Опубликованные на официальном сайте Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека «Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» производят впечатление документа весьма сумбурного и странного.
#{best_opinions}С одной стороны, в нем говорится о необходимости реализации действительно нужных вещей: упрощения доступа исследователей к архивным документам, повышения уровня социальной защищенности репрессированных и т.д. С другой стороны, эти действительно важные вещи буквально тонут в исторически абсурдных заявлениях о якобы растянувшейся на весь ХХ век «гражданской войне» и «самогеноциде». Создается впечатление, что авторы программы не имеют абсолютно никакого научного представления ни об отечественной истории ХХ века, ни о юридическом содержании термина «геноцид». Зато они хотят в нарушение Конституции закрепить в качестве официальной определенную идеологическую концепцию истории России ХХ века и преследовать государственных служащих, не согласных с ней, а также создать школьные учебники истории «с отчетливой политической оценкой событий».
По моему глубокому убеждению, даже попытка реализации этих «Предложений» в нынешнем виде может привести к по-настоящему катастрофическим последствиям.
Главный внешнеполитический тезис проекта – что Россия сможет получить лидерство на постсоветском пространстве благодаря борьбе с наследием тоталитаризма – абсолютно несостоятелен. Идеология борьбы с тоталитаризмом в настоящее время уже сформирована политическими элитами восточноевропейских стран и стран Балтии и носит не только антисоветскую, но и антироссийскую направленность.
В восточноевропейских странах давно функционирует мощная политико-идеологическая инфраструктура борьбы с тоталитаризмом – всевозможные «музеи оккупации» и институты национальной памяти. Реализация предлагаемого советом под руководством Федотова проекта приведет к тому, что Россия окажется в подчиненном состоянии по отношению к «старшим товарищам по борьбе с тоталитаризмом» и окажется вынуждена как минимум унижено выслушивать менторские нотации со стороны Эстонии, Латвии, Литвы и других восточноевропейских стран, политику которых по отношению к России трудно назвать дружественной.
Более того, принятие на вооружение используемой в проекте концепции самогеноцида приведет к возрождению в странах Прибалтики концепции советского «геноцида» с последующим выдвижением серьезных финансовых претензий к России.
На внутриполитической арене принятие на вооружение концепции о «семидесятилетней гражданской войне» приведет к оправданию власовцев и прочих нацистских пособников: ведь если они не изменяли Родине, а воевали во время гражданской войны и боролись с тоталитаризмом, то в этом нет ничего страшного. Это будет способствовать росту неонацистских настроений и в России, и на постсоветском пространстве.
Еще одним аспектом этой концепции станет делигитимизация итогов Великой Отечественной войны, что приведет к обострению территориальных претензий к России со стороны сопредельных стран. Прежде всего, Японии, Эстонии и Латвии, а также поставит под вопрос нынешние границы целого ряда восточноевропейских государств.
В гуманитарной сфере реализация проекта приведет к узакониванию систематического нарушения прав русскоязычного населения в странах Прибалтики, будет обосновывать лишение гражданских прав «советских оккупантов» в ряде стран постсоветского пространства.
«Предложения» разрабатывались их авторами келейно, без всесторонней юридической и исторической оценки, без участия профильных общественных организаций (за исключением общества «Мемориал*») и академических институтов. В результате обществу был представлен не выдерживающий абсолютно никакой критики документ, для исправления которого придется приложить очень большие усилия. И это придется делать уже не авторам нынешнего проекта.
Источник: Сайт журнала «Однако»
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента