Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
20 октября 2011, 13:17 • Авторские колонки

Павел Данилин: Год без Лужкова

Павел Данилин: Год без Лужкова

Я еду в маршрутке по выделенной полосе Боровского шоссе. Рядом в пробке стоят автомобилисты. Они злы. Но еще полгода назад в пробке на Боровке стояли все. И злы были все.

Новации, произошедшие в столице с приходом нового мэра Сергея Собянина за год после отставки Лужкова, вызывают разные эмоции. Кто-то, как те же водители авто с Боровки, бесятся от того, что полос стало меньше. А кому-то нравится, что в кои-то веки из спального Солнцева можно въехать в Москву на автобусе не за час, а за 30 минут. На чьей вы стороне?

Город постепенно превращался из динамичной столицы в архаичный, деспотичный и некомфортный для жизни приют для чиновников разного уровня, богачей и олигархов

В Солнцево живут 120 тысяч человек, еще 115 тысяч – в Ново-Переделкино. Плотность населения, по сравнению с другими московскими районами, низкая. Собрать жителей с утра, перевезти их к метро, а вечером доставить обратно – все это дело отнюдь не простое. Тем более что Боровское шоссе многие хитрые водители использовали для обхода Киевского, чтобы не стоять на Ленинском и на Вернадке, а сразу очутиться на Мичуринском или – через Рябиновую – на Кутузовском. Сквозной трафик через Переделкино и Солнцево дает больше половины всей загрузки Боровского шоссе.

Сегодня машины стоят в пробках. А автобусы едут. На них едут местные жители двух спальников. В Москву. Их ежедневно порядка 50–60 тысяч человек. И что-то где-то глубоко во мне говорит, что это справедливо. Что дороги созданы не только для того, чтобы жители Москвы и Подмосковья устраивали в столице перманентный коллапс часа на три с утра и часа на четыре с вечера. Что-то мне подсказывает, что по дорогам все же надо ездить.

Для меня, как убежденного пользователя общественным транспортом, нововведение Собянина выглядит, по меньшей мере, обоснованным, а в пределе так и вполне рациональным. Не хочешь ехать в пробке три часа? Оставь машину и езжай на электричке, на метро, на автобусе. Хочешь стоять? Стой.

Кстати, точно такая же логика, к примеру, у выделенных полос на Севастопольском и на Мичуринском. Ни там, ни там нет близлежащих станций метро, куда можно было бы спокойно дойти пешком. Жители вынуждены терять время, добираясь до метрополитена в пробках.

В среду мэр Москвы Сергей Собянин отчитывался перед Мосгордумой о проделанной работе. Перечислил проблемы, доставшиеся ему «в наследство» от прежнего градоначальника Юрия Лужкова. Среди которых кто как, а я могу назвать главную – город постепенно превращался из динамичной столицы в архаичный, деспотичный и некомфортный для жизни приют для чиновников разного уровня, богачей и олигархов. Засилье большого доллара и большой же бюрократии, воцарившаяся архаика, если не сказать дикость, символизировавшаяся стеклянными башенками, «квасным» патриотизмом в красных рубахах и массовым сносом исторической застройки города, с которой ничего было нельзя поделать, – все это бесило и на каждом углу как будто громогласно объявляло: «Это больше не твой город».

#{image=453076}При Юрии Лужкове мэрия каждый год обещала миллиарды – на дороги, на транспорт. Но вот где был эффект от этих трат? В конце года деньги освоены, а изменений практически не произошло. Очередное транспортное кольцо по цене километра дороже, чем если его из чистого золота делать? Помпезные празднования дня города? Реклама повсюду и везде с деньгами, идущими непонятно в чей карман? Что в Москве, связанное с мэрией, в последние три-четыре года Лужкова можно было показать в качестве реального результата работы? Пожалуй, только домики имени Елены Батуриной.

