Игорь Переверзев Игорь Переверзев Реальную экономическую революцию подменили имитацией

Бизнес начинает выдумывать всякие несуществующие проблемы и навязывать потребителям мысль, что у них что-то страшно болит. Маркетолог из человека, который ищет боли, превратился в человека, который зомбирует потребителя, убеждая того, что ему плохо.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

5 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
11 ноября 2016, 08:10 • Экономика

Прибалтика выбрала политику экономического мазохизма

Прибалтика выбрала политику экономического мазохизма
@ Субханкулов Тимур/ТАСС

Tекст: Вячеслав Вишневский

Вердикт экономистов однозначен: главные пострадавшие от «войны санкций» между Россией и ЕС – это Латвия, Литва и Эстония. Но в то же самое время страны Балтии остаются наиболее яростными сторонниками дальнейшего наращивания санкционного противостояния. Что это: трезвый расчет или откровенное сумасшествие?

Ответственный сотрудник МИД Польши Доминик Янковский обнародовал занятную информацию: от действия ограничительных мер, введенных Россией в ответ на европейские санкции, из всех стран – членов ЕС наиболее пострадали Эстония, Латвия и Литва.

Подсчитали – прослезились

Им нужна «латышская Латвия», а благосостояние – дело десятое

Янковский приводит данные Женевского института международных отношений и развития. Согласно этой информации, в результате российских контрсанкций доля экспорта Эстонии относительно общего объема торговых поставок в страны за пределами ЕС сократилась по итогам 2015 года на 12,7%, Латвии – на 10,7%, Литвы – на 9,1%. Для сравнения перечислим и других пострадавших: у Словакии данный показатель составил минус 7,7%, у Чехии – 7,3%, Польши – 7,2 %, Финляндии – 7,1%, Словении – 6,0%, Венгрии – 5,0%, Австрии – 4,6%, Германии – 3,3%, Дании – 2,9%, Хорватии – 2,8%. «Мы обнаружили, что экономические затраты союзных стран на санкции не коррелируют с тем, насколько сильно страна политически выступает против санкций. Хотя Греция и Италия меньше других пострадали от санкций, они громче всех призывают к их отмене. Напротив, самые настойчивые сторонники санкций – Эстония, Латвия, Литва и Польша – находятся в числе стран, экспорт которых в Россию упал больше всего», – отмечает сотрудник института Эрика Морет.

Действительно, хотя прибалты несут наибольший урон от «войны санкций», именно они в ЕС наиболее яростно настаивают на ее продолжении. Так, в сентябре министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс и тогдашний президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес дали совместное интервью американскому изданию The Daily Beast, в котором заявили именно о необходимости конфронтации. При этом Ильвес с заметной гордостью сказал: «Четыре страны ЕС, которые пострадали больше всего в плане влияния на ВВП санкций – в процентном отношении это Эстония, Финляндия, Латвия, Литва». Дескать, смотрите, какие жертвы мы приносим на алтарь мировой демократии.

Потери, которые несут страны Балтии, будут расти и впредь – с учетом того, что Россия провозгласила максимально возможный вывод своего транзита из этого региона. Так, президент Транснефти Николай Токарев на встрече с Владимиром Путиным заявил, что РФ будет переключать переброску своих нефтепродуктов на Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск. По оценкам специалистов, первой от этого нововведения пострадает Латвия: порты в Вентспилсе и Риге традиционно участвовали в экспорте российской нефти. «В краткосрочной перспективе (период один–два месяца – прим. ВЗГЛЯД) ущерб, по предварительным подсчетам, может составить от 40,6 млн до 57,2 млн евро», – считают представители порта. Из-за того, что перегрузка российского угля и нефтепродуктов через Рижский свободный порт (РСП) уже в этом году сократилась на 10,8%, латвийская экономика недополучила около 40 млн евро. Данное свидетельство высказал сам вице-мэр Риги и председатель правления порта Андрис Америкс, добавив, что каждая перегруженная через РСП тонна грузов дает стране около 10 евро. Из них один евро остается в порту, а оставшиеся девять идут в экономику в виде налогов и зарплат.

