Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
11 комментариевИзбавиться от «долларовой зависимости» пока невозможно
В ответ на санкции США Россия готова сокращать зависимость от американских платежных систем и доллара как расчетной валюты. По крайней мере, так говорят в российском МИДе, и это явно чисто политическое заявление. Какие шаги ради избавления от доллара с чисто экономической точки зрения могла бы сделать Россия – и с каким результатом?
Москва в ответ на новые санкции США активизирует работу не только по импортозамещению, но и по сокращению зависимости от американских платежных систем и доллара как расчетной валюты, заявил замглавы МИДа Сергей Рябков. «Теперь это становится насущной необходимостью», – сказал российский дипломат в интервью журналу «Международная жизнь».
По его словам, для России важно «создать работоспособные экономические схемы, где зависимость от доллара, от американской валютно-финансовой системы была бы меньше»,
иначе «мы будем все время сидеть у них на крючке – ровно то, что им и нужно».
Однако экономисты скептично относятся к тому, что Россия сможет сделать это быстро, если сможет сделать это вообще. «Резкие движения в данном случае лишь вредят и даже опасны. Доллар тоже много лет набирал свою популярность. Даже Китай – а это сегодня главный экспортер для огромного числа стран – постепенно и аккуратно уходит от долларизации экономики, а она там в разы выше, чем в России», – говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Полный отказ от доллара как от расчетной единицы в РФ не представляется возможным, пока российские резервы размещены в американских ценных бумагах, считает профессор НИУ ВШЭ Олег Вьюгин. И пока в российских коммерческих банках есть долларовые счета, полностью отказаться от американской валюты также не получится.
Кроме того, можно добавить, что главные экспортные товары России – нефть и газ – торгуются на мировом рынке в долларах, и правила этой торговли написаны Соединенными Штатами. Отказ от соблюдения данных правил (в том числе от доллара в расчетах) с высокой вероятностью лишь приведет к гигантским убыткам для России, но мало повлияет на мировую торговлю энергоносителями.
Но это не значит, что не надо ничего делать. В первую очередь необходимо продолжать переход на взаиморасчеты в национальных валютах с иностранными партнерами. «Тем более что многие крупные страны тоже начинают понимать, что создание альтернативной системы расчетов – это вопрос безопасности, так как привычные нормы международной торговли ставятся под сомнение. Вчера санкциям подвергали Иран, сегодня – Россию, а кто окажется следующим козлом отпущения?» – говорит шеф-аналитик ГК «ТелеТрейд» Петр Пушкарев.
«С китайцами надо переходить на взаиморасчеты в юанях и рублях, с вьетнамцами – в донгах, с казахами – в тенге, с как можно большим количеством стран – в евро. Европа в этом плане нам ближе и родней», – продолжает Пушкарев.
- ФАС про стоимость авиабилетов
- Улюкаев: Рисков долларизации экономики России не видно
- ЦБ счел нецелесообразным введение ограничений на иностранную валюту
Время сейчас для ухода от доллара в торговых операциях самое подходящее. «По официальным оценкам МВФ, опубликованным весной, доллар переоценен на 10–15%. Так зачем банкам и компаниям хранить валюту, которая пусть медленно, но дешевеет? Сразу несколько центробанков в мире уже объявили, что в ближайшие два-три года будут уходить от мягкой денежно-кредитной политики, а значит, их деньги будут стоить дороже по сравнению с долларом», – говорит Пушкарев.
Однако требуется время на создание взаимных резервов и линий биржевых свопов, работающих в валютных парах без участия доллара. Этим Россия уже занимается. Российский рубль уже используется в качестве средства взаимных международных расчетов некоторыми странами СНГ (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). Наибольшая доля торговых расчетов в рублях приходится, конечно, на Белоруссию и Казахстан.
Пока же в валютных поступлениях от российского экспорта преобладают доллары США. Но их доля постепенно снижается: с 81% в 2013 году до 70% к концу 2015-го. Доля евро немного выросла – до 13%. Увеличивается также доля юаня. Несколько лет назад Московская биржа создала рынок рубль – юань, который позволяет обслуживать использование национальных валют в расчетах по внешнеторговой деятельности. В октябре 2014 года руководители центральных банков России и Китая подписали соглашение о валютных свопах. Все это создает медленный, но верный тренд двух стран – отойти от расчетов в долларах и развивать расчеты в национальных валютах.