Первый год Собянина можно увидеть и пощупать. Или не увидеть, что иногда тоже неплохо. К примеру, не видим около метро диких ларьков с шаурмой из искусственной чебурашки. Сократилось число ларьков, стало меньше пьяных компаний. Плюс?

Чего мы еще не увидим? Вызывающую и наглую рекламу, заполонившую столицу. Еще недавно по основным магистралям города все туго было затянуто анонсами спектаклей, поздравлениями с праздниками той или иной профессиональной группы граждан и просто банальными предложениями купить-продать. Все это выглядело весьма неряшливо. А раздражающая псевдоремонтная реклама, которой были затянуты фасады многих домов в центре города (зачастую вопреки протестам их жителей)? Однако, начав со смены руководителя комитета по рекламе (там, напомним, фигурировало уголовное дело), Сергей Собянин, жестко взявшись за рекламный рынок, «тряпичные крыши» с московских улиц снял. И количество оной уже не кажется запредельным.

Или вот парковки. Ползет в пробке московский автомобилист, но виноват в этом, очевидно, не только московский трафик, но и автомобили, припаркованные в два ряда вдоль дороги. Доехал он до дома, но проблемы не кончились. Машинами заставлен двор. Приходится перелезать через заборчики вокруг газонов, чтобы пройти к подъезду. Идет и мысленно представляет,  как дома будут ругаться жена, которой пришлось опять гулять с ребенком без коляски – она не смогла выйти с ней из подъезда, и мама, которая ради похода в магазин в свои 80 лет лазала через заборчики.

Однако в последние месяцы такая история встречается пореже, хотя еще недавно это было нормой. И машин меньше не стало, наоборот. Но если осмотреться, то можно будет обнаружить  массовое появление парковок. Как грибы они выросли там, где это не мешает движению. Началось это с Тверской, где мэр запретил парковать авто. И Тверская стала двигаться заметно быстрее, несмотря на то, что в первые недели многие противники передвижения пешком жаловались, что не могут бросить машину напротив приглянувшегося магазина.

На днях я с удивлением смотрел на регулярную парковку у трех вокзалов и вспоминал, как машины парковались в три-четыре ряда, а транспортный поток превращался в узкий ручеек. Сегодня проехать мимо Ленинградского и Ярославского вокзалов, где раньше шумела «стихийная» парковка, можно без проблем. А постоянный джам около Белорусского вокзала – увы, наследие грандиозной и непродуманной стройки, затеянной Лужковым и отмененной опять же решением Собянина. Скорее всего, в ближайшее время вечный затор и там будет устранен.

А во дворах? Там, где раньше стояли неряшливые «ракушки», в которых владельцы хранили старые шкафы и шины, а вовсе не свои машины, а также на месте свалок, заброшенных пустырей без подъездных путей к ним и разного рода грязных канав, теперь появляются достаточно благоустроенные парковки.

Это, в свою очередь, приводит к еще одному эффекту – чистым улицам. Мало кто, даже среди москвичей, задумывается о том, сколько грязи из своих дворов вывозили автомобили, припаркованные на газонах. Грязь эта оставалась на дорогах, а затем оседала на автомобилях. Теперь же этой грязи попросту нет. Та, что есть, в основном «приезжает» на столичные магистрали из области и на иногороднем транспорте. Что особенно заметно в октябре.

Сколько лет плевались – шаурма, грязь, бомжи, бомбилы. Оказалось, надо совсем немного времени, чтобы это в порядок привести

Город постоянно чистит себя. Напомню, что с контроля работы «уборочного» транспорта Собянин фактически начинал публичную часть своей работы на посту мэра. И когда в Петербурге на дорогах царил полный и абсолютный ад, только-только принявший бразды правления Москвой Собянин сумел совершить чуть ли не подвиг, быстро поставив под контроль дорожников и заставив их крутиться как белки в колесе, обеспечивая свободу передвижения в эту сильно заснеженную зиму. А ведь многие не верили в это.

