Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

8 комментариев
12 сентября 2011, 20:38 • Экономика

Со ссылкой на экологию

Россия и Иран против появления газопроводов по дну Каспия

Со ссылкой на экологию
@ hydrocarbons-technology.com

Tекст: Ольга Самофалова

Намерения Евросоюза построить газопровод на дне Каспийского моря встретили открытое сопротивление России в союзе с Ираном. Обе страны используют тот же аргумент, к которому апеллировали противники российского «Северного потока» на Балтике: экологию. На самом деле Россия стремится не допустить появления влиятельного конкурента.

Россия и Иран выступают против строительства любых газопроводов по дну Каспийского моря, заботясь об окружающей среде, морских ресурсах и опасаясь возможных загрязнений. Об этом заявили министр нефти Ирана Рустам Касеми и министр энергетики РФ Сергей Шматко по итогам российско-иранской межправкомиссии в Тегеране, передает «Интерфакс» со ссылкой на иранское агентство Shana.

Если быть честными, можно отбросить экологию, нам эта труба создает дополнительные экономические риски, и все это понимают

«Мы обсуждали с Ираном проект по сотрудничеству в нефтяной сфере и в газовой. У нас с Ираном единая позиция по развитию Каспийского бассейна», – заявил Шматко. «Кроме того, министр нефти Ирана высказался однозначно, что любые инфраструктурные проекты в Каспийском бассейне должны получать серьезную экологическую экспертизу», – добавил российский министр.

Заявление Шматко является своеобразным ответом на то, что ЕС в понедельник одобрил мандат на проведение переговоров с Азербайджаном и Туркменией о строительстве Транскаспийского трубопровода.

Позиция Ирана и России фактически делает невозможным строительство этого газопровода из Туркмении в Азербайджан, призванного поставить туркменский газ в газопровод Nabucco, лоббируемый Евросоюзом для поставок газа в обход России.

#{smallinfographicleft=442583}Транскаспийский трубопровод должен стать частью Южного коридора, который предусматривает поставки газа из бывших республик СССР в Центральной Азии, а также, вероятно, из Северного Ирака и Северной Африки. Сейчас Россия осуществляет четверть всех газовых поставок в Евросоюз, при этом семь стран ЕС почти независимы от российского газа.

«Транскаспийский газопровод – важнейший проект Южного транспортного коридора по доставке газа в Европу из новых источников. Мы намерены завершить его как можно скорее», – пугает Россию член Еврокомиссии по энергетике Гюнтер Эттингер. Евросоюз впервые предлагает договор по инфраструктурному проекту, говорят в ЕС. Правда, этот договор будет заключен после одобрения всеми 27 государствами – членами ЕС.

Ко всему прочему, на прошлой неделе французская Total обнаружила крупное месторождение газа в азербайджанской части Каспийского моря. По предварительным оценкам, потенциальные запасы месторождения на блоке Абшерон составляют несколько миллиардов кубометров газа и газового конденсата. Открытие этого месторождения, как считают некоторые эксперты, может ускорить развитие Nabucco и других трубопроводов из Каспийского региона для экспорта газа в Европу в качестве альтернативы российскому газу.

В свою очередь недавно нефтяные министры Ирана, Ирака и Сирии подписали меморандум о взаимопонимании о строительстве газопровода с крупнейшего в мире газового месторождения Южный Парс в Европу. Газопровод протяженностью 5 тыс. км и стоимостью 10 млрд долларов планируется проложить через территорию Ирана, Сирии, Ливана и Средиземноморского региона.

Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ» напоминает, что главная проблема для всех каспийских проектов – это правовое деление Каспия. В советские времена акватория Каспия была поделена между двумя государствами: СССР и Ираном. После распада Советского Союза территориальные права на Каспий предъявили новые прибрежные государства: Азербайджан, Казахстан, Туркменистан. Уже на протяжении многих лет «пятерка» ведет переговоры о выработке нового правого статуса Каспия, пытаясь сблизить позиции и прийти к согласию по взаимоприемлемым принципам разграничения на Каспии.

«Разговоры о строительстве газопровода по дну Каспия Туркменией идут уже не первый год, а воз и ныне там, потому что Каспий еще не поделен. Поэтому изъявление желания построить Транскаспийский газопровод не означает, что страны договорятся об этом в ближайшее время»,  – считает Виталий Крюков.

«Россия против Транскаспийского газопровода, потому что если Туркмению соединить с Азербайджаном, это даст возможность поставлять туркменский газ на европейский рынок, минуя российскую территорию. Естественно, нам такая конкуренция не нужна, это только ухудшит наши позиции на европейском рынке»,  – отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По его словам, у России есть и юридические основания выступать против строительства инфраструктурных проектов по дну Каспия. «Мы пока не поделили Каспий на секторы, и это означает, что транспортировка энергоносителей через Каспий возможна только танкерами с юридической точки зрения»,  – замечает Симонов.

По экологии также много вопросов. «Каспий – это не Балтийское море, это закрытая экологическая система, и пока непонятно, как строительство газопровода может повлиять на популяцию осетров. Но если быть честными, можно отбросить экологию, нам эта труба создает дополнительные экономические риски, и все это понимают»,  – замечает Симонов.

По его словам, Туркмения хочет построить трубопровод, но проект не раз замораживался, так как это может грозить стране и ее партнерам жесткими санкциями со стороны России.

«Иран как бы нам помогает, но у него более хитрая игра. Иран не хочет, чтобы Туркмения построила трубу через Каспий, потому что Иран хочет сам стать хабом на пути транспортировки энергоносителей из Туркмении в Турцию. Этот путь для нас тоже опасен,  – объясняет Константин Симонов. – Сейчас Иран находится в режиме санкций и исключен из этого бизнеса. Турция пока не осмеливается покупать у Ирана туркменский газ для транспортировки в Европу».

«США также хотели бы, чтобы туркменский газ попал на рынок Европы, минуя Россию, но при этом они хотели бы убрать и Иран из этой схемы»,  – добавляет эксперт.

По мнению Симонова, России надо энергичней заявлять о своей позицию по этому вопросу. «Брюссель, Ашхабад и Вашингтон чуть ли не каждую неделю говорят, что вот сейчас начнут строить в Каспии, а Россия помалкивает. Надо четко говорить, что нас это не устраивает, это неприемлемо и что мы будем реагировать жестко, надо предупредить, чтобы потом не обижались»,  – считает Симонов.

..............