЕС слишком сильно сблизиться с Россией. По этому проекту Польша становится де-факто шефом Украины, патронирует ее сближение с Евросоюзом. Польша, самый главный союзник США в ЕС после Британии, через это становится равновеликой Франции и отчасти Германии по своему влиянию в Европейском союзе.

Поскольку по этому проекту важнее оторвать Украину от Европы и усилить Польшу, то не так важно, сидит ли в тюрьме Тимошенко. Геополитические интересы важнее. А то, что в качестве побочного эффекта ЕС и Россия ссорятся друг с другом из-за Украины, то это, наоборот, хорошо.

Получается, Россия оказывается за рамками политической Европы. Главная слабость этого проекта состоит в том, что США утрачивают и влияние в мире, и внимание к Европе, переориентируясь на Тихий Океан.

И Виктор Янукович своим решением, подписывать или нет в Вильнюсе договор об ассоциации и на каких условиях, выбирает, по сути, по какому пути может пойти Европа. Это так? Конечно, нет.

Украина сегодня – страна, влиятельная не сама по себе, а из-за близости к России. Она не может усилить или ослабить Евросоюз, но она может усилить или ослабить Россию. Про это и идут дискуссии, этим Украина и представляет интерес для всех геополитических игроков. Самая близкая к России по своей истории, культуре и людям страна, и притом большая страна.

Ее столица – первая историческая столица России, ее жители многие столетия называли себя русскими. Если она с Россией, это в огромной степени усиливает и Россию вообще, и ее нынешнее политическое руководство во главе с Путиным, и ее экономические и политические проекты. Если Украина не с Россией, это значительно ослабевает и Россию, и Путина, и их проекты.

2

Хотя, конечно, Янукович тоже определяет судьбу Украины, но не полностью, так как если он будет предлагать ей что-то нереалистичное, то страна дальше может пойти и без него. Это-то для него и главное.

Януковича заботит не судьба Европы или России, а собственная – выборы в 2015 году, когда ему придется столкнуться с популярным боксером Виталием Кличко и, возможно, с кем-то из пророссийских политиков, который будет оспаривать у него густонаселенные Юг и Восток Украины. Потому что подписание договора с ЕС и невступление в Таможенный союз серьезно подорвало бы его позиции среди тех избирателей Юга и Востока Украины, которые и сделали его президентом Украины. При этом вступление в Таможенный союз принесет скидку на газ и расширение российских рынков, а значит экономический рост и решение социальных проблем. А договор с Европейским союзом, наоборот, приведет к закрытию многих предприятий, особенно, кстати, на Юге и Востоке.

Евросоюз предлагает Украине не стать членом ЕС, а подписать с ним полуколониальный договор

Плюс фактор Тимошенко, которую ЕС в ультимативном порядке требует выпустить и потом дать ей возможность участвовать в выборах. Юлия Тимошенко рассматривается в Евросоюзе как пример яркого оппозиционного политика, которому должен быть дан шанс участвовать в политике. А Янукович смотрит на нее скорее как на «панночку» Николая Гоголя, то есть что-то вроде ведьмы, которая колдовским образом уже два раза отобрала у него власть и хочет отобрать еще.

3

Россия смотрит на Договор об ассоциации Украины с ЕС без энтузиазма. Эта ассоциация Украины с Европейским союзом задумывалась с самого начала за счет России в нескольких измерениях.

В экономическом – предполагалось, что экономика стран ЕС получит прибыль за счет вторжения своих товаров через Украину на российский потребительский рынок. А Украина хотела заработать на втором статусе транзитера не только российского газа в Евросоюз, но и товаров из него в Россию. Когда Кремль жестко показал намерение пресечь такое вторжение, это, естественно, вызвало недовольство бизнес-группировок и пропала прибыль.

Эта ассоциация за счет России в том числе потому, что она разрушает технологические промышленные цепочки российской и украинской экономики и делает невозможным расширение общего рынка Евразийского союза с Украиной.

Эта ассоциация за счет России и потому, что она создает мощные институциональные преграды для единства России и Украины как частей единой русской цивилизации – восточноевропейской православной ветви европейской христианской цивилизации. По историческим документам известно, что предки жителей нынешней Украины тысячу лет сами себя называли русскими, а Киев – первая столица Руси, «мать городов русских».

4

Главная цель организаторов Договора об ассоциации, а среди них профессиональные борцы с «русским империализмом», – сделать невозможным единство России и Украины, тем самым – невозможным и восстановление России как великой державы. Эти люди свято верят в формулу Збигнева Бжезинского: «Россия с Украиной всегда империя, Россия без Украины всегда слабая страна». Сторонники Бжезинского и реализуют этот план.

