Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

В МИД обозначили план действий на случай отключения России от SWIFT

14 апреля, среда  |  Последнее обновление — 08:59  |  vz.ru
Разделы

Звонок Байдена породил новые риски и возможности

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Сейчас нельзя не учитывать, что американская государственность находится в серьезном кризисе. Поэтому США, скорее всего, попробуют повторить свой собственный опыт 1970-х годов. Подробности...

Монополизм IT-гигантов противоречит законам

Дмитрий Комиссаров
Дмитрий Комиссаров, генеральный директор МойОфис
Международный опыт по предустановке программного обеспечения предусматривает два основных подхода: ограничение роста монополий и протекционизм на локальном рынке. ЕС и США в вопросах предустановки ПО отталкиваются от первого подхода. Китай и Япония – приверженцы второго. Подробности...

Дать стране спокойно жить

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Люди, которые так негодовали на «царскую тиранию», привели к власти настоящую тиранию – и, в отличие от царизма, действительно кровавую. Почему это стоит вспомнить? Потому что присловье, что нельзя обманывать всех, все время и одними и теми же трюками, увы, неверно. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

Пожар уничтожил здание «Невской мануфактуры» в Петербурге

В Санкт-Петербурге после пожара на «Невской мануфактуре», где погиб пожарный, задержали гендиректора предприятия и его заместителя. По данным правоохранительных органов, в здании мануфактуры ранее выявили нарушения требований пожарной безопасности
Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Французское вино спасают с помощью костров

Урожай французского вина 2021 года оказался под угрозой. Из-за аномальных для начала апреля морозов (до минус пяти) виноградники в регионах Бургундия, Шабли и Бордо пришлось обогревать с помощью костров и жаровен. Сообщается, что больше всего от заморозков пострадал цветущий раньше других сорт Шардоне
Подробности...

Скончался супруг английской королевы принц Филип

Муж британской королевы Елизаветы Второй, принц Филип Маунтбеттен, герцог Эдинбургский умер в пятницу в возрасте 99 лет. Они прожили в браке 75 лет. Кстати, по отцовской линии умерший – праправнук российского императора Николая Первого
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...
21:35

В Пермском крае несколько театров модернизируют в рамках нацпроекта «Культура»

Руководство Пермского края решило провести ремонт сразу в нескольких театрах региона, соответствующий вопрос обсуждался на заседании краевого правительства под председательством губернатора Дмитрия Махонина.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: В МИД обозначили план действий на случай отключения России от SWIFT

    Главная тема


    Кто лишил россиян отпусков в Турции

    саммит Россия-США


    Политолог: Америка не может решить без России принципиальные для себя проблемы

    последствия болезни


    Названы главные признаки постковидного синдрома

    «драки каждый день»


    Снимавшаяся голой на балконе в Дубае украинка рассказала о рационе в арабской тюрьме

    Видео

    старта корабля «Восток-1»


    Полет Гагарина сопровождала серия ошибок и неожиданностей

    дорога жизни


    На срочное расширение БАМа пришлось бросить армию

    визит в стамбул


    Заявления Эрдогана о Крыме ввели Зеленского в заблуждение

    лайнер Ил-96-300ПУ


    Чем уникален новый «борт № 1» для президента России

    российский «Спутник»


    Игорь Мальцев: Вакцинация в Европе перетекла в скандал

    ситуация на украине


    Глеб Простаков: Слабость Зеленского ведет к новому конфликту

    официальный визит


    Геворг Мирзаян: Эрдоган показал себя настоящим султаном

    специальный репортаж


    Как советская интеллигенция хранила тайну полета Гагарина

    на ваш взгляд


    На какое черноморское побережье вы предпочли бы отправиться на отдых этим летом?

    «Был ли я удивлен? Признаться, да»

    Михаил Кричман в Венеции получил особую премию, которую вручают не каждый год    21 сентября 2010, 16:08
    Фото: film.ru
    Текст: Кирилл Решетников

    «Я слышал, что в Венеции нет специальной награды для операторов, и поэтому ни на какой приз не надеялся. Да и, собственно, не нужен он мне был», – рассказал газете ВЗГЛЯД оператор Михаил Кричман об одном из «звездных часов» своей жизни – получении престижной премии Венецианского кинофестиваля за фильм «Овсянки».