Страдает и Эстония. В нынешнем апреле ее жителей неприятно поразило сообщение о том, что Россия вдвое сокращает свой железнодорожный транзит через эстонскую территорию – с 12 до шести поездных пар (то есть поездов, следующих туда и обратно) в день. 10 лет назад, то есть в 2006 году, национальная железнодорожная компания Эстонии Eesti Raudtee принимала из России в среднем не менее 32,4 поезда в сутки. Только в прошлом году оборот государственной фирмы Tallinna Sadam (Таллинский порт) снизился на 15% (до 94 млн евро), чистая прибыль упала на 21% (до 30,9 млн евро). Согласно официальному отчету эстонских гаваней, объем транзита нефти и нефтепродуктов в 2015 году уменьшился на 5,8 млн тонн, в результате страна потеряла более 9,5 млн евро.

В Литве подобных потерь не предвидится по простой причине: сокращение экспорта российской нефти через порты в Клайпеде и Бутинге произошло еще год назад. В соответствии с их отчетом за 2016 год, «годовой оборот с Российской Федерацией в первом полугодии составил менее 5%». В то же время главный аналитик банка SEB Тадас Повилаускас утверждает, что воздействие российского эмбарго на замедление экономики Литвы в 2015 году было самым сильным в ЕС (рост ВВП замедлился с 3,5% в 2014 году до 1,8% в 2015-м).

Независимость важнее экономики

Казалось бы, в подобных условиях Прибалтика должна пытаться как-то договориться с восточным соседом. Но президент Латвии Раймонд Вейонис заявляет следующее: «Для нас, конечно, отношения с Россией очень важны – мы связаны не только границей, у нас есть экономические интересы, транзит и так далее. Но когда на весах стоят вопросы независимости и экономического благополучия, то мы выбираем независимость. Она играет для нас большую роль, чем экономические вопросы». Вейонису вторит премьер-министр Латвии Марис Кучинскис: «Об отмене антироссийских санкций Евросоюза не может быть и речи. Напротив, лидеры ЕС могут даже обсудить их расширение».

Совершенно очевидно, что приходится платить цену за санкции России против Европы. Но есть что-то бесценное – это свобода

Не менее непримиримо настроены соседи латышей. Недавно евродепутат от Эстонии Урмас Паэт дал отповедь своей коллеге Яне Тоом, считающей, что санкции против России Евросоюзу можно было бы и снять. Его всецело поддержал премьер Эстонии Таави Рыйвас: «Совершенно очевидно, что приходится платить цену за санкции России против Европы. Но и безопасность Европы – за это тоже надо платить цену. Но есть что-то бесценное – это свобода». При этом премьер признает: «Мы близки к российскому рынку, мы в большой степени зависимы, мы экспортировали туда продукты, произведенные эстонскими фермерами, теряем, естественно, в результате сокращения этого экспорта. Но ВВП не может быть превыше свободы наших стран. Эстония знает, что такое потеря свободы». 

Таким образом, конечно, размышляют не все политики Прибалтики. Пример трезвого прагматика демонстрирует, например, градоначальник Вентспилса Айвар Лембергс, пользующийся славой самого хозяйственного мэра в Латвии. Лембергс еще в 2014-м, когда республика только-только присоединились к антироссийским санкциям, предупреждал: «Нам тогда проще пойти и всем вместе утопиться в Балтийском море. Транзит в Вентспилсе на 80% зависит от российских грузов. Если Латвия посмеет ввести экономические санкции против россиян, то РФ придется сделать то же самое».

Но в целом, надо признать, проблемы портовиков и железнодорожников не слишком тревожат латвийских элитариев. Сейчас в правящей коалиции страны представлены три партии – праворадикальный Национальный блок, жестко проамериканское «Единство» и условно прагматический Союз «зеленых» и крестьян, неформальным лидером которого является вышеупомянутый Лембергс. Однако, как представляется, мощностей СЗК все же недостаточно, чтобы скорректировать внешний курс в сторону налаживания отношений с восточным соседом. «Им нужна «латышская Латвия», а благосостояние – дело десятое», – заявил по этому поводу известный оппозиционный публицист Владимир Линдерман.

