Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
10 декабря 2013, 11:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Искусство покаяния

Михаил Бударагин: Искусство покаяния

Сторонники «невидимой руки рынка» считают, что каяться за все должно государство. За Сталина в особенности. Народу тоже не возбраняется. За грязные уши. А вот бизнес, конечно, не должен каяться, разве ж это в голову кому придет?

Мир отечественного ретейла причудлив, запутан и полон странными людьми, которых жизнь учит-учит, но так ничему и не научила.

Представители компаний потребительского сектора, кажется, даже ездят за границу, то есть могут судить, как обстоит дело там, на Западе, на который в этой среде принято равняться.

Я боюсь, что довольно локальная история о «самой громкой распродаже сезона» станет тем камешком, который, покатившись, вызовет лавину

Но не выходит каменный цветок. Вот, например, широко разрекламированная «черная пятница», то есть огромная распродажа всего и вся через специальный сайт (на сайте теперь висят странно бодрые слова о том, что все немного не получилось), с треском провалилась. Что не удивительно, потому что были нарушены сразу три главных бизнес-правила, которые вошли в учебники для дошкольников.

Правило номер один – не жлобьтесь. Если вы решили делать все через Сеть, то уж наймите за большие деньги отличных программистов, поставьте серверы, обеспечьте все для того, чтобы сайт функционировал круглосуточно, при любой нагрузке и в любую погоду. Нет, сделали за три копейки, все рухнуло в первые же минуты – а все жадность, жадность.

Правило номер два. Нет ничего важнее репутации. Если вы влезаете в проект и анонсируете его как «первый», «лучший» и «уникальный», будьте готовы к тому, что отработать эти эпитеты нужно как можно лучше. И снова нет: мол, ну, рухнуло, ну, «а мы-то чо?» Организаторы томно говорят «мы ошиблись», а участники вообще молчат. Сами ретейлеры как будто в этом позоре не участвовали.

Правило номер три. Лох – это только тот, кто считает лохом другого. Никаких иных лохов просто не существует. Если вы делаете что-то в Сети и пиарите что-то через блоги, будьте готовы к тому, что блогеры придут и узнают, что ваша супермегаскидка равна 10 процентам. И через час об этом будут знать вообще все. То есть детсадовские попытки сыграть в «а мы вам выложим три ерундовины, вот и распродажа» выглядят настолько жалко, насколько это вообще возможно.

Обманутые покупатели поиздевались над продавцами, но на массовое возмущение, конечно, никого не хватило: мы ведь давно, если честно, ко всему этому привыкли. Очередной кредит доверия, который готово было выписать доверчивое население бизнесменам, растрачен, доверие утеряно.

Что делать?

А ведь то же самое, к чему апологеты «невидимой руки» и сторонники того, что «государство – это плохо и неэффективно», а «бизнес – это здорово и прорыв», призывают все время власть. Каяться. По-настоящему, фразой «мы ошиблись» тут не обойдешься.

Раз уж государство должно каяться за Сталина, то почему бы бизнесменам, которые у нас почему-то пребывают все время в страдательном залоге (бизнес обижают, такое впечатление, что сам бизнес – белый и пушистый), не покаяться за преднамеренный обман? За категорическое неумение выстроить логистику очень простой акции? За вранье?

Да-да, не пишите «у нас не все получилось», пишите «мы, безмозглые идиоты, сэкономили на сайте, он и рухнул, все осознаем». Не пишите «товара не было в наличии», пишите прямо «мы – жлобье, у нас один чайник сорокалетней давности». Объясните, что ваши контрагенты, которые молчат, как будто так и надо, вас обманули.

Провальная распродажа и близость Нового года – лучший повод выйти и коллективно признать свою ответственность за неэффективность, за глупость и косность, за прямой обман и недоговоренности. Граждане не любят предпринимателей вовсе не из-за «совковости», не ценит наш человек усилия бизнесменов вовсе не из-за за того, что Сталин на ушко плохое нашептал.

За вранье не ценит, за лажу, за хамство и высокомерие.

И если эту ситуацию как-то не переломить (я уж молчу про «исправить»), то когда вы начнете проседать, закрываться и стоять перед банками на коленях, мы будем злорадствовать, как злорадствуем над злополучным Полонским, голышом бегающим по джунглям.

Потому что ведь поделом, поделом.

Потому что это ведь апологеты вашего свободного рынка всех, кроме вас, научили тому, что нужно каяться.

Научитесь, пока не поздно.

Никому ведь даже в голову не пришло, что после «черной пятницы», проведенной откровенно позорно, нужно просто взять и устроить настоящую распродажу. Да-да, 80% скинуть, 75%, на всю линейку и перед каждым извиниться лично: «Вы на нас надеялись, а мы вас обманули, мы больше так не будем, честно».

Не сделали? Не обижайтесь потом, если что.

..............