Главным победителем от ассоциации Украины и ЕС является Польша, элиты которой тоскуют по тем временам, когда Польша была великой европейской державой «от моря до моря», контролирующей Украину. На основе Договора об ассоциации польские товары, опираясь на субсидии и защиту Европейского союза, смогут завоевать украинскую экономику, которая не получит никаких субсидий и уже не будет защищать свой рынок. Польша, опираясь на мандат и влияние ЕС, поставит под контроль и украинскую элиту, став фактически протектором Украины.

Польша реализует свою мечту стать в Евросоюзе равновеликой Германии и Франции. Не случайно главными операторами проекта выступают бывший президент Польши Александр Квасневский и посол ЕС на Украине Ян Томбинский. Эти планы читаются и в поведении польских политических элит. Министр иностранных дел Польши Сикорски после переговоров с президентом Януковичем, которые он провел в ультимативном тоне, разговаривая с лидером Украины, как с подчиненным, уже предложил украинским журналистам слушать его речь на польском языке без перевода.

Украина не будет в ЕС по той же причине, что и Турция: слишком большая, слишком бедная и слишком другая

5

Если бы Украина вступала в ЕС, то Россия, не испытывая по этому поводу никакого энтузиазма, тем не менее, отнеслась бы с пониманием: быть членом Европейского союза привлекательно. Евросоюз – это зона благосостояния, сильного закона и свободы передвижения по всей Европе.

Это как если красивая девушка выходит замуж за олигарха: знакомому парню жалко, но девушку можно понять – она выбирает хорошую жизнь. Но если девушке олигарх предлагает стать не женой, а наложницей, то долг парня, а тем более брата – ее предостеречь и даже защитить от наглости олигарха. ЕС выступает в роли такого наглого олигарха, который хочет сделать Украину своей наложницей. Ведь Украине предлагают не членство в Евросоюзе, а статус подчиненного соседа.

Договор об ассоциации наносит удар по украинской экономике, открывая украинские рынки без компенсаций. А сам ЕС открывает для Украины только те рынки, где Украина ничего не производит, а там, где Украине есть что продавать, закрепляются жесткие квоты, примерно на уровне 2% от производимого Украиной.

Например, квота для украинской пшеницы – 1 млн тонн, а ее производство – 50 млн тонн. Украина производит также 1 млн тонн куриного мяса, а Европейский союз открывает квоту для 20 тысяч, да и то в случае если Украина покупает 10 тысяч европейского. Рынки ЕС открываются по-настоящему для рапса и подсолнечника, потому что их выращивание приводит к истощению почвы. ЕС не хочет губить свою землю и хочет, чтобы губили знаменитые черноземы Украины. Рапс нужен для переработки в биотопливо, которое так модно в Евросоюзе, но у себя его выращивать не хочется.

Ассоциация – это не путь в Европейский союз, как пытаются обмануть (или самообмануться?) на Украине. Понятно, что никакого членства не будет, как и безвизового режима, потому что ЕС будет консолидироваться и граждане Евросоюза требуют остановить миграцию. Украина не будет в ЕС по той же причине, что и Турция: слишком большая, слишком бедная и слишком другая.

Невыгодный Украине договор продавливают пропагандистскими методами, фальсифицируя последствия для украинской экономики, вводя граждан в заблуждение. Он приведет к деиндустриализации страны, нанеся удар по интересам русскоязычных жителей Юга и Востока. Даже сельскому хозяйству будет сложно конкурировать с европейским, потому что Европейский союз защищен сильными субсидиями и квотами.

6

Договор будет выгоден только нескольким олигархическим группировкам: Коломойскому, Фирташу, Пинчуку, Ахметову, прежде всего в горно-металлургической и химической отраслях, потому что позволит им интегрировать свои производства единого цикла на Украине и в странах ЕС, притом что в украинской экономике остаются только первичное производство с низкой добавочной стоимостью, на продукцию которого ЕС не накладывает ограничений. Олигархи хотят также легализовать свою собственность, имеющую часто криминальное происхождение. Этот договор выражает логику олигархического политического режима Украины: олигархам – все, народу – объедки с олигархического стола, стране – деградация.

Договор является не просто неравноправным, а по сути полуколониальным, так как по нему Украина обязуется выполнять правила ЕС, но не имеет права влиять на разработку этих правил.

