Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
5 апреля 2018, 08:12 • Экономика

У властей США богатая практика грабежа собственного населения

У властей США богатая практика грабежа собственного населения
@ Arne Dedert/DPA/Global Look Press

Tекст: Дмитрий Лысков

«Свободный рынок» США во многом является продуктом пиара. Ровно 85 лет назад президент Рузвельт подписал указ о конфискации золота у всех физических и юридических лиц. Американцы несли колоссальные убытки, но власть это не остановило. Зачем страна, ныне имеющая рекордный государственный долг, пошла на шаг, больше характерный для сталинского СССР?

История России и США подчас парадоксально похожи. В конце 1920-х булгаковского Никанора Босого мучали сны с рефреном «Граждане, сдавайте валюту!», а в начале 1930-х жителей США сажали за нежелание добровольно сдать свое золото государству.

Даже мотивы у ранних «валютчиков» в СССР и американцев времен Великой депрессии были одинаковыми. Первые не доверяли слабому рублю, который в годы Гражданской войны обесценился в несколько тысяч раз, и стремились держать сбережения в чем-нибудь понадежнее. Вторые, столкнувшись с тяжелым кризисом, стремились выйти в наиболее надежную ликвидность. А что может быть надежнее золота?

Тернистый путь к золотому стандарту

Национальную валюту в США ввела конституция, а пять лет спустя, в 1792-м, Закон о монетном дворе объявил в молодой стране биметаллический (золотой и серебряный) стандарт, согласно которому одна унция золота соответствовала 19 долларам 40 центам. В аналогичном законе 1834 года привязку доллара к золоту пришлось пересмотреть: малый объем запасов не позволял обеспечить драгметаллом необходимую для экономики денежную массу. За унцию стали давать 20,65 доллара.

Биметаллическая монетная система имела свои недостатки, позволяя спекулировать на разнице в стоимости драгметаллов, из которых чеканилась монета определенной законом стоимости. В 1873 году эта лазейка была прикрыта – отныне основой для чеканки являлось исключительно золото. Этот шаг вызвал резкий рост стоимости денег в экономике, дефляцию, нанес удар по ряду секторов производства, спровоцировал рост безработицы. Закон о монетном дворе даже стали называть «Преступлением 1873 года». В итоге люди начали уходить в золото, сократив и без того скромный золотой запас США со 107 тонн в 1870 году до 85 тонн в 1875-м.

Ситуацию спасли совершенствование технологий золотодобычи, золотая лихорадка в Южной Дакоте, открытие богатых залежей в Южной Африке и последовавшее за всем этим снижение цен на драгметаллы. К 1890 году объем золотого запаса составлял уже 442 тонны.

Однако жаркие дебаты вокруг «Преступления 1873 года» и требования вернуться к биметаллизму, звучавшие на самом высоком уровне, породили сомнения инвесторов в надежности доллара. В начале 90-х годов XIX века иностранные компании запаниковали, стали обращать свои ценные бумаги в золото и активно выводить драгметалл из США. Как следствие, в 1895 году объем золотого запаса снова рухнул до 169 тонн. 

Тогда на помощь пришли золотые лихорадки на Клондайке и Аляске. К 1900 году запасы перевалили за 600 тонн, и в США был официально введен золотой стандарт.

Золотой стандарт в экономике является гарантом стабильности, практически исключает инфляцию, создает доверие к валюте. Но в то же время входит в непримиримое противоречие с требованиями непрерывно растущей экономики и не способен оперативно реагировать на ее вызовы дополнительной эмиссией средств, так как денежная масса жестко привязана к объемам золотого запаса.

Крах «американской мечты»

В годы Первой мировой войны пересмотр золотого обеспечения валюты был невыгоден Вашингтону в том числе по политическим мотивам: США были единственной из воюющих стран, кто не прекращал обмена валюты на золото, что и выдвинуло доллар на ведущие позиции в мировой экономике.

Но в 1929 году в стране началась Великая депрессия. Факторов для возникновения самого знаменитого в мире экономического кризиса было множество, среди них – «дефицит денег», то есть денежная масса не поспевала за стремительным ростом экономики, который был в немалой степени обусловлен спекулятивными операциями на бирже. Миллионы американцев вкладывались в растущие ценные бумаги, что подстегивало рост акций и обеспечивало еще больший интерес к бирже. Со своей стороны, банки охотно кредитовали желающих, более того, в практику вошли так называемые маржинальные займы: в условиях дефицита денег акции можно было приобрести за 10% от номинальной стоимости, но с обязательством уплаты долга в неопределенном будущем, по заявке брокера.

