Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

6 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
20 июня 2006, 18:29 • Культура

Дневной дозор: Всем выйти из саундтрека

Песни Иных: выпущен саундтрек Дневного дозора

Дневной дозор: Всем выйти из саундтрека
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Михаил Фоменко

Впервые в каталогах дистрибьюторов сборник появился еще до выхода фильма и имел все шансы стать последним саундтреком 2005 года. Но потом дата релиза была перенесена на несколько недель, затем еще на несколько, затем на месяц и в конце концов на неопределенный срок. Саундтрек был готов к изданию лишь спустя четыре с лишним месяца – за это время официального издателя успели опередить несколько неофициальных.

И все же лучше поздно, чем никогда. В свое время первый фильм из серии «Дозоров» так и остался без полноценного саундтрека. Издатели собирались выпустить двойной альбом с музыкой для «светлых» и музыкой для «темных», но в итоге единственным официальным релизом стал макси-сингл «НЕсаундтрек». Диск прилагался к одному из номеров журнала «Harper’s Bazaar» и содержал четыре песни, которые не звучали в фильме, но были написаны по его мотивам. К примеру, Жанна Фриске, исполнительница роли Алисы, записала характерную легкомысленную поп-песенку: «Темные и Светлые и днем и ночью па-па-трулируют».

Дневной саундтрек

Примерно через неделю после премьеры «Дневного дозора» в Интернете начали распространяться ссылки на первый «саундтрек»
Примерно через неделю после премьеры «Дневного дозора» в Интернете начали распространяться ссылки на первый «саундтрек»

Примерно через неделю после премьеры «Дневного дозора» в Интернете начали распространяться ссылки на первый «саундтрек». Тут же возникли дискуссии: большинство пользователей сходилось на том, что музыкальные продюсеры фильма подобрали что-то на удивление несуразное. На самом деле ничего удивительного в этом не было. Одного критического взгляда на трек-лист было достаточно, чтобы понять – к официальному саундтреку эта сборка отношения не имеет.

Например, «Песню шофера», которая в фильме звучит в оригинальном исполнении Олега Анофриева, на «пиратском» саундтреке поет Леонид Агутин – эту запись из «Старых песен о главном» достать легче всего. Кстати, в официальный саундтрек песня не вошла вовсе – хватило и того, что после выхода «Дозора» Олег Анофриев предъявил компаниям-производителям претензии в связи с нарушением авторских и смежных прав.

В остальном создатели пиратского саундтрека были более щепетильны. Они правильно расслышали в фильме «Черный бумер» Сереги и «Гоп-гоп» Верки Сердючки (последний трек позднее вошел и в официальный релиз), а также пару треков группы «ТТ-34». Впору пришлись несколько композиций проекта Drum Ecstasy, которые были записаны еще для «Ночного дозора».

Моментальное появление и распространение «липового» саундтрека в Сети и в розничной продаже лишний раз показало, как промахнулись издатели, чересчур задержав официальный релиз. На волне ажиотажа после премьеры все, связанное с «Дневным дозором», было чрезвычайно актуальным и востребованным. Но подогревать интерес на том же уровне почти пять месяцев не под силу даже Первому каналу.

Вскоре свой кусочек от лакомого пирога захотели отхватить не только пираты, но и легальные издатели. В тот момент, когда надежда на появление официального саундтрека начала было угасать, на прилавках магазинов появился сборник с длинным названием «Мел Тамерлана. Иной саундтрек. Сумеречная версия». Издатели – украинская компания Moon Records и ее российский партнер «Мистерия Звука».

Оформление обложки и очевидные аллюзии в названии диска сразу отсылают к «Дневному дозору», при этом официально сборник никакого отношения к фильму не имеет. Но и придраться к «Иному саундтреку» правообладатели не могут – ни словосочетания «Дневной дозор», ни изображений персонажей, ни каких-либо других поводов для разбирательств на диске нет.

