23 июля, воскресенье  |  Последнее обновление — 23:52  |  vz.ru

Иерей Димитрий Фетисов

 
Родился в 1986 г. в г. Рязани. Окончил православную гимназию в честь Святителя Василия Рязанского. В 2007 г. рукоположен в священный сан. В 2008 г. с отличием закончил Рязанский Государственный Университет им. С. А. Есенина с квалификацией специалист теологии. Работает старшим преподавателем кафедры теологии, преподавая дисциплины: история христианской письменности и каноническое право. Ведет блог: iereydimitriyfetisov.blogspot.ru. Женат, отец троих детей.

Мнения

Всем жителям выдано по тысяче баллов рейтинга – базовый капитал. В зависимости от того, как ты будешь себя вести, рейтинг будет повышаться или понижаться. Думаю, у нас эта идея должна понравиться всем, кроме двух категорий населения.
Обсуждение: 97 комментариев

Дебаты Алексея Навального и Игоря Стрелкова стали важным событием для узкого сегмента политизированного сообщества – два оппозиционера выясняли, кто из них настоящий националист, патриот и «борец с режимом».
Обсуждение: 170 комментариев

Если исходить из вовлеченности России в конфликты, а также из перечня внешних опасностей, которые перечислены в военной доктрине России, ЧВК могли бы сыграть заметную роль в продвижении национальных интересов.
Обсуждение: 13 комментариев

Наличие в украинском обществе такого радикального ядра общеизвестно. Интересно другое. Оказалось, что аналогичное по своим размерам и настроениям ядро существует, как это ни парадоксально, в Донбассе и даже в Российской Федерации.
Обсуждение: 40 комментариев

Распространенное мнение об «историческом противостоянии» религии и науки частью преувеличено, а частью является откровенной ложью. Ни европейские протестанты, ни Православная церковь никак не были связаны с гонениями на науку.
Обсуждение: 453 комментария

Во Франции волонтерское дело поставлено на системную основу. В советские времена также действовало масштабное добровольческое движение, сотни людей проводили летние отпуска, восстанавливая любимые памятники. Мы возрождаем его сегодня.
Обсуждение: 6 комментариев

В процесс передела Ближнего Востока активно вовлечены все без исключения. Каждый хочет получить свою долю вновь разрезаемого пирога. Так как же поступить максимально по справедливости, не навредив своим интересам?
Обсуждение: 17 комментариев

Не кажется ли странной ситуация, когда лидеров двух крупнейших в мире соперничающих государств (способных одним нажатием кнопки снести все живое с поверхности земного шара) обвиняют чуть ли не в сговоре? В сговоре против кого?
Обсуждение: 19 комментариев

На фоне расчистки банковской системы России часто встречаются новости о том, что в банках ненадлежащим образом учитывались обязательства. Одним из популярных средств борьбы с такими нарушениями стала технология блокчейн.
Обсуждение: 18 комментариев

Идеологи и инициаторы реформ, спускаясь с трибуны, попадали в объятья сторонников. Физический контакт с обычным человеком вызывал у революционеров ужас и отчаяние. Дело здесь отнюдь не только в русофобии и презрении к черни.
Обсуждение: 122 комментария

Иерей Димитрий Фетисов: Реформировать Церковь или меняться самим?

12 января 2016, 11:28
Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

В истории с отставкой отца Всеволода Чаплина есть один важный момент, который заслуживает самого пристального внимания. Это его предложения, касающиеся реформы епархиального и церковного управления.

Принципиально стараюсь не заниматься рассуждениями о всякого рода кадровых перестановках в Церкви и конспирологическими версиями, которые с ними связаны. Причин для этого много.

«Некоторые из таких «реформаторов» желают разрушить Церковь целенаправленно»

С одной стороны, не хочется закреплять дурную привычку эмоционально реагировать на разного рода инфоповоды, не пытаясь размышлять о настоящих церковных проблемах, реально беспокоящих людей, неравнодушных к православию. С другой – в таких ситуациях совсем немного пищи для размышления, так как оценка любого внутрикорпоративного конфликта всегда неизбежно субъективна и спекулятивна.

Ну и наконец, самая главная причина – верующий народ, даже церковную интеллигенцию, все эти события мало волнуют.

