25 мая, четверг  |  Последнее обновление — 10:01  |  vz.ru

Главная тема


Президент Порошенко не так плох, как кажется

генсек НАТО


Столтенберг ответил на сравнение Крыма и Северного Кипра

«не хотим их использовать»


Трамп рассказал Дутерте о двух «лучших в мире» подлодках США у берегов КНДР

пауки в банке


Саакашвили резко раскритиковал Порошенко за блокировку российских сайтов

«интеллектуальный прорыв»


Гройсман сообщил о мировой моде на украинскую мову

грузовой транзит


Россия прекращает подкармливать прибалтийскую экономику

официальные данные завышены


Американский университет пересчитал китайцев

скандинавская паранойя


Шведская «репетиция войны с Россией» скорее напоминает спектакль

международные отношения


США отказались считать Украину союзником

«украинский кадавр»


Антон Крылов: Уничтожить экономику, язык, историю, культуру, традиции. А дальше?

Протоколы кремлёвских мудрецов


Дометий Завольский: Мы имеем дело с двумя разными русофобиями

Импичмент Трампа


Дмитрий Дробницкий: Это не что иное, как попытка силового захвата власти

на ваш взгляд


Правильно ли сделал миллиардер Усманов, публично обратившись к блогеру Навальному?

Радикалы спорят об искусстве, игнорируя мнение общества

Поклонская попросила Чайку проверить новый фильм Учителя   2 ноября 2016, 19:00
Фото: Игорь Руссак/РИА «Новости»
Текст: Ирина Алкснис

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Скандал вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя не первый в таком роде. И главной проблемой подобных споров остается то, что с обеих сторон выступают крайние радикалы и фундаменталисты, заинтересованные в личном пиаре. Им не интересно и не нужно куда более взвешенное и адекватное мнение российского общества.

В то время как зампред комиссии Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская обратилась с депутатским запросом в Генеральную прокуратуру о проверке фильма Алексея Учителя «Матильда», пресс-секретарь российского президента отказался обсуждать и комментировать еще не вышедшую картину.

На ваш взгляд

 
Какие виды вмешательства общественных активистов в культурную жизнь вы могли бы одобрить, если разделяете их позицию?









Можете выбрать несколько вариантов ответа
Обсуждение: 77 комментариев
Скандал вокруг киноленты о любовных отношениях цесаревича Николая (будущего царя Николая II) и балерины Матильды Кшесинской стал очередным звеном в цепи событий в области искусства, вызвавших серьезный резонанс в российском обществе в последнее время.

В происходящем в очередной раз обнажилась линия раскола между творческим классом и большей частью населения страны.

Представители искусства отстаивают свое право творить без цензуры и без оглядки на недостаточно разбирающееся в предмете и консервативное общество. В защиту свободы искусства и опасения по поводу возможного «диктата толпы» за последнее время высказались Константин РайкинЕвгений МироновАндрей ЗвягинцевМихаил Пиотровский и другие известные представители российского искусства.

В свою очередь рядовые россияне все сильнее выражают свое недовольство существенной частью произведений, которые создаются в недрах российского искусства. Обвинения варьируются от бессмысленной бездарности существенной части создаваемых «продуктов» до последовательной русофобии многих российских творцов.

Проблема заключается в том, что на статус «голоса народа» и выражение мнения большинства зачастую претендуют люди, чья позиция и риторика во многом подтверждают самые мрачные предсказания алармистов от искусства о «консерваторах-мракобесах», либо просто обладают довольно эксцентричной репутацией: Виталий МилоновЕлена МизулинаАлександр Хирург Залдостанов и т. д.

Отдельной темой являются общественники-активисты, готовые на акции прямого действия против возмущающих их произведений искусства: от «Офицеров России» и казаков до безвестных граждан с «неизвестной жидкостью».

В результате вполне адекватные и здоровые общественные настроения оказываются зачастую выражены в публичном поле в радикальном, неадекватном, а временами и просто отталкивающем виде.

Ярким примером этого может служить свежий скандал вокруг рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в Тюмени. Некие представители общественности инициировали запрет постановки в местном театре по причине того, что, по их мнению, это уже классическое по большому счету произведение направлено «на создание ложного представления о божественной сути Иисуса Христа, канонических воззрений на библейские события». В результате РПЦ подчеркнуто дистанцировалась от избыточно резвых православных активистов, отметив, что «церковь не подавляет творчество, благословляя художников, вдохновляющихся евангельскими сюжетами в своих произведениях».

Теперь бывший крымский прокурор вольно или невольно присоединилась к этому не слишком радостному списку радикальных активистов.

Костюмная историческая драма, которую еще никто не видел и которую снимает один из самых уважаемых отечественных режиссеров, стала объектом прокурорских проверок (именно во множественном числе – оказывается, «Матильду» уже проверяли раньше) по инициативе монархически настроенных граждан, углядевших в ней оскорбление последнего российского императора.

Даже если оставить за кадром, что доля монархистов в российском обществе едва превышает десять процентов, в современном мире абсурдным выглядит стремление запретить создавать произведение искусства о реальных фактах биографии реального исторического деятеля. А любовная связь Кшесинской с молодым цесаревичем до его женитьбы на принцессе Алисе является широко известным фактом и вряд ли кого-то шокирует.

Это особенно забавно выглядит на фоне всей недлинной истории кинематографа, в которой реально существовавшие монархи (и другие члены королевских фамилий) являют собой немалую часть его персонажей. Причем речь идет не только о давно умерших, но и почивших недавно и даже живых (особенно британцы этим отличаются, королева Елизавета II является героиней уже немалого количества художественных произведений).

В результате фундаментализм российских общественных активистов и известных спикеров, критикующих те или иные произведения искусства, по сути, дискредитирует российское общество, которое придерживается намного более умеренных и взвешенных взглядов. Радикальные спикеры претендуют на статус «лица» большей части общества, утверждая, что говорят от его имени, хотя это вовсе не так, и одновременно они превращаются в «пугало» для представителей других – более либеральных – взглядов.

Кстати, подобные радикальные действия и риторика дают замечательное оправдание представителям творческого класса России – возможность ссылаться на угрозу «тирании большинства» и на этом основании игнорировать куда более адекватные и здравые взгляды реального большинства российского общества.

Ничего хорошего для российского искусства в этом ни с какой стороны нет.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............