Кстати, слово «убрали» – это одна из главных характеристик последних месяцев. Убрали не так давно ларьки у остановок. Только хотелось возмутиться, но не успел, поставили новенькие. И теперь в газетном киоске, наконец, появились газеты.

На днях меня обрызгала машина на улице. Ну, я пробормотал в адрес водителя, как водится. А когда домой пришел, опять задумался. Куртка-то чистая. И опять слово «убрали» пришло в голову.

Убрали джихад-таксистов около метро (не везде пока, правда). И теперь автобусы нормально паркуются на остановках, а люди не лавируют мимо грязных авто и довольно-таки неприятных водителей с полукриминальной наружностью. Да и вообще, таксистский бизнес становится цивильным. Выходить на улицу с протянутой рукой уже «не модно». Можно позвонить в службу такси, и приедет официальный водитель. Который еще и возьмет с вас меньше, чем бомбила на дороге.

Сколько лет плевались – шаурма, грязь, бомжи, бомбилы. Оказалось, надо совсем немного времени, чтобы это в порядок привести. Собственно, нужно даже не время, а умение договариваться. Лужков себя князем московским мнил – Юрием Долгоруким. И ни с кем не договаривался – то с правительством поссорится, то подмосковным пенсионерам запретит в Москве льготами пользоваться. Много лет Москва чуть ли не «воевала» с Московской областью. Они не могли поделить землю, ресурсы, транспорт, столичные функции, обязанности в отношении дачников и даже помойки. А теперь деньги Минфин дает на московские дороги, которых Собянин обещал 400 километров построить, и город в Подмосковье вытянулся без всяких скандалов.

Кстати, скандалов за минувший год вообще стало меньше. Еще в прошлом году, помню, как брюзжали воспитатели в детском садике. Все у них плохо, еще зарплата низкая. А в этом году как-то подобрели. Не сильно, но все же не огрызаются. Вроде, говорят, им и учителям зарплату повысили?

А недавно моя знакомая, которая лечиться любит больше, чем жить, вызвала из-за головной боли себе скорую. Приехала буквально через 10 минут врач из поликлиники. Вначале она удивилась, потом возмутилась. Но врач быстро ее успокоила – при ее болезни скорая явно не нужна, а укол сделать или таблетки дать и она может. Сами врачи говорят о том, как разгрузила скорую помощь «неотложка», которую воссоздали по советскому опыту. Теперь бригады скорой помощи освобождены от необходимости нестись на каждый «чих» мнимых больных, которых в Москве хватает. В случае серьезной, но некритической ситуации врач со скоростью скорой приедет не из больницы, а из ближайшей поликлиники. Больной получит помощь раньше, а бюджет сэкономит. В итоге качественней работают и в поликлиниках, и в скорой помощи.

«Убрали» из города в последнее время и излишнюю напряженность. Та социально-политическая ситуация, характерная для Москвы Лужкова, во многом провоцировалась им же. Марши несогласных, Триумфальная площадь и акции националистов – все эти довольно многочисленные мероприятия прошлого в текущем году, несмотря на то, что мэрия последовательно выдает разрешения и согласования, сдулись донельзя. Журналистов на такие акции выходит всяко больше, чем участников. Еще год назад было не так.

Избирательная кампания, в которой Собянин возглавляет столичный список «Единой России» в Москве, проходит тоже спокойнее, чем четыре, а тем более восемь лет назад. И это тоже заслуга во многом московской мэрии и партии большинства. Спокойно и последовательно мотыжить свою делянку. И все у нас получится.

Москва на фоне Лондона, Рима и Афин вообще выглядит как комфортное и удобное место. И вот, глядя на все это со своей колокольни обычного москвича, начинаешь думать, что все же я зря говорил, что это не мой город. Я снова близко к сердцу принимаю в нем все – от мощения улиц плиткой до нанесения разметки для общественного транспорта. Это меня волнует. И уверен, это хорошо.

..............