Здесь готовы спорить с пеной у рта церковные маргиналы-диссиденты, посвятившие остаток своих дней спасению РПЦ посредством троллинга ее патриарха, да профессиональные журналисты, которые в церковной жизни и проблематике разбираются немного больше, чем старик Хоттабыч в футболе.

У Церкви, если выразиться языком политологов, «ядерный электорат», практически не реагирующий даже на явно скандальные ситуации, происходящие где-то там в «верхах». Поведение нормального верующего или простого священника, радеющего о духовной жизни и спасении, здесь чаще всего похоже на реакцию футбольного болельщика, который вряд ли перестанет посещать матчи из-за того, что где-то «там» якобы несправедливо уволили Платини с Блаттером.

Впрочем, в истории с отставкой отца Всеволода Чаплина есть один важный момент, который заслуживает самого пристального внимания – это его предложения, касающиеся реформы епархиального и церковного управления посредством введения системы выборов епископов и священников местными общинами.

Суть реформы проста: священника избирает община, епископа – местное расширенное епархиальное собрание с участием всех клириков и двух мирян от каждого прихода. Местному архиерею (в случае избрания клирика для прихода) и Синоду (в случае избрания на архиерейскую кафедру) дается ограниченное право «отвода кандидата – исключительно по каноническим основаниям, которые он должен представить приходскому (епархиальному) собранию».

В подобного рода рассуждениях (отец Всеволод далеко не первый их озвучивает) часто идет отсылка к практике, существовавшей в древней церкви. И здесь непонятно: или эти люди плохо знают церковную историю, или не понимают реалий современной приходской жизни. Не исключаю, что некоторые из таких «реформаторов» желают разрушить Церковь целенаправленно.

Действительно, такая практика (речь о выборах епископа) существовала, но преимущественно в тот период, когда христианство было под запретом и человек, которого собрание простых клириков или мирян избирало епископом, понимал, что с наибольшей долей вероятности ему предстоит претерпеть мученическую смерть на его посту.

В последующую после миланского эдикта (313 год, когда Церковь перестала преследоваться государством) эпоху, по свидетельству непревзойденного до сих пор корифея церковной истории В. В. Болотова, постепенно практика, при которой в выборах епископа участвуют миряне и простые клирики, сходит на нет.

Сам Болотов, комментируя идею выборности, широко обсуждавшуюся во второй половине ХІХ, говорил следующее: «В настоящее время разглагольствования о выборном начале вошли в моду, и оно находит многих сторонников, но я не из их числа.

По моему мнению, эти господа должны обратить внимание на то, что Psífos (древнегреч. – камешек, шарик; в дальнейшем – баллотировка, подача голосов) существовал, но затем отменен, то это случилось не без уважительных причин.

Отношения с тех пор до того искажены, что восстановление Psífos у нас в России принесло бы столько пользы, сколько разведение виноградных лоз вдоль тротуаров в Петербурге».

Примечательно, что профессор церковной истории, прервав исторический и канонический экскурс и весьма трезво оценивая современную ему ситуацию, скептически сравнивает данную идею с утопичным предложением о разведении винограда на берегах Невы.

В настоящее время данная идея еще более утопична и вредна. Не желая спорить в рамках канонического права и церковной истории (хотя аргументов против таких нововведений предостаточно), скажу, что последствия подобной децентрализации будут катастрофическими.

Взгляните на разрозненный протестантский мир, состоящий из многих тысяч общин, каждая из которых имеет свое оригинальное богословие, неизбежно в этих условиях деградирующее (женское священство и епископат, «венчание» однополых браков и т.п.). Общая причина этой деградации – отрыв от церковного предания, идущего от самих апостолов, в результате которого, в частности, община получила автономное существование, мало зависящее от епископа.

Абсурдность выборов священников и епископов можно проиллюстрировать анекдотичной идеей выборов ректора солидного вуза студентами. Здесь неизбежно встают вопросы оценки степени компетентности выборщиков, а также зависимости выбранного лица от группы, организовавшей его электоральную поддержку.

Несомненно, в такой системе к власти на приходах и епархиях будут приходить крикливые популисты, желающие любой ценой занять место настоятеля или правящего архиерея, предельно зависимые от группы лиц, избравших их. В такой, условно говоря, церкви, станут обычными самые грязные технологии пиара, которые свойственны политическим выборам.