Понятен интерес Евросоюза окружить себя пространством не просто дружественных, но и зависимых стран с ограниченным в пользу ЕС суверенитетом. Но после прояснения негативных его последствий на Украине на повестку дня встанет вопрос об антиколониальной борьбе. Если людей обманом лишать будущего, они рано или поздно начнут протестовать. А Украина имеет опыт борьбы против польской колониальной власти, и он будет использован.

Так как будущие протесты на Украине против колониального по сути договора неизбежны, то договор, хотя тактически в пользу Европейского союза, но стратегически создает для него проблемы. К тому же у этого формально европейского, а фактически польского проекта проглядывается и четкий интерес США, которые, конечно, не заинтересованы в сближении ЕС и России, так как это выводит Евросоюз из зоны жесткого влияния США. Борьба Европейского союза и России за Украину надежно сорвет планы сотрудничества ЕС и России. Это еще одна причина, почему Россия против этого договора: она хочет максимально сотрудничать с ЕС, а не соперничать с ним.

Россия предлагает Украине не СССР, а свой Евросоюз, который называется Евразийский союз и строится примерно на тех же принципах, но без крайностей политкорректности. В его создании Украина может принять участие на равноправной основе, как Казахстан и Белоруссия. Понятно, что главная цель Договора об ассоциации – не дать Украине войти в ЕАС, сорвать ее сближение с Россией.

Но если бы подписание договора все-таки состоялось, то конечно, никто не стал бы «наказывать» Украину, так как народ Украины – это братский народ и он не несет ответственности за навязанный ему пропагандой и выкручиванием рук колониальный договор. Россия хочет, чтобы не внешние игроки командовали на Украине и не олигархи – наследники ненавидимой казаками «старшины», которая и в прошлом предавала Украину.

7

Пусть народ Украины определяет исторический выбор страны. В России известно, что общественное мнение Украины хочет хороших отношений с Евросоюзом, но только не за счет братских тысячелетних отношений с Россией, союз с которой – исторический выбор народа Украины на протяжении многих веков. Этот выбор уже сделан. Этот выбор не отменить колониальными договорами. Эта воля народа и должна стать политикой страны. И станет – жизнь не заканчивается этим договором.

В случае своего подписания неравноправный Договор об ассоциации принес бы Украине не расцвет, а букет проблем, притом что их и так у страны немало. Он стал бы чудовищной перегрузкой для страны, ищущей свое место, находящейся в поиске и уже перегруженной проблемами. Поэтому отказ от неравноправного Договора об ассоциации – это спасение Украины от потрясений, экономического и социального кризиса и политического раскола.

Альтернативная программа представлена советником Владимира Путина Сергеем Глазьевым. Это совместное развитие авиапромышленности, в частности проектов Ан-140 и других, развитие ядерной энергетики, судостроения, машиностроения и прочих высоких технологий. Нет сомнения, что в случае отказа от Договора об ассоциации те олигархические группировки, которые понесут убытки, получат возможность компенсировать их за счет более низких цен на газ и за счет доступа на рынки стран Таможенного союза.

8

Россия не давила на Украину в привычном смысле этого слова, она просто предупреждала Украину об объективных последствиях этого договора: потеря большей части российского рынка и потеря российской поддержки, что чревато для Януковича потерей избирателей.

А вот Европейский союз сначала хотел обманом навязать этот договор, а потом стал угрожать Януковичу и даже косвенно поддерживать политический бунт против него. Однако, полагаю, свергнуть Януковича пока им не удастся, так как для цветной революции надо больше и денег, и времени. Они попытаются его запугать или подкупить. Уже сейчас Павел Коваль, депутат Европарламента от Польши, руководитель группы дружбы с Украиной, призывает ЕС дать Януковичу денег, чтобы компенсировать ущерб для украинской экономики от договора. А что же раньше молчали про ущерб?

А население? Может, оно за европейский выбор? Ведь Евромайдан? Социология показывает, что граждане Украины проголосовали бы и за присоединение к ЕС и к Таможенному союзу примерно одинаково, даже чуть больше к ТС. И это после двух лет яростной пропаганды – тотальной, и от власти, и от оппозиции. Для народа главное – ввести какое-то внешнее управление Украины, которое обуздало бы собственные элиты, жадные, грубые, за которые стыдно. Они хотят кого-то, кто вел бы Украину к прогрессу, а не к провалу. А элиты – против.

Евромайдан точнее назвать афромайдан, потому что Евросоюз предлагает Украине не стать членом ЕС, а подписать с ним полуколониальный договор по примеру Марокко и Алжира.

..............