Артем Данков Артем Данков Мигранты из Казахстана готовы потеснить узбеков и таджиков

В Центральной Азии происходят процессы, которые могут изменить демографическое лицо региона к середине XXI века. Одна из важнейших тенденций последних лет – трансформация миграционных потоков, в том числе из относительно благополучного Казахстана.

18 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Остановит ли новый папа разрушение Католической церкви

Сможет ли радужное безумие разрушить изнутри старейший институт Европы? Мы еще не знаем; но мы знаем, что это в очень большой степени зависит от одного человека – папы римского Льва XIV.

10 комментариев
Дмитрий Кондрашов Дмитрий Кондрашов Эстония провоцирует конфликт России и НАТО на Балтике

Действия Эстонии необходимо рассматривать как согласованную с союзниками по НАТО деятельность по разжиганию прямого военного конфликта. Новейшая история эстонско-российских отношений показывает способности Эстонии в подобных провокациях.

11 комментариев
16 октября 2012, 17:45 • Культура

«Национальность тоже учитывалась»

Надежда Мухина: Наша тема – деление мира на своих и чужих

«Национальность тоже учитывалась»
@ ИТАР-ТАСС/Fotoimedia

Tекст: Денис Нижегородцев, Санкт-Петербург

«Большинство ребят – русские. Но это объяснимо. Если смотреть по национальному составу Петербурга, их все-таки больше всех. Также есть евреи, армяне, одна кореянка, калмык...» – рассказала газете ВЗГЛЯД куратор петербургского подросткового театра «Вместе» Надежда Мухина.

В минувшие выходные в Петербурге появился новый необычный культурный объект   подростковый театр «Вместе». Его актеры это молодые люди и девушки разных национальностей в возрасте от 14 до 17 лет.

Как возникают стереотипы о «своих» и «чужих», как определить свое место в обществе

На протяжении полугода ребята будут ставить документальный спектакль об отношениях «своих» и «чужих» в большом городе. Уже в марте будущего года на сцене лаборатории «ON.ТЕАТР» и на нескольких других молодежных сценах Петербурга они представят готовый спектакль. А чуть позже еще и документальный фильм о том, как все это создавалось.

Кроме того, тинэйджеры поучаствуют в тренингах и мастер-классах, на которых опытные тренеры будут разговаривать с ними о том, что такое ксенофобия и толерантность, а на встречах с представителями разных национальных общин и конфессий участники проекта узнают о том, как живется этим людям в Петербурге, с какими проблемами они здесь сталкиваются.

Подробнее о том, где находили подростков для проекта, какие национальности они представляют и что должно получиться в итоге, газете ВЗГЛЯД рассказала куратор и идеолог подросткового театра «Вместе» Надежда Мухина.

ВЗГЛЯД: Надежда, в чем уникальность вашего театра?

Надежда Мухина: Прежде всего, в том, что он соединяет несколько различных компонентов, которые раньше, насколько я понимаю, в таком составе не соединялись.

Во-первых, это современный документальный театр. Мы используем метод исследования действительности под названием «вербатим», когда берутся интервью у реальных людей, а потом эти истории практически дословно входят в состав спектакля.

Второй компонент – это гражданское образование. Наши актеры, кроме того, что будут заниматься собственно документальным театром, также смогут получить и знания по теме спектакля. Наша тема – это деление мира на своих и чужих, ксенофобия и толерантность. По всем этим вопросам с ними будут проводиться тренинги и мастер-классы. Специалисты расскажут, как возникают стереотипы о «своих» и «чужих», как определить свое место в обществе и т. д.

Третий компонент – это то, что участниками нашего спектакля являются подростки 1417 лет. Это ребята разных национальностей, и живут они в Петербурге разное количество времени. Кто-то лет пять, кто-то приехал только недавно, а кто-то петербуржец уже в седьмом поколении.

И наконец, необычность нашего театра еще и в том, что помимо спектакля будет сниматься документальный фильм о том, как готовился спектакль. А также и сами актеры будут снимать кое-что по специальным заданиям. Потом эти сцены войдут в итоговый фильм и спектакль.

Мухина: Нам было интересно собрать ребят, представляющих разные культуры (Фото: из личного архива)

Мухина: Нам было интересно собрать ребят, представляющих разные культуры (Фото: из личного архива)

ВЗГЛЯД: Пока в театре будет репетироваться только один спектакль? Уже есть планы, что будет дальше?

Н.М.: Каждый проект имеет начало и конец. Начало уже положено тем, что в воскресенье у ребят было первое занятие. А итогом этой работы, как я уже сказала, станут спектакль и фильм. Потом будут другие проекты. Но пока я не готова раскрывать подробности.

ВЗГЛЯД: В труппу брали всех желающих или искали определенные типажи, представителей определенных национальностей?

Н.М.: Было несколько критериев отбора. Кастинга не устраивалось. Я лично не люблю такую форму и считаю, что ни со взрослыми, ни, тем более, с детьми применять ее не стоит. Но все-таки мы брали не всех.

На первом этапе наш отбор состоял из открытых для всех желающих актерских мастер-классов. Мы смотрели на ребят, насколько они раскрыты. А потом подростки приходили к нам уже индивидуально, попить чаю и побеседовать. Там уже мы смотрели на то, какая мотивация у них на занятия в нашем театре, чего они ждут от этого проекта, какой у них жизненный опыт и т. д. Национальность тоже учитывалась. А точнее – погруженность в какую-то национальную или религиозную культуру. Нам, конечно, было интересно собрать ребят, представляющих разные культуры.

ВЗГЛЯД: И какой национальности оказались ваши актеры?

Н.М.: Большинство ребят – русские. Но это объяснимо. Если смотреть по национальному составу Петербурга, их все-таки больше всех. Также есть евреи, армяне, одна кореянка, калмык...

ВЗГЛЯД: Чернокожих нет?

Н.М.: С этим сложилась любопытная ситуация. У нас есть одна девушка, которая сама считает себя русской, коренной петербурженкой, и действительно таковой и является. Однако, поскольку дедушка у нее – французский алжирец, она смуглее остальных ребят, из-за чего, по ее словам, она периодически сталкивается с ксенофобией. Со временем мы планируем добрать еще ребят. Может быть, представителей как раз тех национальностей, которых у нас еще нет.

ВЗГЛЯД: Как будет создаваться спектакль? Предполагается, что подростки будут рассказывать со сцены какие-то истории из собственной жизни? К примеру, как их остановил полицейский, спрашивал, откуда они приехали?..

Н.М.: Подразумевается, что этот спектакль будет состоять из многих элементов, в том числе и из собственных наблюдений этих подростков. Они уже начали вести дневники, в которых пишут о мыслях, посещающих их во время проекта. Делятся увиденным на улицах, подмечают вещи, которых не замечали раньше. Еще подростки будут брать интервью друг у друга. А также ходить к взрослым людям и своим сверстникам вне театра. В школах, национальных общинах и на улицах города будут спрашивать о том, как людям живется здесь, каким они видят будущее многонационального Петербурга.

Документальный театр не подразумевает написания четкого сценария, а подразумевает лишь составление некой общей композиции из реальных историй живых людей. Составлять из этих историй пьесу ребятам будет помогать филолог и переводчик Александра Горбова.

ВЗГЛЯД: Спектакль пока не готов, сценария тоже нет, но вы можете сказать, что получится в итоге? Трагедия или комедия? Злободневный спектакль, призванный вскрыть язвы общества, которых хватает в сфере межнациональных отношений? Или планируется что-то более нейтральное? 

Н.М.: Я думаю, безусловно, спектакль будет на злобу дня, хотя бы потому, что он ставится на основе реальных историй. Но, честно говоря, я не знаю до конца, к чему мы придем. Документальный театр подразумевает исследование. В Москве, к примеру, в «Театре.doc» какое-то время назад ставился спектакль про бомжей. Авторы спектакля брали у бомжей интервью и думали, что это будет какая-то жутко трагичная история. О несчастных людях, о жестоком мире и т. д. А в итоге получилось о свободных людях, которые, может быть, даже свободнее всех остальных...

..............