«Это кропотливая работа. Например, не все готовы с ходу рассчитаться в евро или в нацвалюте за нефть, да и мы можем принять к оплате в некоторых валютах лишь ограниченные суммы, чтобы не рисковать наполнением бюджета», – говорит Петр Пушкарев.
Переход от расчетов по внешним торговым операциям с доллара на рубль требует изменения экономики в целом. «Наши торговые контрагенты не готовы покупать рубль из-за его неликвидности по сравнению с другими валютами. Это обосновывается ограниченностью в товарообороте: отечественный экспорт составляет в основном сырье и сырьевые полуфабрикаты, торговый оборот сконцентрирован на узких направлениях. Отечественная экономика занимает в мировом ВВП очень маленький объем – около 2,5%, а экспорт еще меньше. По этой же причине, кстати, рублю в ближайшее время не светит стать мировой резервной валютой», – отмечает Иван Капустянский из Forex Optimum.
Наконец, иностранных контрагентов отпугивает высокая волатильность российской валюты. Да и не только их, но и самих россиян. Так, по данным ЦБ РФ,
физические лица хранят в иностранной валюте и драгоценных металлах более 5,7 трлн рублей. Хотя по сравнению с 2016 годом объем снизился,
что является положительным знаком. Вера в рубль растет.
«Ситуация может кардинально поменяться только тогда, когда наша экономика будет производить и экспортировать товары с более высокой добавочной стоимостью, которые бы пользовались спросом не только в России, но и в мире и автоматически сформировали бы спрос на рубль», – считает Иван Капустянский.
А вот отказываться от хранения части резервов в долларах Россия вряд ли будет. «Россия только 13-й по размеру кредитор долговой системы США с величиной вложений в казначейские бумаги США чуть более 108 млрд долларов в сравнении с китайскими триллионами. Даже если мы резко распродадим эти бумаги, тут мы Америке «кузькину мать» не покажем, – говорит Пушкарев. – А вот держась за эти бумаги в портфеле, словно в известном анекдоте про зубного врача и его пациента, мы как бы говорим американским партнерам: «Доктор, мы же не сделаем друг другу больно?» По мнению эксперта, это будет сдерживать США от решения запретить законодательно по всему миру инвестиции в российские облигации, так как вес наших накоплений в их бумаги весомее.
В целом в долларах Россия держит около 45% от 338 млрд всех резервов в иностранной валюте. «И мы вряд ли от этих полезных финансовых маневров откажемся. Зато РФ переводит регулярно часть резервов в золото, которое нынче достаточно дешево. На сегодняшний день в резервах ЦБ золота уже на 70 млрд в долларовом эквиваленте, тогда как до 2010 года монетарного физического золота было вдвое меньше», – говорит Пушкарев. Остальные резервы – это в основном евро и расчетная валюта МВФ (так называемые специальные права заимствования).
«Россия и другие страны из разряда emerging markets делают заимствования в американской валюте, так как доллар является резервной валютой номер один в мире. Это реальность, с которой необходимо считаться», – говорит Андрей Диргин из «Альфа-Форекс».
Российские компании также занимают за рубежом в долларах, а отнюдь не в рублях, и только потому, что им это выгодно. «Порядка половины объема межбанковского оборота системы SWIFT составляет именно американская валюта, доля российского рубля в системе переводов SWIFT не превышает 1%», – отмечает Диргин.
Пока у рубля больше шансов стать полноценной региональной валютой на постсоветском пространстве.
«Углубление интеграции на территории ЕврАзЭС способствует и росту авторитета рубля, и росту объемов сделок в российских рублях»,
– говорит Диргин.
Что касается расчетов по пластиковым картам Visa и MasterCard, которые так или иначе подпитывают долларовую систему, то Россия уже создала собственную национальную расчетную систему «МИР». По ней расчеты автоматически выведены из долларовой системы. Чем больше людей будут расплачиваться этими картами в магазинах внутри России, тем безопасней будет для страны.
Наконец, в России создан резервный контур национальной межбанковской системы расчетов – аналога SWIFT. Это обезопасит внутренние расчеты, а со временем и международные на тот случай, если кто-то все-таки надумает не попугать, а реально отключить РФ от SWIFT, отмечает Пушкарев.