Глеб Простаков Глеб Простаков Москва ставит Узбекистан во главу угла

Конкуренция России и Китая в Центральной Азии носит ограниченный и неконфликтный характер. Во-первых, у каждого своя специализация. Большие инфраструктурные проекты – за Россией, масштабные инвестиции и кредиты – за Китаем. Во-вторых, рост влияния осуществляется преимущественно за счет США и ЕС.

7 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Не надо изобретать новую идентичность – она у русских уже есть

В России немало спорили и спорят о том, Европа ли мы. С одной стороны, нас постоянно «выписывали из европейцев» политики и публицисты других народов, с другой – и у нас есть тенденция самим объявить себя чуждыми Европе. Тенденция, которая усиливается на фоне нынешнего противостояния.

19 комментариев
Василий Стоякин Василий Стоякин Зря Зеленский прогуливал уроки истории

Запад пытается нарисовать сказочную версию истории Второй мировой войны, где США, Великобритания и Франция помогали освободить от нацистско-российской оккупации Украину. Но почему-то не освободили.

5 комментариев
19 мая 2008, 18:11 • Экономика

Сенаторы вступили в бой с инфляцией

Сенаторы вступили в бой с инфляцией
@ Сергей Иванов/ВЗГЛЯД

Tекст: Наталья Журавлева

Система воздействия государства на ценообразование, сложившаяся в России, мягко говоря, себя исчерпала. Замораживание цен, к которому порой приходится прибегать, едва ли приводит к замедлению темпов инфляции. Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Оганес Оганян считает, что рост цен позволит замедлять закон «О ценах и ценообразовании». Однако, по мнению аналитиков, единственный путь сдерживания цен – субсидирование.

Комитет по экономической политике Совета Федерации считает необходимым доработать закон «О ценах и ценообразовании», который позволит сдерживать рост цен, заявил в понедельник председатель комитета Оганес Оганян, передает ИТАР-ТАСС.

Единственная действенная мера по сдерживанию цен – это субсидирование товаропроизводителя

Проблема ценообразования в Совете Федерации беспокоит многих. Тема эта активно обсуждается как в кулуарах, так и на официальных встречах. Последней площадкой для такого разговора стал круглый стол, который Комитет СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности провел еще в конце апреля. Тогда многие указали на тот факт, что государственное воздействие на ценообразование не отвечает интересам всех субъектов рынка.

Причины этого кроются в частном (применительно к рынкам отдельных товаров и услуг), а не системном регулировании цен и тарифов. Поэтому многочисленные нормативно-правовые акты в этой сфере не формируют целостной ценовой политики. Отсюда и необходимость разработки отдельного закона «О ценах и ценообразовании».

По словам Оганеса Оганяна, в законе должны быть сформулированы «основные принципы ценовой политики государства, которые сейчас, как показывает практика, отсутствуют». При этом необходимо определить полномочия федеральных и региональных органов власти в области регулирования цен и сферы, в которых проводится такое регулирование.

«Законодательно необходимо сформулировать общие принципы формирования свободных и регулированных цен и определить критерии расчета экономически обоснованных затрат», – подчеркнул сенатор.

По мнению экспертов, регулирование цен и тарифов на товары субъектов естественных монополий сейчас идет главным образом на ведомственном уровне, а социально-экономические последствия принимаемых решений не учитываются. Рост цен на продукцию естественных монополий стал серьезным инфляционным фактором, поскольку устанавливаемый правительством его размер, как правило, превышает ожидаемый уровень инфляции.

Как вывод – действующий в отраслях затратный метод ценообразования не стимулирует субъекты регулирования, в том числе инфраструктурные монополии, к снижению собственных издержек и повышению эффективности их производственной деятельности.

Не решает вопрос инфляции и так называемая заморозка цен. Аналитики уверены: замораживание цен на товары соцзначения ведущими российскими производителями и торговыми сетями едва ли приведет к существенному замедлению темпов инфляции. Зато может вылиться в рост цен на другие продукты и усиление монополизации российского рынка ретейла.

Похожее мнение разделяет и член Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Борис Листов. По его словам, «соглашения о замораживании цен между властью и бизнесом, действовавшие до недавнего времени, не дали ожидаемых результатов».

«Новое соглашение заключать не стоит, а нужно законодательно оформить экономические механизмы, ставящие заслон неоправданным ценовым скачкам», – отметил он. При этом Листов добавил, что это касается «в первую очередь социально значимых товаров, за доступность которых несут ответственность перед потребителями власти».

В западных странах, подчеркнул он, «есть и доказали свою действенность законы о ценах, о сверхприбылях, антидемпинговые документы».

В свою очередь аналитик Альфа-Банка Виталий Купеев сомневается в том, что принятие закона «О ценах и ценообразовании» положительно отразится на российской экономике.

«Если цены будут регулироваться государством, это может привести к нежелательным последствиям, вплоть до образования черного рынка», – говорит эксперт.

Скорее всего, заявления членов Совета Федерации о законе в целом и его доработке в частности – всего лишь политический ход, считает аналитик.

«Заморозка цен, о которой так много говорили еще до выборов, не привела ни к чему. Единственная действенная мера по сдерживанию цен – это субсидирование товаропроизводителя, чей бизнес пока что называют низкорентабельным», – подчеркивает он.

Государство должно идти навстречу отечественному производителю. «Сдерживать надо не цены, а издержки», – добавляет Виталий Купеев. Только так можно добиться желаемых результатов.

..............