Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
15 августа 2012, 14:11 • Экономика

Привычное дело

Опрос: Россияне стали меньше бояться кризиса

Привычное дело
@ РИА "Новости"

Tекст: Наталья Журавлева

Две трети россиян ничего не предпринимают для защиты от кризиса, причем половине из них нечего спасать, свидетельствуют данные опроса холдинга «Ромир». Эксперты указывают, что люди просто устали бояться. Если постоянно живешь в кризисе или в ожидании этого кризиса, воспринимаешь саму ситуацию как нормальную, объясняют они.

Две трети россиян ничего не предпринимают, чтобы защититься от кризиса, причем более половины из них признаются, что им просто нечего спасать – средств для этого нет. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир».

Можно резко сократить расходы на месяц-два в ожидании второй волны, но жить так годами нельзя

Согласно опубликованным ранее данным опроса, 56% россиян ожидают осенью вторую волну кризиса. При этом в целом люди стали более спокойно относиться к возможным проявлениям экономической нестабильности. Так, 77% респондентов признались, что ничего не предпринимают, чтобы защититься от кризиса и его последствий. Половина из них мотивирует это отсутствием средств. Среди респондентов с низким уровнем заявленного дохода доля таких ответов в полтора раза выше, чем среди высокообеспеченных.

Третья часть тех, кто не готовится к кризису, объясняет это тем, что «еще рано что-либо предпринимать». Среди россиян со средним уровнем дохода такую позицию заняли в два раза больше опрошенных, чем среди тех, у кого низкие доходы.

Так или иначе, готовятся к кризису лишь 23% респондентов. Основные способы антикризисной защиты – это сбережения, в том числе в иностранной валюте (9%), покупка продуктов впрок (5%) и «инвестиции» в дорогостоящие товары длительного пользования (5%). Покупка валюты наиболее популярна у граждан с высоким уровнем семейного дохода, жителей Северо-Запада и Уральского ФО, отмечают в «Ромире».

«Продуктами в большей степени запасаются на селе и в Сибири. А дорогими товарами – граждане 25–35 лет, многие из которых, очевидно, находятся в ситуации обустройства своего первого, независимого от родителей жилья», – сказано в исследовании.

Тем 77% россиян, которые к кризису не готовятся по тем или иным причинам, был также задан гипотетический вопрос о том, будут ли они что-то предпринимать, когда признаки очередной волны кризиса станут явными и очевидными. Почти треть опрошенных – 32% – сказали, что и тогда не станут никаким образом противостоять кризису.

В пересчете на все население России эта цифра составляет почти 25%, то есть каждый четвертый россиянин, даже если грянет кризис, ничего не собирается предпринимать, чтобы ему противостоять. При этом доля «отказников» в Южном ФО (44%) в два раза выше, чем на Урале и в Поволжье (по 22%).

Четверть (24%) респондентов, отвечавших на этот вопрос, все же постараются сократить свои повседневные расходы. На Урале, в СЗФО и в городах с населением от 500 тысяч до 1 миллиона жителей так собираются поступить по 34% опрошенных.

Впрочем, опыт предыдущих кризисов показал, что подавляющему большинству потребителей сократить свои расходы не удается. И траты, особенно на продукты питания, растут темпами, существенно опережающими темп роста цен на них, подчеркивают в «Ромире».

Каждый пятый (20%) начнет запасаться продуктами питания. Среди малообеспеченных так поступят 27%, и только 11% – среди высокообеспеченных. В городах с населением менее 100 тысяч жителей – 30%, передает РИА «Новости».

Каждый десятый (10%) сократит расходы на развлечения и поездки, 7% попытаются купить иностранную валюту и еще 5% – купят дорогие товары длительного пользования, что может спровоцировать ажиотажный спрос на некоторые из них.

В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1,5 тысячи респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех восьми федеральных округах.

«Паника происходит от неожиданности»

На прошлой неделе была дата – пятилетие с начала финансового кризиса, напоминает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.

«Тогда, в 2007 году, это был ипотечный кризис и кризис ликвидности. Потом, в 2008-м, был финансовый, затем в 2009-м – экономический. Позднее – кризис суверенного долга. Сколько можно? Наибольшая паника происходит от неожиданности. Если постоянно жить в кризисе, то перестаешь удивляться и считаешь ситуацию нормальной, и даже сразу не сможешь определить, что изменилось в поведении», – говорит он.

По словам эксперта, люди делают все, что в их силах: где-то покупают продукты, где-то сберегают валюту. «С ходу сложно себе представить какие-то другие действия, которые при этом не помешали бы течению жизни, – отмечает Купцикевич. – Можно резко сократить расходы на месяц-два в ожидании второй волны, но жить так годами (а эту вторую волну ждут уже года два) нельзя».

Кризис 1998 года был резким для населения – мало кто что подозревал. После чего, пусть и медленно, но началось восстановление деловой активности. «То, что мы наблюдаем сейчас, – постоянная жизнь с проявлением кризисных явлений то в одной сфере, то в другой», – резюмирует аналитик.

Аналогичного мнения придерживается заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики Е.Т. Гайдара Владимир Назаров.

«В 1998 году события происходили настолько быстро, что большинство людей даже не успели что-то предпринять. Девальвация рубля произошла стремительно. Стратегия поведения людей в кризисы 1998 и 2008 годов мало чем отличается, – рассказывает он. – И в том и другом случае люди старались покупать валюту. Некоторые пытались делать товарные запасы, как это было во время политического кризиса в начале 90-х годов, когда наблюдался большой товарный дефицит и гиперинфляция, после того как были отпущены цены. То есть те люди, которые смогли сделать товарные запасы, по сути, выиграли в условиях дефицита».

Эксперт напоминает, что в 2008 году у людей было время подготовиться к кризису. ЦБ проводил плавную девальвацию – было время закупить валюту. «Центробанк довольно долго держал курс рубля, и было понятно, что при стремительно падающих ценах на нефть рубль тоже должен упасть. При плавной девальвации ЦБ давал возможность запасаться валютой и банкам и населению, что, собственно, и было сделано», – продолжает Назаров.

По его словам, стратегия подготовки к кризису до настоящего времени не изменилась: часть респондентов также считают разумной покупку валюты.

«Думаю, что треть населения примет участие в скупке валюты в преддверии кризиса. Остальным мало что терять. Накоплений у населения мало. Если у кого-то и есть сбережения, то их хватит лишь на пять-шесть месяцев. А потому сильно переживать по поводу их возможной потери не стоит», – считает эксперт.

А вот для обладателей крупных сумм важна не столько подготовка к кризису, сколько диверсификация портфеля, поскольку будущее непредсказуемо, резюмирует Назаров.

..............