Игра вокруг неработающих «Северных потоков» содержит целый ряд занимательных сюжетов. Германская линия остается самой неопределенной, но и самой интересной одновременно. Если следствие докажет вину политического и военного руководства Украины, последствия могут быть весьма серьезными.
7 комментариевЕдиный социальный налог «побелел»
Налоги теперь платят с «черных» зарплат
Налоговики нашли способ разоблачения «черных» зарплат. В результате компанию, которая вела двойную зарплатную ведомость, наказали на 2,5 млн. рублей доначислений единого социального налога. Но эксперты уверены, что внедрить свой метод в масштабах страны налоговым инспекторам врядли удастся. Для этого понадобится убедить народ доносить на самого себя.
Благодаря усилиям налоговиков, за девять месяцев текущего года в российскую казну поступило 97,8% от запланированного годового объема поступлений, или 1988,2 млрд. рублей, что почти в 1,5 раза больше сборов за такой же период в прошлом году. С января по октябрь от НДС поступило 41,1% бюджетных доходов, 30,4% – от НДПИ, 13,5% – с налога на прибыль. При этом ЕСН составил в бюджете всего 9,7%, а акцизные сборы и того меньше – 3,6%.
Маловероятно и противоестественно
Доказательство нарушения налогового законодательства требует глубокой проверки с ведением следствия
Федеральная налоговая служба (ФНС) сообщает, что поступления почти по всем налогам и сборам выросли, в сравнении с прошлым годом. Исключение составил единый социальный налог (ЕСН) и взносы в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС). По данным ведомства, ТФОМС недосчитались 20,8%, а выплаты по ЕСН принесли на 40% меньше, чем в 2004 году.
На фоне 40%-ного недобора по единому социальному налогу, сообщение ФНС о проведении выездной проверки, в ходе которой было установлено наличие двойного учета заработной платы, выглядит показательным. Налоговики не разглашают название компании, известно лишь, что вину в совершенных правонарушениях установил ФАС Уральского округа.
Но работникам опасаться того, что придется платить 13% (налог на доходы физических лиц – НДФЛ) от своей действительной зарплаты, пока не приходится. Специалист по налогам Ольга Гуласарян аудиторско-консалтинговой компании Energy Consulting рассказала в интервью газете ВЗГЛЯД, что в законодательстве четко прописано, кто признается налогоплательщиком и что является объектом налогообложения.
«Если у налоговой службы появляется какая-то информация о сокрытии или уклонении от уплаты налогов компанией, в частности, о черных выплатах сотрудникам, то придется доказывать факт совершения данного налогового правонарушения, – рассказала Гуласарян. – При этом следователи вынуждены будут обратиться к свидетелю, то есть к лицу, получившему «черные» деньги. А ситуация, когда физическое лицо свидетельствует против себя (рассказывает о получении этих денег), маловероятна и противоестественна, так как в итоге вина ляжет на плечи этого же физического лица».
Кропотливая работа
Доказать факт сокрытия налогов компанией очень сложно (фото GettyImages) |
Тем не менее вывод о том, что компания платит сотрудникам «черную» зарплату, представители ведомства сделали на основании протоколов допросов свидетелей, сведениях о доходах физлиц с предыдущего места работы, протоколах осмотра помещения выемки и технического исследования системных блоков. Налоговой службе удалось восстановить удаленные файлы, содержащие ведомости начисления заработной платы. На этом основании и был сделан вывод, что сотрудники получали зарплату в 2,6–3,43 раза выше указанной в бухгалтерском отчете. В конечном итоге компании, где проводилась проверка, было доначислено 2,5 млн. рублей.
«Налоговая служба, безусловно, может искать изъяны в деятельности компании, но для привлечения к ответственности, так же как и предъявления обвинений в суде, необходимо документальное подтверждение уклонения от уплаты или сокрытия налогов», сообщила газете ВЗГЛЯД Ольга Гуласарян. Доказать этот факт очень сложно - это кропотливая работа, которая отнимает много сил даже в рамках одной организации. В связи с чем специалист Energy Consulting полагает, что ожидать того, что ФНС уличит всех или большинство работодателей, пока рано.
Доказательство нарушения налогового законодательства требует глубокой проверки с ведением следствия, соглашается президент Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР) Дмитрий Черник. Если задаться такой целью, то можно вывести компанию «на чистую воду», но едва ли такое возможно в масштабах всей страны, уверен он.
Агрессивные меры
Президент Международного центра финансово-экономического развития Дмитрий Черник (www.mn.ru) |
Решение собирать 26% от фонда оплаты труда сотрудников было принято в 2005 году. До этого налог был еще выше – 35%, а до 2001 года – все 39%. «Но резкое снижение ЕСН не способствует созданию впечатления о стабильной налоговой системе у работодателей, – заявил Дмитрий Черник. – Если бы ставка снижалась последовательно, доверия у предпринимателей было бы гораздо больше».
«Агрессивные меры против налогоплательщиков могут на какой-то период повысить собираемость налогов, но в долгосрочной перспективе не могут дать положительного результата», – считает главный экономист банка HSBC Александр Морозов. С его точки зрения, передовые администрации – те, которые работают с налогоплательщиками, пытаясь разъяснить особенности законодательства, – оказывают помощь в заполнении декларации и применяют другие меры для поддержания позитивного образа налоговой системы (НС) страны. «Возможно, отечественная НС тоже когда-нибудь переймет этот опыт», – допускает Морозов.
А пока право сбора налогов принадлежит ФНС даже не полностью. Пенсионный фонд России (ПФР) контролирует сбор пенсионного налога. Срок давности по его неуплате сейчас всего полгода. ПФР хочет добиться для себя таких же полномочий, как и у ФНС. Срок давности по уплате налогов, контролируемых ФНС, – три года. Но суд отверг доводы ПФР, указав, что к процедуре взыскания страховых взносов надлежит применять пресекательный (шестимесячный), а не общеисковой (трехгодичный) срок.
ПФР всегда претендовал на полномочия налогового органа, рассказал газете ВЗГЛЯД Дмитрий Черник, при этом «он не должен заниматься этим вообще, хотя бы потому, что плохо справляется со сбором платежей». Административным структурам вообще свойственно стремление брать на себя как можно больше полномочий, развил мысль Черника Александр Морозов. При этом главный экономист банка HCBS также придерживается мнения, что налоги должны контролироваться только Федеральной налоговой службой и распределяться Минфином.