Почему в Эстонии так часто гибли советские военные летчики

@ с личной страницы facebook.com

15 сентября 2016, 18:05 Мнение

Почему в Эстонии так часто гибли советские военные летчики

Кладбище советских летчиков в эстонском Эмари известно очень немногим, поэтому с удовольствием расскажу о нем, а заодно постараюсь понять, отчего в мирное время гибло там много молодых пилотов и курсантов военных училищ.

Станислав Горбунов

музыкант, путешественник

Эстония может удивить бывалого путешественника изобилием интереснейших и почти не известных мест, связанных с ее советским периодом. Ведь практически немалая ее часть тогда была превращена в огромную военную базу со множеством закрытых от посторонних объектов.

Первые воинские захоронения здесь датируются еще 1944 годом

По большей части все они заброшены в наши дни. Эстонцы предпочитают поскорее забыть эту часть своей истории. А ведь среди полей и болот этой страны теперь можно найти уникальные места. 

Одно из таких мы обнаружили в поселке Эмари (Amari) неподалеку от действующего и поныне военного аэродрома. Здесь мы посетили полузаброшенное кладбище советских военных летчиков. Оно уникально тем, что часть могил были воздвигнуты из хвостов самолетов. 

Это место известно очень немногим, поэтому с удовольствием расскажу о нем, а заодно постараюсь понять, отчего в мирное время гибло там много молодых пилотов и курсантов военных училищ.

Как только в 1944 году советские войска заняли территорию Эстонии, то тут же начали укреплять свои новые рубежи. Аэродром Эмари, которой раньше также назывался Сууркюла, был построен уже в 1945 году. Рядом со временем был воздвигнут военный городок, который получил название Большая Сергеевка.

Этой авиационной базе военное руководство придавало особое значение. До Финляндии отсюда рукой подать, не так далеко и Швеция. В окружении потенциальных врагов здесь размещались самые современные самолеты с лучшими пилотами. Сначала это были истребители-бомбардировщики МиГ-17, которые активно использовались в войнах на Ближнем Востоке и во Вьетнаме.

Им на смену позже пришли сверхзвуковые МиГ-21 и МиГ-27. А одними из последних советских самолетов здесь базировались Су-24, которые и теперь активно используются в сирийской войне. 

Всего здесь могли размещаться и обслуживаться до 80 военных самолетов, что делало эту базу одной из крупнейших в Прибалтике. База была передана Эстонии лишь в 1993 году.

После вступления этой страны в блок НАТО аэродром был полностью реконструирован и модернизирован. Теперь здесь базируются на временной основе сменяемые раз в четыре месяца натовские истребители и вроде как готовятся принять американские штурмовики А-10, известные по войне в Персидском заливе. 

На этом фоне собственные военно-воздушные силы Эстонии выглядят печально. Здесь в ангарах стоят древние кукурузники Ан-2, польские и чешские учебные самолеты и несколько подаренных американцами легких вертолетов «Робинсон». На одном из последних нам, кстати, удалось полетать над Таллином, о чем я уже рассказывал

Но вернемся к истории кладбища в Эмари. Оно находится прямо рядом с бывшим военным городком. С трассы сюда когда-то вела бетонная дорога, которую теперь трудно различить среди разросшейся травы. 

Когда-то на 9 мая здесь устраивали парады, стояли почетные караулы, давали залпы из автоматов, несли нескончаемое море цветов. Теперь же здесь уже несколько десятилетий царит полный покой и тишина. При этом могилы выглядят вполне ухоженными. 

Видимо, сказывается то, что после ухода военных в городке остались жить многие бывшие работники аэродрома из технического персонала со своими семьями. Кстати, возле местного магазинчика нам с нескрываемой радостью на русском языке указали дорогу к кладбищу и заверили, что за сохранность своего автомобиля мы можем не беспокоиться. 

Само кладбище действительно выглядит очень необычно. Среди соснового леса высятся самолетные хвосты с красными звездами, которые окружают могилы попроще, многие из которых без имен. 

Первые воинские захоронения здесь датируются еще 1944 годом. 

Есть и несколько очень необычных могил с эстонскими именами, написанными русскими буквами. 

Но более всего поражает количество погибших в мирное время летчиков в разных званиях, от простых курсантов до полковника. 

Очень характерны и фамилии на могилах, некоторые из которых больше напоминают позывные. 

Отчего же гибли эти пилоты? Известно, что самолеты регулярно падали во время учебных бомбометаний на полигоне острова Суур-Парки. Отчасти это происходило из-за малых расстояний и небольших высот, используемых при этих полетах. Сказывалась близость границ.

Но одна братская могила свидетельствует и о других нестандартных происшествиях. 

В ней лежат тела 16 курсантов и офицеров, погибших при автоаварии. В ней в 1978 году при столкновении двух «Уралов» произошел взрыв и пожар. Совсем молодые ребята сгорели заживо.

Обо всех этих потерях никто никогда не сообщал официально, а на могильных камнях писали стандартную фразу «Погиб при исполнении служебных обязанностей». 

Не берусь судить, были ли эти жертвы напрасными. Фактом остается лишь то, что аэродром теперь служит вчерашним врагам, а это воинское кладбище вряд ли интересно нынешним патриотам России. Но то была совсем другая страна, и тогда поклонялись совсем другим идеалам. 

Военные летчики всегда были под ударом, профессия эта опасна и в наше время. Мне лично здесь вспомнилось другое кладбище в, кажется, уже такой далекой Баварии.

Я не так давно писал о тамошнем аэропорте Меммингеме, который некогда также был военно-воздушной базой. Там тоже есть монумент с именами погибших в мирное время пилотов. 

Я не испытываю ностальгии по СССР, но все же мне кажется, что похороненные здесь парни достойны нашей с вами памяти и уважения. Ведь они честно служили своей Родине, пусть даже той страны уже давно не существует...

Источник: Блог Станислава Горбунова

..............