    Среди нескольких призов, которыми отметили российский фильм «Овсянки» на 67-м Венецианском кинофестивале, есть приз главного жюри премия «Озелла» за лучшее изобразительное решение.

    В сцене, где хоронят Таню, что-то волшебное произошло с небом, и мы едва-едва успели ухватить этот момент

    Удостоенный этой награды оператор Михаил Кричман, который снял также победившую в 2003 году в Венеции картину «Возвращение», рассказал газете ВЗГЛЯД, как рождалась визуальная ткань «Овсянок».

    ВЗГЛЯД: Премия «Озелла» не только престижный, но и редкий приз: он вручается не каждый год. Вы были удивлены, получив ее?

    Михаил Кричман: Я, к сожалению, ничего о ней не знал – о ее особенностях мне рассказали уже в Москве. Я, в частности, узнал, что в свое время ее получил наш знаменитый оператор Вадим Иванович Юсов после того, как в Венеции был показан фильм «Черный монах». Но среди лауреатов этой премии значатся даже не столько операторы, сколько представители других профессий – художники и не только.

    Был ли я удивлен? Признаться, да. Я слышал, что в Венеции нет специальной награды для операторов, и поэтому ни на какой приз не надеялся. Да и, собственно, не нужен он мне был. Но поскольку так вышло, я его с радостью принял.

    ВЗГЛЯД: Некоторые российские критики считают, что фильм «Овсянки» с самого начала попал в число фаворитов фестиваля и был, что называется, запрограммирован на успех. Было ли у съемочной группы ощущение заведомой удачи, когда стало известно, что фильм едет в Венецию?

    М. К.: Да нет, конечно. Были, наверное, какие-то ожидания на сугубо индивидуальном уровне, но и только. Некая ясность появилась во время фестиваля, когда вышел такой специальный листок обзор прессы, следившей за конкурсными фильмами, и «Овсянки» занимали там одно из главных мест. На этом этапе уже были более определенные ожидания.

    #{interviewcult}ВЗГЛЯД: Из чего вы исходили, когда искали визуальное решение – из специфики северных мест, выбранных в качестве натуры, из сценария, режиссерских пожеланий?

    М. К.: Вы перечислили большинство факторов. Безусловно, сыграли роль особенности тех мест, куда нас привел сценарий и куда мы отправились по инициативе Алексея Федорченко. Говоря «мы», я имею в виду художника-постановщика Андрея Панкратова, на чьей машине мы передвигались по всем этим весям, самого Федорченко и второго режиссера. Мы недели две ездили и отбирали натуру. В одно из мест мы вообще не могли попасть, потому что туда ходят только поезда, а дороги на протяжении большей части года размыты, и если ехать на поезде, то по сторонам можно даже видеть завалившиеся КамАЗы.

    ВЗГЛЯД: И где же это?

    М. К.: В Республике Коми. На некотором расстоянии от Сыктывкара находится городок, когда-то построенный болгарами там в 1960-е те же болгары рубили лес. Потом все это закончилось, но городок остался, и часть болгар, наверное, тоже... Вид это имеет такой же, как в те годы, поэтому производит сильное впечатление.

    ВЗГЛЯД: А выбор конкретных пространственных точек в ходе съемки – это компетенция режиссера или ваша?

    М. К.: Было бы странно, если бы я ступал на какие-то поверхности, кажущиеся мне прекрасными, и говорил: «Камера будет здесь». Все обсуждается, но в конечном счете это выбор режиссера. С другой стороны, там были вещи, от которых невозможно отказаться – фактура, жизнь, воздух. То, что нужно было просто взять и не испортить.

    В фильме «Овсянки» особое строение кадра структура света (Кадр из фильма

    В фильме «Овсянки» особое строение кадра и структура света (Кадр из фильма «Овсянки») (Фото: kinopoisk.ru)

    ВЗГЛЯД: Скажите, в чем секрет такого необычного освещения? Как создавалась пастельная цветовая гамма?

