Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
31 марта 2006, 16:00 • Культура

Тимати: «Я показываю людям, что я поднялся»

Певец Тимати: «Я показываю людям, что я поднялся»

Тимати: «Я показываю людям, что я поднялся»

Tекст: Гуру Кен

Мы сидим с Тимати в клубе «B-club», он совладелец этого заведения. Выпускник «Фабрики звезд – 4», он сумел зарекомендовать себя ярким артистом жанра хип-хоп и R'n'B. Жанра, набирающего популярность в России. Да чего там скрывать, самого модного музыкального жанра в столице сегодня.

Тимати сосредоточен и серьезен. Его предупредили, что вопросы будут заковыристые, и он готов отвечать максимально подробно.

Ведущие тренды

Тимати и диджей DLee
Тимати и диджей DLee
- «B-club» стал форпостом хип-хоп- и R'n'B-культуры – модные западные артисты, лучшие отечественные. Была задача сделать именно модный клуб в таком направлении?
- Я не согласен с распространенным заблуждением, что в России не любят и не слушают хип-хоп и R'n'B. Мы же ездим по всей стране, и я вижу реальный интерес к этой культуре. Помимо того проекта, который вырос из «Фабрики звезд», «Банды», у нас есть более клубный проект «Тимати и диджей DLee». Между прочим, DLee завоевал на чемпионате диджеев в Лондоне первое место. Мы выступаем только в больших клубах, он делает музыкальную подкладку, а я поверху начитываю разный фристайл. У нас по 10-15 концертов в месяц – и в каждом городе залы переполнены. Движение развивается, не зря появилось специализированное радио Next. Хип-хоп-культура пришла и завоевывает все больше поклонников. Но «B-club» – это не для всех, у нас есть фейсконтроль, мы смотрим на вещи со стороны бизнес-подхода. Мы всегда делаем выбор в сторону более денежной публики. Даже если есть выбор между «мажором» на папенькиной машине и фанатом хип-хопа в кроссовках, я всегда сделаю выбор в пользу «мажора», потому что у него есть деньги. Бизнес есть бизнес.

- Чем можно объяснить то, что у радио Next весьма низкие рейтинги, а хип-хоп-артисты не выходят из рамок клубной культуры?
- Есть проект «Банда», и мы собираем филармонии, театры, цирки – большие площадки. Сейчас концерты у нас пореже, но когда мы впервые поехали на гастроли, везде был теплый прием.

- Изначально рэп и хип-хоп были музыкой протеста. Сейчас в Америке рэп читают по большей части «мажоры». У нас в России есть маргинальная протестная группировка «Каста», с одной стороны, и все связанное с тобой и Децлом, с другой стороны. Как ты увязываешь изначальную протестность и некую нынешнюю буржуазность?
- Ну вот ты слышал их, скажи, против чего они протестуют?

- Против бедности, криминальной обстановки. Вскрывают социальные болячки.
- Я не слышу в их песнях протеста. Они говорят об этом как о данности. Но я не считаю нужным грузить людей всеми этими проблемами. Если поешь о том, что плохо, то лучше от этого не станет. «Каста» заняла свою нишу клубного проекта. Но они же зажаты в его рамках. Они не могут спеть песню просто про любовь. Они не гнутся, они непластичные. Я куда более свободен в этом отношении. Могу спеть социальную историю, могу спеть коммерческую вещь для «радиоформата». Надо уметь гнуться. Не прогибаться, а быть гибким. И у меня музыка не «мажорная», а гламурная. Для самых разных возрастов и ситуаций. Мне есть что сказать.

- Я вижу противоречие в том, что ты хочешь петь светлые позитивные песни и при этом визуальный ряд в клипах вызывает явное неприятие своей вычурностью и претенциозностью. Целую передачу на Муз-ТВ ты посвятил пафосным вещам. Раньше ненависть вызывал Децл, сейчас ты.
- Не согласен с такой постановкой вопроса. Нет такого человека, которого любят все. Чем больше тебя любят, тем больше и ненавидят. Есть эффект зависти, люди всегда завидуют успеху других людей.