«В награду за повышенное внимание к себе»

#{ussr}Подобный подход не может не возмущать бизнесменов. Так, президент Латвийского союза рыбопереработчиков Дидзис Шмитс недавно обвинил министра иностранных дел страны Эдгара Ринкевича в том, что его деятельность нанесла отрасли урон в размере 100 млн евро. Ринкевич известен как один из наиболее резких критиков России, которую он неоднократно оскорблял, сравнивая, например, с Третьим рейхом. «С Ринкевичем все ясно! Он будет продолжать вести такую политику. Тут даже вопрос не отношений с Россией и использования этой ситуации для повышения своего рейтинга. Его никогда не интересовала экономика Латвии», – возмущается Шмитс. Рыбопереработчики призвали к отставке скандального министра, но на их призыв власти не нашли нужным отреагировать. В свою очередь Лембергс именно на Ринкевича возложил ответственность за то, что Россия постепенно выводит свой транзит из Латвии, назвав министра «придурком».

Столь же громко возмущаются и литовские молочники, которые с 2014 по 2016 год потеряли 204 млн евро из-за «войны санкций» и связанной с ней потери российского рынка. Из-за этого в Литве закупочные цены на молочную продукцию теперь самые низкие в ЕС, литр молока стоит дешевле литра питьевой воды. В итоге фермеры разоряются, им приходится забивать коров и продавать целые стада в соседнюю Польшу. Отрасль с каждым месяцем сокращается примерно на 3–4%. Представители Литовской сельскохозяйственной палаты обвиняют в столь катастрофическом положении молочников родное правительство. По словам членов организации, хотя власти и отрезали Литву от российского рынка, но не нашли ему замены, обрекая тем самым крестьян на банкротство. Но у кабмина есть проблемы поважнее, чем спасение молочных хозяйств – надо давать отпор РФ в «информационной войне», настраивать против Москвы всех ее соседей, близких и дальних.

Положение молочников в Латвии немногим лучше. В начале августа страну неофициально посетил вице-премьер России Аркадий Дворкович. Мэр Риги Нил Ушаков по итогам встречи с ним поведал: «Потери Рижского молочного комбината в прошлом году из-за конфликта между ЕС и Россией и санкций достигли шести миллионов евро. Закупочная цена на молоко для латвийских крестьян упала до 18,23 евро за центнер. Сейчас появилась очень небольшая, но надежда, что в этом году ЕС может принять решение об отмене части санкций. И тогда появляется такая же небольшая надежда, что свои санкции, например на те же молочные продукты, отменит и Россия. И нам к этому надо готовиться уже сейчас. Потому что, когда санкции отменят, за возвращение на российский рынок будут бороться все – и литовцы, и эстонцы, и поляки. А мы должны быть первыми».

Помимо Ушакова Дворкович встретился с несколькими латвийскими министрами, причем вопросы обсуждались самые практические. Может ли Россия снять санкции с латвийских рыбопереработчиков? Станет ли Москва поставлять газ для Инчукалнского газохранилища? После этого официоз подверг участвовавших во встрече министров изощренной травле, как будто, поговорив с Дворковичем, они совершили акт государственной измены. Возглавил кампанию этой травли тот самый Ринкевич.

Так почему же в странах Балтии политика и экономика, словно российский гербовой орел, смотрят в разные стороны? Вот что заявил по этому поводу газете ВЗГЛЯД калининградский политолог Александр Носович, специализирующийся на государствах Прибалтики: «В данном случае я бы разделял национальные интересы стран Балтии и личные интересы прибалтийских элит. Они далеко не всегда совпадают, а зачастую даже противоречат друг другу. Так происходит в вопросах отношений Литвы, Латвии и Эстонии с Россией, в частности – в истории с санкциями. Прибалтийским экономикам жизненно важны хорошие отношения с Россией и категорически не нужны никакие санкции. Однако политический класс Прибалтики – это не национальная элита своих стран, а клиентела, обслуживающая внешнеполитические интересы США. К числу таких интересов относятся поддержание стабильно плохих отношений между Россией и ее европейскими соседями и сохранение общего негативного фона между Москвой и Европейским союзом».

По мнению Носовича, прибалтийские политики – это деятели «санитарного кордона», работающие на раскол Европы, ее разделение на Россию и Евросоюз. «В награду за эту работу руководители Литвы, Латвии и Эстонии рассчитывают на повышенное внимание к себе, не соответствующее размерам их стран. Что на практике должно вылиться в получение ими высоких должностей в наднациональных бюрократических структурах: Еврокомиссии, секретариата НАТО, ООН. Поэтому они и проводят политику, напрямую противоречащую интересам собственных стран, например требуют продления санкций, хотя экономики Литвы, Латвии и Эстонии страдают от «войны санкций» больше всех в Европе», – резюмировал он.

..............