«Кто капитал вложил, тот и славится»

@ radiovesti.ru

9 декабря 2011, 17:50 Мнение

«Кто капитал вложил, тот и славится»

В этот день 110 лет назад – в 1901 году – в Стокгольме и Осло были названы имена первых лауреатов премии, учрежденной Альфредом Нобелем. Почему именно Нобелевская премия оказалась самой престижной и самой искомой? В чем секрет?

Андрей Светенко Андрей Светенко

обозреватель радиостанции «Вести ФМ»

В этот день 110 лет назад – в 1901 году – в Стокгольме и Осло были названы имена первых лауреатов премии, учрежденной Альфредом Нобелем.

Будем считать, тайная причина благотворительности понятна. Грехи замаливал

Просто ради любопытства напомню их. Вильгельм Рентген, Якоб Ван-Гофф, Эмиль фон Беринг, Сюлли Прюдом, Жан-Анри Дюнан и Фредерик Пасси. Уверен, кроме физика Рентгена остальные имена никому ни о чем не говорят. Как изменчивы людская память и слава. Что такое Международный Красный Крест, знают все, а имя его основателя – первого и, пожалуй, самого достойного лауреата премии мира – Жана-Анри Дюнана, мягко говоря, знают далеко не все. Я не к тому, что в последние годы часто раздаются голоса, критикующие процесс и результаты работы Нобелевского комитета, я не о субъективности выбора. Я о том – кто капитал вложил, тот и славится. Оказывается, помнят не столько тех, кто создал на данный момент что-то выдающееся, а тех, кто это достойным образом оценил. Почему таким «оценщиком» стал именно Нобель? Ведь разного рода именных премий в мире пруд пруди. А знаковая, общепринятая – только одна, Нобелевская. Таких инженеров, изобретателей и промышленников, как Альфред Нобель, было много. В одной только большой семье Нобелей – дядья, братья и младшие отпрыски – зачинатели нефтедобычи в России. Олигархи, можно сказать. А у всех на слуху Альфред – изобретатель динамита. Он, между прочим, за это свое изобретение в глубине души раскаивался всю жизнь. Хотя бы потому, что во время одного из испытаний взрывчатой смеси погиб его младший брат.

#{image=563532}Будем считать, тайная причина благотворительности понятна. Грехи замаливал. Однако чужая душа – потемки. Была в жизни Альфреда Нобеля так и непонятая биографами страсть – к продавщице цветов из курортного Баден-Бадена. Ей он тоже кучу денег отвалил, а в завещании отписал полмиллиона шведских крон в год. Такое вот, чисто личное параллельное вложение наравне с фондом, благодаря которому его до сих пор помнят. И все же, почему именно Нобелевская премия оказалась самой престижной и самой искомой? В чем секрет?

Во-первых, это результат дальновидного и правильного размещения первичного капитала. Деньги, завещанные Нобелем за сто с лишним лет после его смерти, не иссякли, как это обычно бывает, а приумножились. Потому что были правильно вложены в ценные бумаги и акции, которые до сих пор приносят проценты. И сумма, выплачиваемая лауреатам, не то что не девальвируется, а постоянно растет.

Во-вторых, шведское государство аккуратно и ненавязчиво осуществляет контроль за Нобелевским фондом. Достаточно сказать, что устав фонда одобрен парламентом, а процесс присуждения премий осуществляет Шведская академия наук. Все чинно-благородно. И авторитет такой уважаемой и нейтральной страны, как Швеция, безусловно, работает на престиж Нобелевской премии.

Ну и еще одно. Альфред Нобель ненавидел математику. Он хотя и был толстосумом, но считать, в первую очередь деньги, не любил и не умел. Специальной строкой в завещании запретил присуждать премии своего имени в этой арифметической области. А это для всех гуманитариев, полагаю, еще один дополнительный источник уважения к Нобелевской премии.

Источник: «Вести ФМ»

..............