Поп-артист в бриллиантах

Обложка диска группы БАНДА
Обложка диска группы БАНДА
- Ты специально провоцируешь такую зависть?
- Я живу так, потому что я так живу. Я заработал. Я могу позволить себе вставить бриллианты в уши. Я могу позволить себе ездить на хорошей машине. И не потому, что ее мне дал папа. Потому что я заработал ее своей головой. Я умный человек в том смысле, что я знаю, как из музыки и шоу-бизнеса вытянуть деньги.

- Почти любой поп-артист может купить бриллианты и надеть на себя толстую золотую цепь. Но почему-то они не делают этого.
- Ты хочешь сказать, что у Софии Ротару или Аллы Пугачевой нет дорогих бриллиантов или дорогих машин?

- Есть, но они не надевают на себя все сразу и вообще не педалируют эту тему. А ты педалируешь. Сознательно?
- Я делаю то, что мне нравится. Каждый сходит с ума по-своему. Если кто-то хочет надеть бриллианты, то он надевает их. И наоборот. Просто стилистика хип-хопа подразумевает некие вещи. Если ты посмотришь американские хип-хоп-клипы, то увидишь, что они всегда ходят в золоте и бриллиантах. Точно так же, как рокеры ходят в косухах с длинными волосами в хвосте. Как готы намазывают черные круги под глазами. Такая же история. Я показываю людям, что я поднялся и у меня это есть. А почему я должен это скрывать? Я же не скрываюсь от налогов и т. д. Я могу себе это позволить – я покупаю и ношу. Почему-то это вызывает бурю зависти – «мажор», золотая молодежь…

- Есть же стилистическое неприятие. Многие рассуждают так: вот нацепили на себя все, что в доме есть, и скачут по экрану, как обезьяны. У нас в России такой показной пафос не принят.
- У нас такое поведение всегда было свойственно кавказцам. Все самое лучшее напоказ. Восточные народы тоже так себя ведут. Гангста-рэп – это, по сути, русский шансон. Все про тюрьму, про разборки. Например, в Германии почти 70% молодежи слушает хип-хоп, а ведь там никаких подобных традиций раньше не было. Европу наводнил рэп. Необязательно быть черным, чтобы петь рэп, нужно понимать, по каким канонам идет игра.

Хип-хоп как он есть

- На русском языке удобно петь хип-хоп?
- Гораздо сложнее, потому что язык гораздо сложнее. Зато интереснее. Структура сложнее, рифмовать сложнее.

- При сочинении хип-хоп-текста так же важны рифмованные окончания, как в обычных песенных текстах?
- Нет, фактически мои тексты – проза. В тексте может не быть рифм. Но прочитано все должно быть на одном дыхании, в одном ритме. Сочиняется зачастую спонтанно – как положил, так положил. Я сажусь писать, включаю инструментал – и фантазия рисует какие-то картины. Я собираю их, как-то компоную в единое целое, и получается песня.

- Я читал культурологические исследования американских ученых, посвященные хип-хопу. Они обосновывают некоторую вульгарность и гротесковость в эстетике хип-хопа феноменом компиляции разных культур в низкообразованной негритянской среде.
- Гротеск присутствует безусловно. И еще в хип-хопе много агрессии и секса. И понятно почему. Кто считается лучшими любовниками? Считаются чернокожие. Есть гротеск, потому что у них ничего не было и вдруг они дорвались до денег и самых лучших машин. Но при этом в хип-хопе есть такая сила и такой кач, который нравится людям. Как в африканских племенах используют такой ритмический рисунок, от которого неподготовленные люди впадают в транс. И также в хип-хопе есть такая звуковая частота и такой тембр голоса, такая вибрация баса, что ты слушаешь и не можешь остановиться. Попадаешь под гипноз. Хип-хоп – это не музыка, это стиль жизни. Вот что главное.

..............