Первым в октябре 1929-го лопнул именно биржевой пузырь. Разорились миллионы инвесторов, а рынок потерял около 30 млрд долларов – ровно настолько упала капитализация предприятий. Заводы закрывались, выпуск промышленной продукции падал, безработица росла. Крах Уолл-Стрит ударил по банкам, кредитовавшим покупку акций, и в ответ на череду банкротств кредитных учреждений в 1930–1933 годах по стране прокатились три волны паники с массовым изъятием вкладов. За день из банковской системы выводились десятки миллионов долларов, и в первую очередь, конечно, золотом. В итоге о своем банкротстве объявила половина существующих в стране банков.

Проблема усугублялась тем, что иностранные инвесторы – нерезиденты, напуганные масштабами кризиса, тоже стремились обратить свои активы в золото и вывезти их из США.

«Конфискация»

Франклин Делано Рузвельт вступил на пост президента 4 марта 1933 года. Уже через пять дней после этого он подписал Чрезвычайный банковский акт, закрывший все банки на одну неделю, а 10 марта издал указ, запрещающий вывоз золота из страны. Наконец, 5 апреля указом за номером 6102 населению, юридическим лицам и нерезидентам США, хранящим золото на территории страны, было предписано сдать драгоценный металл государству в срок до 1 мая.

Частным лицам разрешалось оставить золота не более чем на 100 долларов. Также не подлежали конфискации редкие и коллекционные монеты. 

Америка – чрезвычайно консервативная в плане законодательства страна. Несмотря на все потрясения XIX и начала XX веков, цена на унцию золота, установленная законом 1834 года, оставалась равной 20,65 доллара. Исходя из этого государство и выплачивало компенсацию бумажными деньгами за изъятый металл.

По окончании этой операции официальная цена золота впервые за 99 лет была пересмотрена в сторону почти двукратного увеличения – до 35 долларов за унцию. Указ 6102 потому и вошел в историю как «конфискация»: золото принимали по заведомо заниженной цене, расплачиваясь бумажными деньгами, утратившими былое доверие.

Более того, вопреки основополагающим принципам права указ 6102 и принятые вслед за ним акты имели обратную силу – распространялись на контракты и сделки, заключенные до принятия закона. Если в ранее подписанных контрактах предусматривалась оплата золотом, ее полагалось осуществлять бумажными долларами по «курсу» 1834 года. И это при том, что «золотые» контракты («самые надежные») заключались как раз из опасений девальвации валюты.

Последовали многочисленные судебные иски. Все они были отклонены в пользу государства.

Кстати, аналогичное решение было принято и в отношении ранее принятых государственных обязательств, номинированных в золоте. Их тоже выплачивали бумагой по старому «курсу».

Тюрьма или золото

Англосаксонское право крайне сурово, уважение к нему впитывается с молоком матери. Даже в XIX веке в Британии вешали семилетних детей, от голода укравших буханку хлеба.  

В том числе и поэтому для американцев того времени достаточно было одного только закона, обязывающего сдавать золото. Но, учитывая чрезвычайные обстоятельства, его все-таки снабдили репрессивными мерами: за уклонение от конфискации драгметалла были установлены штраф до 10 тысяч долларов (это эквивалентно 189 тысячам современных) и тюремное заключение на срок до 10 лет.

Пресса пестрела показательными процессами над арестованными за хранение золота. Например, таким. Дэвид Барабан и его сын Джейкоб владели нефтеперерабатывающей компанией, чьи контракты были номинированы в золоте. Агенты секретной службы обратили внимание на коробку для сигар, инкрустированную драгоценным металлом, и выяснили, что она набита золотыми монетами. Барабану было предъявлено обвинение в заговоре с целью обмана Соединенных Штатов.

***

Американская валюта была обеспечена золотом в соотношении 35 долларов за унцию до 15 августа 1971 года, когда президент Ричард Никсон все-таки отменил золотой стандарт. До этого времени прямая конвертация доллара в драгметалл действовала лишь в целях исполнения государственных внешних обязательств. При этом запрет владеть золотом для граждан был снят только 31 декабря 1974 года при президенте Джеральде Форде – в совершенно другой экономической реальности и при совершенно иных обстоятельствах.

..............