Религиозная организация, устроенная по такому принципу, станет просто игрушкой в руках местных властей и иных сил (например, зарубежных НКО), пожелавших профинансировать кого-либо из кандидатов, оказать ему информационную поддержку или желающих устроить ему общественную обструкцию.

Много есть и других весомых аргументов против абсурдных и противоречащих церковному Преданию реформ. Главная же из них такова: в сложившихся условиях системы церковного управления можно вполне плодотворно трудиться, проповедуя слово Божие и созидая общинную жизнь.

Поверьте, дорогие друзья, общецерковная, епархиальная и приходская жизнь бьет ключом, стремительно и довольно неформально (за некоторым исключением) развивается. Увеличивается количество сознательных прихожан. И происходит это во многом благодаря деятельности патриарха Кирилла, несомненно, имеющего большой авторитет среди простого духовенства.

Думаю, при чтении либеральных СМИ, обиженных диссидентов и прочих сил, «переживающих» за Церковь и призывающих изменить Ее, но не себя, нам по-прежнему нужно хорошо «фильтровать» информацию.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Владимир Неелов: Цепь для псов войны

Если исходить из вовлеченности России в конфликты, а также из перечня внешних опасностей, которые перечислены в военной доктрине России, ЧВК могли бы сыграть заметную роль в продвижении национальных интересов. Подробности...

Денис Селезнев: Украинское общество войны и его российская составляющая

Наличие в украинском обществе такого радикального ядра общеизвестно. Интересно другое. Оказалось, что аналогичное по своим размерам и настроениям ядро существует, как это ни парадоксально, в Донбассе и даже в Российской Федерации. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

Роман Плюта: Наука на пороге Церкви

Распространенное мнение об «историческом противостоянии» религии и науки частью преувеличено, а частью является откровенной ложью. Ни европейские протестанты, ни Православная церковь никак не были связаны с гонениями на науку. Подробности...
Обсуждение: 239 комментариев

Артем Демидов: Даже из Европы приезжают, чтобы реставрировать наши памятники

Во Франции волонтерское дело поставлено на системную основу. В советские времена также действовало масштабное добровольческое движение, сотни людей проводили летние отпуска, восстанавливая любимые памятники. Мы возрождаем его сегодня. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Павел Волков: Почему Израиль против сирийского перемирия?

В процесс передела Ближнего Востока активно вовлечены все без исключения. Каждый хочет получить свою долю вновь разрезаемого пирога. Так как же поступить максимально по справедливости, не навредив своим интересам? Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Владимир Можегов: Агенты традиции против фантомного государства

Не кажется ли странной ситуация, когда лидеров двух крупнейших в мире соперничающих государств (способных одним нажатием кнопки снести все живое с поверхности земного шара) обвиняют чуть ли не в сговоре? В сговоре против кого? Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Антон Любич: Блокчейн вошел в ЕАЭС через Белоруссию

На фоне расчистки банковской системы России часто встречаются новости о том, что в банках ненадлежащим образом учитывались обязательства. Одним из популярных средств борьбы с такими нарушениями стала технология блокчейн. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Андрей Бабицкий: Реформаторы 90-х обманули сами себя

Идеологи и инициаторы реформ, спускаясь с трибуны, попадали в объятья сторонников. Физический контакт с обычным человеком вызывал у революционеров ужас и отчаяние. Дело здесь отнюдь не только в русофобии и презрении к черни. Подробности...
Обсуждение: 145 комментариев

Наталья Макеева: Преодоление русской катастрофы или новый раскол?

Если мы вообще хотим уврачевать противостояние красных и белых, следует ставить не вопрос «кто злодей, а кто праведник», а начать интеллектуально прорабатывать ответы на три совсем других вопроса. Подробности...
Обсуждение: 485 комментариев

Вадим Самодуров: Разбирая Малороссию

У Захарченко нервы железные, но и его терпению, похоже, пришел конец. Теперь мы вам не какое-то ОРДЛО, а Малороссия, говорит он. Это можно рассматривать как ответ на провокацию, но сделано это явно топорно и необдуманно. Подробности...
Обсуждение: 36 комментариев
 
 
© 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............