    М. К.: Бюджет у фильма, как вы догадываетесь, был небольшой. Кадр выстраивался отчасти исходя из этого, но, конечно, в гораздо большей степени исходя из сценария и мизансцен. Мне казалось – и я продолжаю так считать поныне, что нужно было использовать минимум света. Нам помогла натура.

    Искусственное освещение в какой-то мере применялось в интерьерах (павильонов, кстати, не было, все интерьеры, которые вы там видите, реальные). А на натуре мы свет практически не использовали, разве что в ночных эпизодах, которых там всего ничего. А что касается цветов, то здесь очень велик вклад художника по костюмам Анны Бартули (она работала практически на всех картинах, которые я снимал). Опять же, осенняя и зимняя фактура – в ней цвета немного, нет зелени, преобладают бурые, землистые цвета. Наконец, интерьеры, подготовленные Андреем Панкратовым. Квартира одного из главных героев Аиста Сергеева – это помещение внутри заброшенного дома в Екатеринбурге. Андрей полностью сделал эту комнату. Но на стадии постпродакшна мы цвет не выбирали. Цвет в картине такой, какой он был в реальности.

    ВЗГЛЯД: Алексей Федорченко говорил, что на съемках «Овсянок» было несколько удивительных погодных удач, как будто группе помогали некие таинственные силы. А приходилось ли сталкиваться с серьезными трудностями, с экстремальными ситуациями?

    М. К.: Чтобы снять сцену на льду озера, мы специально ждали морозов, и вот нам сказали, что лед есть, можно снимать. Но операторы камеры, перемещаемой на тележке, отказались увозить ее по льду далеко от берега. В итоге сцену, происходящую на середине озера, пришлось снимать в прибрежной зоне. В какой-то момент лед под Виктором Сухоруковым треснул, и ему пришлось остановиться – это даже есть в кадре, дальше там склейка.

    А вот в сцене, где хоронят Таню, что-то волшебное произошло с небом, и мы едва-едва успели ухватить этот момент. Впечатление было потрясающее лица актеров оказались ярко освещены, как если бы на них падали солнечные лучи, но небо за ними оставалось серым и мрачным.

    Не то чтобы на съемках «Овсянок» все шло как по маслу, но сейчас, по прошествии почти двух лет, могу сказать, что это было удовольствие.

    ВЗГЛЯД: Есть впечатление, что по визуальному эффекту «Овсянки» похожи на фильм Андрея Звягинцева «Возвращение», тоже снятый вами и получивший венецианского «Золотого льва».

    М. К.: На съемках «Возвращения», действительно, тоже была идея минимизации цвета, не хотелось буйной зелени, хотелось северных тонов, приглушенных, холодных. Но там был другой Север, чем в «Овсянках», Ладога и Финский залив. С позитивов «Возвращения» не удаляли серебро, которое обычно смывают, чтобы проступил цвет, оно приглушало красный, делало синий похожим на серый, уменьшало яркость зелени. А в случае «Овсянок», в отличие от «Возвращения», уже делалась компьютерная обработка негативов.

    ВЗГЛЯД: Когда вы снимаете очередной фильм, помогает ли опыт предыдущих картин, или все приходится делать по-новому?

    М. К.: Безусловно, опыт приобретается, и какие-то вещи начинаешь видеть сразу. Глядя в камеру, что-то уже можешь оценить на глазок, сказать, хорошо это или плохо. Но каждый раз это происходит не совсем так, как раньше, и тут в числе прочего есть чисто технические причины. Скажем, со времен «Возвращения» сменилось два поколения пленок, и возможности нынешней пленки совершенно другие.

    ВЗГЛЯД: Как вы думаете, чем «Овсянки» привлекли венецианских арбитров?

    М. К.: Полагаю, дело в том, что кино получилось цельным. И премия, которую дали мне, – это, скорее, награда фильму, а не награда за отдельно взятую операторскую работу. Мне сложно отделить то, что делал я, от работы других участников съемок.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •