Главный вопрос, который сейчас стоит на повестке российско-украинских отношений, – это вступление Украины в Таможенный союз. Если визит Виктора Януковича в Москву откладывается на неопределенный срок, значит, украинское руководство до конца не созрело для этого серьезного шага. Ведь до тех пор, пока Украина не примет окончательное решение по поводу экономической интеграции, которую ей предлагает Кремль, разговаривать двум лидерам просто не о чем. По всей видимости, в украинских элитах сейчас идет острейшая дискуссия по поводу того, что же все-таки Украине делать – идти к более плотному сотрудничеству с Россией, ждать милости от ЕС или же оставаться на месте. Очевидно, это решение дается украинским властям тяжело, тщательно взвешиваются все «за» и «против».
Идти к плотному сотрудничеству с Россией, ждать милости от ЕС или же оставаться на месте
Пару недель назад, после саммита СНГ в Ашхабаде, появились надежды на определенные подвижки по этому вопросу – на этом саммите Виктор Янукович, который на протяжении всего мероприятия постоянно переговаривался с Владимиром Путиным, заявил, что Украине стоит рассмотреть возможности вступления в Таможенный союз, но сказал он это как-то неуверенно. Остается не вполне понятным и то, что он имел в виду – присоединение к отдельным соглашениям в рамках Таможенного союза или же становление Украины полноправным членом этого экономического объединения. Известно, что у российской стороны на этот счет позиция жесткая – Владимир Путин не раз говорил, что Украина не сможет зайти в Таможенный союз «одной ногой». То есть присоединяться к отдельным соглашениям союза нельзя, нужно либо полностью входить в союз, либо оставаться за его рамками.
Судя по последним заявлениям украинского президента, после почти трех лет бесплодных переговоров с Москвой до руководства страны наконец-то дошло, что интегрироваться с Россией не просто нужно, а необходимо. Экономика страны в упадке, она не выдерживает расходы на углеводороды и социальные гарантии. Еще одна большая проблема для нашей экономики состоит в том, что для нее постепенно закрываются рынки, которые находятся в СНГ и Таможенном союзе. Совершенно очевидно, что, не вступая в Таможенный союз, Украина оказывается в худшем положении, чем аналогичные предприятия Белоруссии и Казахстана. Постепенно украинская продукция будет просто-напросто вытесняться с рынков России, Белоруссии и Казахстана – уже хотя бы потому, что она будет дороже, чем аналогичные товары членов союза. Это простой экономический расчет.
Если Украина не вступит в Таможенный союз, то ее экономика постепенно умрет, а вместе с экономическим кризисом наступит кризис социальный – люди потеряют деньги, а бюджет не способен будет поддерживать жизнеспособность страны – ни социальную, ни коммунальную сферы. Понятно, что людям от этого лучше точно не станет. Украине в этом случае лучше вступить хоть в союз с Новой Зеландией – только дайте деньги оплачивать газ, который Россия продает Украине за ту же цену, что и Германии, а также рынки сбыта товаров. Фактически экономика Украины находится в мертвом состоянии, внутренние ресурсы уже исчерпаны, и спасти ее может только вступление в Таможенный союз. Что же касается ЕС, то он будет говорить приятные слова, но денег МВФ Киеву все равно не даст. В «восточной интеграции», напротив, есть четко просчитанные выгоды, твердые гарантии и определенная перспектива.
Специальная рабочая группа при правительстве Украины проанализировала экономическую целесообразность присоединения к Таможенному союзу и пришла к выводу, что уже в первый год сотрудничества страна получит чистую выгоду в размере 6–9 миллиардов долларов. Некоторые эксперты дают еще более смелые прогнозы и говорят о 10–12 миллиардах долларов. Учитывая это, украинские власти, скорее всего, примут предложение Москвы. Единственная проблема – после прошедших парламентских выборов ратифицировать соответствующее соглашение между Киевом и Москвой будет гораздо сложнее. Несмотря на то, что Партия регионов вместе с коммунистами сформировала парламентское большинство в Верховной раде, тем не менее, в самой фракции партии власти есть достаточное количество противников вступления в союз. Каким образом даже при наличии политической воли исполнительной власти удастся уговорить парламент, мне пока непонятно. Еще полтора-два месяца назад, до избрания нового парламента, такой проблемы не стояло, но тогда власти Украины надеялись, что стране удастся прожить без вступления в Таможенный союз. Сейчас эти иллюзии постепенно растворяются.
Источник: «Невское время»