«Полулегальный» саундтрек к «Дозору» – далеко не первый подобный опыт у Moon Records. Аналогичным образом после премьеры «Бумера» вышел сборник «БУМЕРанг», а после «Боя с тенью» – «Бой с темным». Трюки, давно знакомые по китайским кроссовкам «Reabok», «Naik» и «Adibas», снова в моде.

Песни, представленные на «китайских» дисках, почти не пересекаются с музыкой из фильмов. Сборники составляются из доступных издателю треков – взятых из собственных закромов либо позаимствованных у дружеских лейблов. К примеру, «Мел Тамерлана. Иной саундтрек» открывается песней Кати Чеховой «Я – Робот». Крайне сомнительное сопровождение к «Дневному дозору», зато предсказуемый шаг со стороны Moon Records, издающей альбом Кати Чеховой на территории Украины.

Последний саундтрек

«Город 312»
«Город 312»
Наконец, когда о «Дневном дозоре» уже успели подзабыть (а напоминал о нем разве что клип группы «Город 312»), сумрак рассеялся и проступили первые официальные пресс-релизы. Удивительно, но у издателей хватило-таки смелости заявить альбом как «первый саундтрек года».

Сборник, представленный все той же «Мистерией звука», компанией Real Records, Первым каналом и радиостанцией «Европа Плюс», немного удивил избирательностью и неоднозначностью. В том, что два самых раскрученных трека («Тамерлан» Сереги и «Останусь» группы «Город 312») не звучали в фильме, особого криминала нет. «Music from and inspired by the motion picture» – музыка, звучащая в кинокартине и написанная по ее мотивам, – нормальная мировая практика.

Другое дело, что действительно использовавшиеся в фильме песни представлены на сборнике весьма избирательно. В сцене возле метро ВДНХ из палаток доносятся фрагменты как минимум пяти песен, из них на диск попали только две. По известным причинам решили обойтись и без пресловутой «Песни шофера». Нет песни «Парнишка», которую на шабаше Темных Сергей Шнуров пел вместе с цыганским хором.

По сути своей официальный релиз недалеко ушел от «полулегального» суррогата Moon Records – песни выбирались издателями из собственных ресурсов и исходя из собственных интересов. В первую очередь это касается группы «Город 312». Не секрет, что песня «Останусь», ставшая популярной после «Дозора», на самом деле не только не звучала в фильме, но и была написана независимо от него. В 2005 году, еще до появления «Дневного дозора», «Останусь» выходила на альбоме «213 дорог», дебютной пластинке группы. Правда, тогда «Городом» еще не занимался Real Records, и работа осталась практически незамеченной.

Контракт с Real Records обеспечил «Городу 312» раскрутку, о которой можно было только мечтать. «Останусь» преподнесли как песню к «Дневному дозору», клип сопровождался кадрами из фильма, страна плакала над судьбой лирической героини, как, возможно, не плакала со времен баллад Тани Булановой.

Добавьте к этому успех песни «Вне зоны доступа», которую Real Records также насильно привязал к саундтреку фильма «Питер FM», – и вот уже группа «Город 312» победоносно шествует по стране. Наверняка в ближайшие полгода-год музыканты получат не одну премию вроде «Прорыв года», а их свежий альбом будут расхватывать как пирожки – это притом что он на три четверти состоит из старого, некогда невостребованного материала.

Поэтому главное, что придает сборнику статус оригинального саундтрека, – инструментальные композиции, написанные для фильма композитором Юрием Потеенко. Уже не в первый раз Потеенко демонстрирует профессиональную работу на этом непростом поприще, четко попадая в настроение фильма и его отдельных сцен. Поэтому в «Дозоре» его музыка практически не обращает на себя внимание – в данном случае это достоинство, а не недостаток. Зато диск с саундтреком дает наконец возможность получше вслушаться в очень неплохой и разнообразный музыкальный материал.

..............