17 декабря, понедельник  |  Последнее обновление — 05:19  |  vz.ru
Разделы

Инфантильный уют тоталитаризма

Катерина Кладо, киновед
Кашин-то вывернется. Ни жалости, ни поддержки не требует. Огорчительно лишь наблюдать за тем, как все меньше места какой бы то ни было, хоть даже минимальной, цветущей, да хоть и увядающей, сложности в нашей реальности. Подробности...
Обсуждение: 35 комментариев

России нужны обычаи, чтобы Европа вытаращила глаза

Сергей Лукьяненко, писатель
Неоднократно слышал, что корень проблем наших отношений с западным миром – то, что мы белые. И еще ведем себя, негодяи, большей частью похоже на европейцев. И чем дальше, тем сильнее, вот ведь засада! Подробности...
Обсуждение: 64 комментария

Сторонники многополярного мира своих не бросают

Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз
Венесуэла – это государство, которое испытало на себе все методы и подходы сетевой войны, от мягкого информационного давления до жесткого мятежа с применением силы. Но стартом к захвату государства обычно являются именно выборы. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

    Путин покатал тяжелобольного мальчика на президентском вертолете

    Владимир Путин встретился с Артемом Пальяновым из Ленинградской области. Глава государства подарил тяжелобольному мальчику новогодние подарки, а также организовал для него и его семьи обещанный полет на президентском вертолете
    Подробности...

    Владимир Путин посетил открытие памятника Александру Солженицыну

    Президент России посетил церемонию открытия памятника писателю Александру Солженицыну. Монумент был открыт в центре Москвы в столетнюю годовщину со дня рождения литератора и общественного деятеля
    Подробности...

    Названа самая красивая девушка мира

    На конкурсе «Мисс мира» определили самую красивую девушку 2018 года. Победительницей состязания стала 26-летняя жительница Мексики Ванесса Понсе, которая работает директором реабилитационного центра. Россиянка смогла войти лишь в 30-ку лучших
    Подробности...
    Обсуждение: 38 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:США отказались от учений в Арктике из-за боязни опозориться перед Россией

        Главная тема


        Как Кожемяко победил в «протестном» Приморье

        в интересах Киева


        Берлин назвал условие строительства «Северного потока – 2»

        «Стоять до конца»


        Лукашенко провел тайное совещание о защите независимости от России

        транспортные самолеты


        В «Ильюшине» высмеяли сравнение российского Ил-112В с украинским Ан-140

        Видео

        Президент Украины


        Стало известно о бегстве Порошенко с дебатов в Европарламенте

        влияние в мире


        Немецкие СМИ: Россия опровергла слова Обамы о «региональной державе»

        раскол православия


        Порошенко втянул Украину во «врата ада»

        ослабление влияния


        США не хотят отдавать Африку Китаю и России

        война на Балканах


        Косово бросило вызов НАТО

        Новая реальность


        Дмитрий Дробницкий: США и Китай развязывают «мировую цифровую войну»

        Цензура в интернете


        Екатерина Ракитина: Цукерберг строит идеальный тоталитаризм

        «Гражданская оборона»


        Алексей Колобродов: Как Егор Летов отстроил Небесный портал

        на ваш взгляд


        Лукашенко заподозрил, что Россия хочет поглотить Белоруссию. Должна ли наша страна стремиться к объединению с Белоруссией в одно государство?

        Он расист, и это здорово

        В прокат выходит криминальная комедия «Однажды в Ирландии» – черная, но симпатичная

        24 ноября 2011, 22:35

        Текст: Дмитрий Дабб

        Версия для печати

        Дорогой автомобиль мчит, не разбирая разметки. Водитель заливает зенки, дремлет братва, гремит аренби. Так начинается добрый десяток фильмов про большие пушки и крутых нацменов, но в нашем случае знаковая сцена – лишь напоминание о том, что пить за рулем вредно. Криминальная комедия «Однажды в Ирландии» – этюд, сработанный много тоньше, чем большинство образчиков жанра.

        Безделица, конечно, но до чего же очаровательная безделица. Такая, какую можно снять только в национальной провинции средь торфяных болот и вереска, где утро начинается с алкоголя, где вечер продолжается дракой, где заунывный пейзаж работает на статистику самоубийств, где в то же время сытно и привольно, а люди хамят не для того, чтобы обидеть, а потому что им так удобней жить.

        Опять же, как и в «Брюгге», все персонажи со второго по четвертый план наделены харизмой и тараканами с единственным исключением в виде заезжего агента ФБР (Дон Чидл) – чернокожего отличника и формалиста. Он здесь, чтобы пить темное пиво и чтобы выделяться на общем фоне, ибо игра на противоположностях – это тоже юмор.

        А вот и остальные. Вот безутешная блондинка-вдова, вот новичок в полицейском участке, вот провинциальный хипстер с зеркалкой, вот обязательный мальчик с обязательной собакой – то ли ирония это все, то ли записки натуралиста. Вот ирландские копы – наглые и тупые настолько, что берут взятки на вышках, сиречь у всех на виду. Вот Лайам Каннингем – франтующий наркодилер и любитель Ницше. Вот его собрат по крови и бизнесу Дэвид Уилмот, что никак не может преодолеть пагубную страсть к пыткам. Вот третий в их картеле – Марк Стронг, всё столь же злобен, он ищет содержательных отношений с женщинами, уважает акул, не уважает американизмы. Вот мать главного героя; как и сын, она интересуется наркотиками, но читает «Обломова» – слишком большую книжку, чтобы осилить до того, как умрешь, врачи категоричны, и вот вам веская причина крыть английским матом русские романы с длиннотами.

        Неспешно разгуливая по кадру, Глисон обеспечивает этим персонажам взаимосвязь, одновременно их оттеняя. Это его страна и его мир – вроде бы понятный, но состоящий из важнейших мелочей, что придают многоплановость – и ему, и его миру. Собственно, до самого конца можно спорить – этот коп слишком туп или все-таки чересчур умен, а Ирландия – это консервативный рай для мужланов или «дыра» сродни всё тому же Брюгге.

        Но, как бы ни напрашивались параллели, пиратская версия названия никуда не годится. Дублин не появится в кадре ни разу, пусть и будет помянут многократно – в том самом контексте, в котором российская глубинка обычно поминает Москву. Это Коннемара, бро. Национальный парк и гэлтахт, здесь говорят на гэльском, а хочешь говорить на английском – езжай в свою долбаную Англию.

        Вообще, национализм и неприятие англичан – важная фишка ирландского кино, некогда весьма унылого, в чем, правда, виновата не британская корона, а Католическая церковь. Претензии, в общем, те же, что и у иных украинцев к России (да, помянем родину трижды) – от «оккупации» и «уничтожения национальной идентичности» до искусственного голода и выдавливания патриотов за кордон – так ирландцы стали трансатлантической нацией. Ну а разница в том, что уровень жизни в Ирландии теперь заметно выше, чем в бывшей метрополии.

        Быть в курсе национальных тонкостей (вроде той, что Барак Обама тоже «немного ирландец») важно, коли хочешь впитать местный юмор в полной мере. Однако и не обязательно совсем – все непонятки искупит драматургия, где патриотизм замешан с самоиронией, а подтрунивание идет над всеми стереотипами и клише – и над теми, которыми судят об ирландцах, и над теми, которыми мыслят сами ирландцы, и, наконец, над теми, что традиционно присущи полицейскому жанру. Опять двое напарников – белый и черный, правильный и непутевый, опять злодея играет Стронг, опять снует в кадре какой-то полезный пацанчик. Но ощущение попсы отсутствует напрочь, а ведь снимайся фильм на крупной студии, от попсы было бы некуда деться: четыре шутки про святого Патрика, две про лепреконов и так далее – таков обязательный минимум конвейера, и слава режиссеру, собравшему свой дебют вручную.

        Работа Макдонаха – отличный пример того, как можно примирить среднего зрителя со средним европейским кинофестивалем: полицейская комедия – бросовый вроде бы товар, однако получила один из призов на Берлинале, где обычно награждают фильмы «прогрессивные» и «социально значимые» (зачастую это синоним фильмов несмотрибельных). Это национальное кино в хорошем смысле. Маленькое и локальное, но гордое. Жанровое, но в своей, неголливудской колее. С уважением к аудитории, но не в ущерб авторскому замыслу. Краеведение без понтов. Социология без социальщины. Криминальная пьеса без братков. История без продолжения.

        Такое всякой нации нужно. И чтобы своими силами.

        Как сказали бы ирландцы, «Шинн Фейн».


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............